«Психология мотивации»: История про Джона и Рэя
Автор: Михаил Палочкин
Источник: "Записки читателя"
Есть книги, которые читаются буквально на одном дыхании, легко понимаются и запоминаются. Книга, о которой мы будем говорить сегодня, — не из таких. Лично мне для ее прочтения и понимания пришлось больше обычного напрячь мозги. Но усилия были вознаграждены стократ.
Итак, речь идет о книге Хайди Грант Хэлворсон и Тори Хиггинса «Психология мотивации. Как глубинные установки влияют на наши желания и поступки» (Focus: Use Different Ways of Seeing the World for Success and Influence). Авторы книги — ученые из Центра изучения мотивации при бизнес-школе Колумбийского университета.
Хайди и Тори заявляют: всех людей можно поделить на две большие группы по типу доминирующей мотивации — первые стремятся к успеху, вторые — желают избежать неудачи. К первой группе относится их коллега Рэй, ко второй — другой коллега Джон. Девиз первого — выиграть, девиз второго — не проиграть.
В своей книге авторы рассматривают, как доминирующий тип мотивации формируется у человека с детства, как на это оказывают влияние родители и их воспитание. Кроме того, они показывают, как человек с установкой на достижение успеха или избежание неудачи ведет себя на работе, в семье, в отношениях.
Во второй части книги авторы объясняют, каковы возможности практического применения выявленных различий в доминирующей мотивации. Как правильно взаимодействовать с различными типами людей, если они ваши коллеги, студенты или потребители вашей продукции? Ответы на эти вопросы даются в книге.
Стратегий действий очень много. Мне наиболее всего запомнилась мысль о том, что не нужно переубеждать пессимиста: его взгляд на мир помогает ему быть очень эффективным за счет своей бдительности и вниманию к деталям. Так что пессимизм, который сопутствует мотивации избежать неудачу, это далеко не всегда плохо.
Очень интересна мысль и о правильной продаже товаров и услуг. Когда мы продаем машину человеку с установкой на победу, нам нужно показать ее экстраординарные возможности, способность быстро разгоняться до 200 км/час и проехать по любой грязи. Если наш покупатель — человек с ориентацией на избежание неудачи, ему нужно говорить: машина оборудована системой безопасности, она экологически чистая и потребляет очень мало бензина. Хотя в обоих случаях речь идет об одной и той же машине.
В общем, книга «Психология мотивации» позволяет нашему уму найти новые различия в действительности, а значит, стать более совершенным и утонченным. А видеть различия — это значит более полно воспринимать мир и уметь им управлять. Книга не относится к категории легкого чтива, она требует внимания и сосредоточения. Однако прочитайте ее — и вы никогда не пожалеете.
|