Сюзанна Скалска: «Тренды — это мы»
Источник: Блог "Кот ученый"
Сюзанна Скалска (Zuzanna Skalska), профессиональный тренд-аналитик и бизнес-консультант, простыми словами объясняет, зачем бизнесу нужны тренды и почему сегодня тренды — это мы.
Зачем бизнесу тренды
Прежде всего, тренды — это не пустые слоганы для продажи товаров, хотя сегодня компании и потребители определяют тенденции именно так. Тренды — это, главным образом, осведомленность, осознание того, что происходит вокруг нас, какие изменения мы наблюдаем, кем мы являемся и кем хотим стать в будущем как компания или бренд.
Самое важное в компании — это ее культура. Если есть место для разговоров об абстрактных понятиях, о далеко идущей стратегии на пять-десять лет, о развитии, инвестициях, принятии решений и рисков, это означает, что у компании есть отличный шанс добиться успеха на рынке на волне тренда.
Однако компании обычно боятся рисковать. Они часто думают, что трендбук — это своего рода священная книга с готовыми ответами, и стоит лишь заглянуть внутрь, увидеть текущие тенденции, выбрать одну, вложить в нее средства и получать большой успех через два года.
Это не так. Такой подход актуален только для потребителей, которые читают журналы, чтобы проверить, какие шторы или вазы для цветов выбрать в этом сезоне.
Для бизнеса тренды или трендбуки являются инструментами, которые показывают спектр различных возможностей на ближайшее будущее. Знание тенденций и направлений, в которых они движутся, помогает советам директоров принимать решения.
Реальные инновации обязательно ведут к изменениям в организационной культуре. Это означает, что нужно по-другому взглянуть на основной бизнес компании и понять, что не все основано на чисто рациональном мышлении.
Для бизнеса тренды или трендбуки являются инструментами, которые показывают спектр различных возможностей на ближайшее будущее
Тренды являются результатом многих явлений, происходящих по всему миру, в том числе политических, экономических и социальных. Должна быть причина для начала тренда.
МЫ-тренд
Мы живем в момент великого переосмысления понятий, ценностей и явлений. Новые значения заменяют старые, и это изменит нашу жизнь. Один из ключевых трендов называется МЫ. Это означает сообщество и, как следствие, новое поколение.
Типичный западный консьюмеризм зашел в тупик. Мы не можем покупать больше и потреблять больше. Социологи утверждают, что мы переживаем похожие явления, которые привели к падению Римской империи: упадок, лень, богатство и чувство безопасности.
Мы приближаемся к концу американской модели капитализма, потому что задали себе вопрос: а нужно ли нам так много всего? И мы уже знаем, что современные бизнес-модели служат не всему обществу, а всего лишь нескольким процентам самых богатых людей в мире. Остальные — бедны.
Самый большой враг капитализма — это осознанный потребитель. Сегодня бренд означает не то, что говорит отдел маркетинга, а то, что один человек говорит другому. Маркетинг меняет свою позицию — он больше не продвигает компанию, а защищает бизнес. Ведь в наши дни потребители могут убить бренд одним постом.
Самый большой враг капитализма — это осознанный потребитель
МЫ-система
Еще один новый тренд — скандинавизация — также основан на переходе от “я”, то есть от самой вершины пирамиды Маслоу, к “мы”. Как сообщество, живущее в доме, районе и городе, мы постепенно становимся самыми важными игроками. Мы развиваем солидарность.
Нет управления, нет президентов, нет отделов маркетинга. Все просто. Информация передается от человека к человеку, из уст в уста, и люди таким способом строят сообщество.
Это не значит, что нам не нужно управление. Новые лица, принимающие решения, в некоторой степени возьмут на себя роль лидеров. В последнее время деловые издания уделяют особое внимание стратегиям лидерства и лидерству в целом. К сожалению, в этой области все еще недостаточно людей со знаниями и здравым смыслом, и школы не обучают таким навыкам.
Скандинавы представляют то общество, которое уже так живет. В течение многих лет они находятся в топе самых счастливых стран в мире. Кроме того, Скандинавские страны и Нидерланды являются наименее коррумпированными обществами. Это означает, что люди там доверяют друг другу.
Жить в WE-системе значит жить вместе. Вместе люди могут преодолеть много трудностей. Мы закрываем круг: мы возвращаемся от империи к городу. Следующие годы будут принадлежать городам. Очень важное время для городов только начинается.
Жить в WE-системе значит жить вместе
Революция бизнес-моделей
Во-первых, благодаря технологиям нам не нужно находиться в офисе с 9 до 17. Наша работа больше не удерживает нас за офисным столом. Вы можете работать где угодно. Во-вторых, благодаря технологиям вы можете производить много вещей самостоятельно. В-третьих, производство в Китае становится слишком дорогим.
Это вызвало формирование классического порочного круга: более высокие затраты на производство в Китае влияют на цены. Многие западные компании уже становятся банкротами или переносят свой бизнес на Средний и Дальний Восток. Но люди теряют работу здесь, в Европе, поэтому у них все равно нет денег, чтобы купить все эти товары. Но осознанный потребитель уже знает, что каждый евро, вложенный на местном уровне, повышает локальную экономику, а значит, и качество жизни местного населения.
В наши дни на Западе все больше людей, которые специализируются на IT и маркетинге, чем тех, кто может что-то сделать своими руками. Без технологий и интернета они не смогли бы выжить и две ночи в лесу. Создание именно таких ценностей должно идти рука об руку с изменением отношения к бизнес-моделям и предпринимательству.
Революция бизнес-моделей — еще один знак времени. С одной стороны, оффлайн-магазины становятся банкротами, а с другой — растут онлайн-продажи. Людям больше не нужно ходить в заведения с табличками “Открыто/Закрыто”, потому что они могут делать покупки 24 часа в сутки и работать по-другому.
Бизнес-планы, крупные займы и кредитные линии больше не нужны, хотя они никогда не исчезнут. В настоящее время, благодаря краудфандингу, вы можете опубликовать свою идею онлайн, тысяча людей ее оценит, каждый из них даст вам по 5 евро, и вот у вас уже достаточно капитала для создания прототипа. И эта армия невидимых и безымянных инвесторов не ждет быстрого возврата инвестиций.
Новые бизнес-модели связаны с самозанятостью. В Европе самозанятые работники уже становятся большой социальной группой. Никто и представить себе не мог такое явление всего пять лет назад. При этом новое поколение не обязательно хочет быть богатым, но оно хочет жить мирно и хорошо.
Нехватка навыков
Богатая Европа сталкивается с кризисом, связанным с нехваткой навыков. Мы утрачиваем знания, которые накапливали веками. Знания, которые сформировали нашу культурную идентичность. Например, Европа закрывает свои профессиональные училища, что вызывает дефицит профессий, предоставляющих базовые услуги, которые в свою очередь и формируют сообщество.
Трудно найти мастерскую по ремонту обуви или швею, которая сделала бы выпускное платье. Керамические и мебельные компании не могут найти сотрудников, специализирующихся на изготовлении собственно керамики или мебели.
Мы начали есть свой собственный хвост
Существует гигантский кризис нехватки навыков, потому что кроме Excel, PowerPoint и онлайн-поиска мы больше не умеем делать что-либо еще. Следовательно, существует необходимость трансформировать образование, чтобы оно больше не было самоцелью, а снова развивало практические навыки.
Эти навыки, помимо времени, личной жизни и наследия, которое мы можем оставить нашим детям, станут настоящей роскошью в будущем. Это нематериальные товары. Для миллениалов материальные вещи — это балласт, якорь, который удерживает их на месте и не помещается в багажную кладь.
Мы начали есть свой собственный хвост. Видя такое положение дел, новое поколение хочет остановить этот процесс. Они хотят создать совершенно другие потребности и совершенно другое общество, чтобы жить лучше. Возможно, не так удобно в финансовом отношении, но все же жить хорошо и мирно. Иметь время для своей семьи и друзей. Чтобы просто наслаждаться жизнью.
|