Уроки выдающегося предпринимателя XX века
Источник: Kyivstar Business HUB
Коносуке Мацусита (Konosuke Matsushita) — легендарный японский предприниматель, яркий лидер, новатор в сфере управления бизнесом. Основанная им фирма Matsushita Electric обеспечила миллиарды потребителей товарами марки Panasonic и других известных брендов. Доходы компании в 1989-м, в год смерти ее основателя, достигли $42 млрд.
Многие управленческие инновации Мацусита внедрил задолго до того, как о них написали бизнес-гуру. Ему удавалось опережать более крупных и богатых конкурентов. После официального ухода из бизнеса Мацусита стал писать книги, занялся философией, образовательными проектами и благотворительностью.
Он постоянно учился и приобретал новые навыки. Его история — это преодоление трудностей и извлечение уроков из поражений. Своим примером, не прекращая личностное развитие и в зрелом возрасте, Мацусита доказал безграничность возможностей человека.
Коносуке отличался от типичных ярких лидеров. Это был неулыбчивый человек с ушами, торчащими, как крылья самолета. Он не был гениальным оратором, не развлекал аудиторию анекдотами. Тем не менее, как и все великие лидеры, он побуждал большие группы людей к улучшению жизни.
Невероятные успехи приносили ему миллиарды долларов, но он вкладывал их не в виллы и острова. Вместо этого он учредил аналог Нобелевской премии, открыл школы менеджмента, призванные содействовать реформированию японской политической системы, осуществил ряд других социальных проектов.
В книге Джона Коттера (John Kotter) "Лидерство Мацуситы" (Matsushita Leadership) рассматривается история развития Matsushita Electric от крохотной фирмы в Осаке до транснациональной корпорации. Большое внимание уделяется методам управления, применяемым Мацуситой для достижения лидерства в бизнесе, и взаимосвязи этих методов с его оригинальными философскими взглядами.
В книге также подробно описывается жизненный путь самого Коносуке Мацуситы, анализируются причины превращения плохо образованного провинциального юноши, в раннем возрасте пережившего несколько семейных трагедий, в лидера бизнеса, новатора в сфере менеджмента и выдающегося общественного деятеля.
Бизнес-принципы Мацуситы ˅
К 1932 году Мацусита понял, что MEI становится тяжеловесным игроком на рынке. Он стал искать другие пути развития. Коносуке собрал 168 менеджеров и обратился к ним с речью о новой миссии компании. Он выдвинул смелое предложение: «Миссия промышленного предприятия должна заключаться в преодолении бедности, в избавлении от страданий общества в целом, в том, чтобы делать людей богаче».
Мацусита говорил о необходимости создания «дешевых и неисчерпаемых продуктов», которые способны победить бедность на Земле. И добавил, что для достижения этой цели, возможно, понадобится два или три столетия, но долгосрочность задачи не должна мешать ее осознанию.
Работники компании знали из собственного опыта, что все великие идеи сложны для воплощения. А Мацусита был уверен: изменить жизнь к лучшему можно лишь благодаря дальновидности и готовности браться за амбициозные проекты.
Часть аудитории восприняла его выступление скептически. Мацусита в ответ предложил собственный набор принципов бизнеса:
- служение обществу;
- справедливость и честность;
- коллективный труд на общее благо;
- постоянное самосовершенствование;
- вежливость и смиренность;
- соблюдение естественных законов;
- благодарность за добрые дела.
Коносуке Мацусита потребовал, чтобы эти бизнес-принципы громко зачитывались каждое утро всеми работниками на совещаниях. Некоторые отказывались это делать, но Мацусита не отступал. Он говорил: «Люди иногда находятся в плену слабых и уродливых сторон человеческой природы. Но если вы ставите перед собой большие цели и ежедневно размышляете над ними, то постепенно становитесь более целеустремленными, а значит, и более счастливыми».
Пять основных мыслей:
- ДЛЯ УСПЕХА недостаточно товаров, которые чуть лучше или чуть дешевле, чем у конкурентов. Можно и нужно создавать продукты, которые одновременно существенно лучше и намного дешевле.
- НЕЛЬЗЯ СТАТЬ крупным производителем, лишь перенимая чужое и не имея прочной собственной базы.
- РЕШЕНИЕ сложных проблем требует прежде всего открытости ума и готовности к обучению.
- СМИРЕНИЕ, скромность и упорный труд — необходимые лекарства при головокружении от успехов.
- Эффективная СОЦИАЛЬНАЯ ответственность — это мышление в масштабах поколений.
Стоит задуматься:
- Насколько амбициозны и дальновидны стратегические инициативы вашей компании?
- Как ваша компания развивает самый важный долгосрочный актив — сотрудников?
- Какова стратегия вашего собственного обучения и развития в течение всей жизни?
Cледует сделать:
- Строить свое лидерство не столько на словах, сколько на личном примере.
- Создавать стратегические альянсы для вывода компании на новый уровень.
- Жертвовать деньги на развитие, а не на оберегание людей от сложностей и несчастий.
|