McDonald's: Как создавалась империя
Источник: Innabtys.com
Рей Крок (Ray Kroc) — великий человек и отличный рассказчик. Всю жизнь он активно развивался в сфере бизнеса (был продавцом разных изделий), но его никогда не покидала мысль о действительно большом бизнесе. В 52 года он бросил свою небольшую, но устойчивую карьеру в продажах мультимиксеров, полностью переключившись в работу по развитию франшизы МакДональдса, что в последствии принесло ему миллионы долларов (состояние в $0,5 млрд. на момент смерти (81 год) в 1984 г.).
Книга "McDonald's. Как создавалась империя" (Grinding it Out: The Making of McDonald's) очень легко читается. Словно слушаешь историю старого, очень близкого тебе знакомого. Очень много фактов поданы без прикрас. Рей Крок описывает все свои начинания, успехи и провалы, начиная от юношеских лет. Он описывает свою семью, работу, образ мыслей. Те трудности и жизненные ситуации, с которыми ему приходилось сталкиваться, выбор который он делал.
Это очень хороший стиль изложения, он дает возможность провести параллели читателям со своей жизнью. Рей Крок несколько раз сменил компании (он был продавцом и бумажных стаканчиков (примерно до 36 лет) и электромиксеров (до 52 лет), но в каждой из них он был хорошим продавцом (у него находилось несколько человек в подчинении).
Можно сказать, что только по удивительной случайности, продавая электромиксеры, он познакомился с братьями МакДональдами, и неожиданно для самого себя представил, как можно развить их бизнес, ушел в него с головой, находясь не в лучшем финансовом положении.
Особенно важными моментами в книге являются моменты выбора людей, которые вошли в команду Рея и строили бизнес вместе с ним. Также, невероятно интересными являются "бизнес-фишки", которые описывает автор, указывая на ключевые факторы успеха. Например история о том, какую схему они придумали для упрощения открытия новых франшиз (договоренности с франчайзи, банками, арендодателями), или про то, какая схема была придумана для выкупа прав на марку у самих братьев МакДональдс.
Невероятно, но могло быть и так, что мы бы не знали о МакДональдс сегодня. Рей мог и дальше быть продавцом складных столиков (он подумывал об этом как смене вида деятельности из-за некоторых сложностей с компанией по продаже мультимиксеров). У братьев МакДональдов мог быть только один ресторан, возможно, несколько открытых по франшизе в Соединенных Штатах.
Пример Рея — это пример того, как можно масштабировать успешную бизнес-модель. И пример того, что никогда не поздно ухватиться за отличную возможность, если ты нутром чувствуешь ее успешность, исходя из своего опыта.
Закусочная МакДональдов была очень популярна и успешна изначально, благодаря нескольким "фишкам". Изначальная прибыльность — базовый принцип успеха. Вот так выглядела закусочная братьев МакДональд, когда Рей Крок впервые увидел её, и познакомился с ними:
Второй принцип — масштабирование успеха. Именно это и смог идеально сделать Рей Крок. Он занесен журналом Time в список «100 наиболее важных людей века».
Фото ниже — результаты первого ребрендинга закусочной, который был в планах, изображения которого видел Крок и на основе чего Рей был воодушевлен на дальнейшую работу (первое использование легендарных арок).
Книга однозначно стоит прочтения. Здесь нет "воды" или бестолковых советов. Здесь есть опыт в чистом виде, логика, которой следовал человек для того, чтобы добиться успеха, а также большая параллель с личной жизнью и её влиянием на происходящее и принятие решений. Отличная книга.
|