РЕЦЕНЗИИ | Обзор книги 20 мая 2015 г.

Великие, а не большие: Феномен «малых гигантов»

Автор: Дмитрий Горин
Источник: Searchengines.ru

Великие, а не большие (Бо Берлингем)
ПОДРОБНЕЕ О КНИГЕ
В филологии есть термин «оксюморон». Он обозначает сочетание слов с противоположным значением и используется для достижения стилистического эффекта. Многие знают примеры таких оксюморонов в литературе и кино. Например, «Горячий снег», «Живой труп», «Правдивая ложь», «С широко закрытыми глазами»… Автор книги «Великие, а не большие» (Small Giants: Companies That Choose to Be Great Instead of Big) Бо Бёрлингем (Bo Burlingham) обратился к этому приёму в бизнесе, исследуя феномен компаний, которые он называет «малыми гигантами».

Эти организации сознательно отказались от традиционного роста — привлечения дополнительного капитала, увеличения доли рынка, экспансии на соседние территории, слияния и поглощения — в пользу расширения иного рода. Их владельцы стремятся соответствовать высоким стандартам, создавать превосходные условия для сотрудников, обеспечивать отличный сервис, быть в прекрасных отношениях с поставщиками, активно помогать местному сообществу и получать от жизни удовлетворение. Это не значит, что они чураются прибыли или не жаждут высокой рентабельности инвестиций. Просто «созданная ими стоимость становится побочным результатом успеха в других областях», — поясняет автор.

Бо Бёрлингем считает, что эти компании обладают особой магией и пытается разобраться, что же её создаёт. Он составил список фирм, которые отвечали бы определению «небольшой гигант». Поскольку более двадцати лет Бёрлингем работал автором и редактором журнала Inc., то имел доступ к широкой базе данных различных организаций.

Для минимизации субъективности он ввёл три критерия: собственники компании должны были столкнуться с необходимостью решать проблему традиционного роста компании и сознательно отказаться от него; компании должны вызывать восхищение и желание подражать у других представителей отрасли; они должны быть отмечены независимыми наблюдателями за выдающиеся достижения.

В результате выкристаллизовался список из четырнадцати предприятий разных размеров, типов и позиций в своём жизненном цикле. Они представляют различные сферы бизнеса — здесь и мини-пивоварня, и рестораны, и склад по хранению документации, и звукозаписывающая студия, и производитель звуковых сигналов заднего хода, и создатели компьютерных спецэффектов, и многие другие. Самая маленькая из них — по дизайну и пошиву одежды — насчитывает двоих сотрудников, самая крупная содержит штат из примерно 1900 человек и имеет годовой доход в 350 млн. долларов.

Я ожидал, что каждая глава будет посвящена истории отдельной компании или группы, однако это не так. Книга организована по темам, где примеры из жизни фирм по мере необходимости иллюстрируют мысли автора.

Сначала Бёрлингем рассматривает то, как его герои оказывались перед выбором и, чтобы сохранить свободу действий, противостояли силам, толкавшим их на путь открытых акционерных обществ. Интересно наблюдать, к каким выводам пришёл каждый предприниматель, и направление, которое он выбирал.

Вторая глава посвящена вопросам управления — тому, какими методами боссы руководят своими предприятиями. Ошибочно считать, что все небольшие гиганты предоставляют своим сотрудникам свободу действий. На деле в некоторых принята достаточно жёсткая централизованная система управления. Другие же эгалитарны, то есть работают по принципу разделения полномочий.

Третья глава называется «Принцип "Моны Лизы"» и исследует связи компаний с их географическим расположением, с характером городов и районов, в которых они находятся. Аналогию с шедевром Леонардо да Винчи описывает Дэнни Мейер (Danny Meyer) из Union Square Hospitality Group: «Я не в курсе, что особенного в расположении, обрамлении и освещении "Моны Лизы", но знаю, что впечатление было бы не таким, если бы она была вывешена в другой раме и иначе освещена в другом музее, городе и стране».

Далее Бёрлингем анализирует ряд иных факторов, влияющих на магию компаний. Это создание тесных отношений с обществом, клиентами, поставщиками и сотрудниками; некоторые виды организационных структур и финансовые аспекты. Кстати, часть, посвящённую последнему вопросу, наш читатель вполне может пропустить или ознакомиться «по диагонали». Она не несёт практической пользы для нас из-за разницы в законодательстве, регулирующем эту сферу.

Насущный для небольших гигантов вопрос преемственности поднимается в предпоследней главе. Способны ли такие компании просуществовать дольше одного поколения, и если да, то как? Что произойдёт с ними, когда основатели, несущие дух компании, отойдут от дел? Их последователи не всегда могут удержаться в рамках установленных ценностей. С другой стороны, бизнес постоянно модифицируется, и ничто не может остаться неизменным.

В последней главе Бёрлингем рассматривает то, как основатели, руководители и собственники небольших гигантов подходят к бизнесу, рассуждает об их перспективах, вкладах в культуру и благосостояние всех, кто связан с ними.

«Есть люди, которые хотят от бизнеса больше, чем предлагает среднестатистическая компания. У них есть страсть или, может, только идея, которой они загорелись, и они жаждут шансов реализовать её. […] Они делают всё для того, чтобы в процессе роста компания оставалась механизмом для реализации их страсти и средством давать миру нечто замечательное и уникальное. Это основатели, лидеры и сотрудники небольших гигантов», — пишет в заключении автор книги «Великие, а не большие».

Эта книга будет полезна нашим предпринимателям, несмотря на множество аспектов, характерных для зарубежного бизнеса. Да, компании, которые рассматриваются владельцами только лишь как экономические механизмы, важны. Однако я уверен, что после знакомства с работой Бо Бёрлингема многие захотят воплотить хотя бы некоторые идеи, на основе которых работают небольшие гиганты.




ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
КНИГИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ:
Высшая цель. Секрет, который поддерживает вас каждую минутуВысшая цель. Секрет, который поддерживает вас каждую минуту
Гид HBR. Как стать продуктивнееГид HBR. Как стать продуктивнее
Все хреново. Книга о надеждеВсе хреново. Книга о надежде

МЕТОДОЛОГИЯ: Стратегия, Маркетинг, Изменения, Финансы, Персонал, Качество, ИТ
АКТУАЛЬНО: Новости, События, Тренды, Инсайты, Интервью, Бизнес-обучение, Рецензии, Консалтинг
СЕРВИСЫ: Бизнес-книги, Работа, Форумы, Глоссарий, Цитаты, Рейтинги, Статьи партнеров
ПРОЕКТЫ: Блог, Видео, Визия, Визионеры, Бизнес-проза, Бизнес-юмор

Страница Management.com.ua в Facebook    Менеджмент.Книги: телеграм-канал для управленцев    Management Digest в LinkedIn    Отслеживать нас в Twitter    Подписаться на RSS    Почтовая рассылка


Copyright © 2001-2023, Management.com.ua

Менеджмент.Книги

телеграм-канал Менеджмент.Книги Менеджмент.Книги — новинки, книжные обзоры, авторские тезисы и ценные мысли из бизнес-книг. Подписывайтесь на телеграм-канал @books_management



Спасибо, я уже подписан(-а)