ТЕНДЕНЦИИ | PR-кадры 8 октября 2007 г.

Лаврская колокольня на берегу Мертвого моря
или зарплаты решают все

Автор: Рената Рид, Publicity.kiev.ua

На PR-рынке продолжается кадровый голод. Нет, желающих работать — "хоть греблю гати". Вот только их запросы — высоки, как Лаврская колокольня, а уровень квалификации — низок, как у Мертвого моря.

По информации сайта HeadHunter.COM.UA, связи с общественностью — одна из немногих профессиональных специализаций, где количество предложений от соискателей существенно (в 2,4 раза) превышает количество предложений, поступающих от компаний-работодателей. Одна из причин — повышенный интерес к этому направлению специалистов без опыта работы.

По оценкам службы аналитики Publicity Creating, сегодня в Украине в сфере PR уже работают от 7 до 14,5 тыс. человек. из них от 500 до 1000 чел. — в специализированных PR-агентствах, и 1,5-3,5 тыс. человек в крупных компаниях. Остальные (порядка 5-10 тыс. человек) — работают в среднем бизнесе. (Эти цифры были озвучены на PR-форуме в рамках REX-2007)

Логично предположить, что именно в PR-агентствах сосредоточены наиболее профессиональные кадры. Здесь и задачи сложнее, масштабнее, и интенсивность работ выше, да и сами горизонты — шире (приходится работать с разными проектами и клиентами, на разных рынках). Парадокс, но от дефицита кадров пострадали прежде всего те же PR-агентства. Постоянно нуждаясь в специалистах, они вынуждены принимать на работу людей без опыта — "растить" их внутри агентства, обучать (и теоретически и главное — на практике).

Что получают агентства взамен? Покрутившись полгода-год в агентстве (некоторые успевают за 1,5 года сменить несколько агентств), новоявленный "специалист по связям с общественностью" устремляется туда, куда его изначально влекло — у крупные "жирные" компании. Почему? Все просто — там зарплаты выше, а ответственности меньше.

Теплые места, включая соц.пакеты и другие корпоративные блага как то больше "греют" вчерашнего новичка, чем профессиональный рост. Чаще всего, при работе в компании, он согласен быть "на все руки мастером", включая заказ сувенирки и размещение рекламных блоков в прессе. Он также согласен (такие случае нередки) уйти прямо к клиенту своего бывшего работодателя. Особенно неприхотливы приезжие из регионов — им главное — зацепиться в Киеве, а не отправиться обратно в свой родной Волчехренск.

А агентство в это время набирает следующих "молодых, энергичных" и все начинается с начала. Такая вот незатейливая "кузница кадров"...

Но впрочем, не все так безоблачно для компаний. Оценить реальный уровень квалификации и опыта PR-менеджера или PR-директора в компании обычно некому. А резюме выглядит так привлекательно.... "Разработка стратегии", "Организация пресс-мероприятий", "Мониторинг СМИ и анализ эффективности"..."Общение с журналистами", "Ведение крупных проектов..." На деле, человек мог "присутствовать" при все этом, но совсем ни в чем не участвовать. Например, мог обзванивать журналистов, уточняя получили они очередной релиз или не получили. Мог также писать "черновики" пресс-релизов, которые потом кто-то действительно опытный , чертыхаясь, правил и корректировал. Или например, мог стоять на входе в конференц-зал и регистрировать пришедших.

Компаниям стоило бы знать — в PR-агентстве начинающих никогда и близко не подпустят к стратегии или к значимому клиенту — будет себе дороже. PR-агентство — это не обучающий центр — тут обычно учат на практике. В этом плюс. Но в этом и минус — для тех сотрудников, которые не в состоянии вынести из практики рациональное зерно, не в состоянии обобщать и анализировать. К сожалению, обычно низовые менеджеры за деревьями не видят леса и вообще не догадываются о целостной картине происходящего.

Таким образом, купив за немалые деньги "специалиста", компания может банально переплачивать ему — каждый месяц — не получая адекватной отдачи, и уж тем более не достигая нужных результатов. Да и сами функции, которые приходится выполнять пиар-менеджеру в компаниях часто похожи на энциклопедию — тут и написание релизов, и проведение корпоративных праздников, и разработка акций, и мониторинг... Все эти фукнции в профессиональном агентстве разделены между разными специалистами. А в компаниях думают примерно так — "мы же платим человеку 1500 у.е. в месяц — пусть отрабатывает и все делает сам". Увы, при отсутствии опыта, времени или умений — 1500 у.е. не помогут.

PR-агентствам, впрочем от этого тоже не сладко. Во-первых, они затем сталкиваются с псевдоспециалистами, работая с клиентами, и это крайне осложняет и процесс сотрудничества, да и на результаты конечно влияет.

А самое главное — агентства поставлены в условия, когда нужно постоянно "догонять" уровень зарплат, принятых в крупных компаниях. Если год назад начинающему платили порядка 250 у.е., то сегодня — уже 300-400. Если менеджеру среднего звена платили порядка 500 у.е., то сегодня — уже 700-900. И это при том, что именно средний менеджмент — самый большой дефицит.

По данным HeadHunter.COM.UA, сегодня уровень заработной платы, предлагаемый специалистам в области PR следующий: минимальный — 300, средний — 800, максимальный — 2500 у.е. (медиана — 940 у.е.) Агентства хватаются за голову — ну как платить 600 или 800 долларов человеку, который не может написать нормальный пресс-релиз? не знает, что такое контент-анализ? не знает, как убедить журналиста прийти на мероприятие? не может обеспечить интервью с клиентом?... У большинства компаний-работодателей таких вопросов не возникает — они просто не догадываются о них, да и критериев оценки профессионального уровня, как уже говорилось, — практически нет.

О топах разговор особый — благо, их не так много нужно, потому что на поверку дня, настоящих PR-специалистов можно пересчитать на пальцах двух рук. Откуда у нас обычно берутся Топы в корпоративном секторе PR? Умелый карьерист это знает не понаслышке. Коллекционируя престижные места работы, он переходит "с ветки на ветку", и глядишь — через 2-3 года уже будет супер-топом в какой-нибудь транснациональной корпорации. Причем, бренд предыдущего работодателя настолько гипнотизирует следующего работодателя (особенно, если речь идет о конкурентах!), что сама должность, и тем более опыт и функции претендента — обычно отходят на второй план.

СМИ, кстати, постоянно подливают масла в огонь, публикуя все более и более "безумные" цифры зарплат в столице, в том числе и PR-специалистов (например, за 2007 год зарплаты в Киеве повысились в среднем на 40-50%). Соискатели читают новые цифры с двумя нулями — и свято верят, что так оно и есть. А ведь зарплаты все же бывают разные, как разными являются функции специалистов и требования к ним. Кроме того, есть нематериальные преимущества работы — в тех же пиар-агентствах например, где (не в обиду компаниям, они тоже разные бывают), выше профессиональный уровень и работа считается в целом "интереснее".

Напоследок, реальный случай на собеседовании.

"Здравствуйте, я хочу работать у Вас пиар-менеджером".

"А Вы знаете, что такое PR?"

"Ну да, это часть рекламы."

"А какие функции, по Вашему выполняет пиар-менеджер?"

"Ну, стратегии разрабатывает, дает интервью... В общем, брендингом занимается".

"У меня к Вам вопросов больше нет. Может, у Вас есть?"

"Да, у меня есть вопросы — какой у Вас соц.пакет и какой режим работы? И еще — мне все время прийдется за компьютером сидеть или это будет что-то более креативное?"




ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
КНИГИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ:
Убедили! Как заявить о своей компетентности и расположить к себе окружающихУбедили! Как заявить о своей компетентности и расположить к себе окружающих
Муза не придет. Правда и мифы о том, как рождаются гениальные идеиМуза не придет. Правда и мифы о том, как рождаются гениальные идеи
У них так принято. Как правильно пожимать руку, вовремя затыкаться, работать с м*даками и другие важные скиллы, которым вас никто никогда не училУ них так принято. Как правильно пожимать руку, вовремя затыкаться, работать с м*даками и другие важные скиллы, которым вас никто никогда не учил

МЕТОДОЛОГИЯ: Стратегия, Маркетинг, Изменения, Финансы, Персонал, Качество, ИТ
АКТУАЛЬНО: Новости, События, Тренды, Инсайты, Интервью, Бизнес-обучение, Рецензии, Консалтинг
СЕРВИСЫ: Бизнес-книги, Работа, Форумы, Глоссарий, Цитаты, Рейтинги, Статьи партнеров
ПРОЕКТЫ: Блог, Видео, Визия, Визионеры, Бизнес-проза, Бизнес-юмор

Страница Management.com.ua в Facebook    Менеджмент.Книги: телеграм-канал для управленцев    Management Digest в LinkedIn    Отслеживать нас в Twitter    Подписаться на RSS    Почтовая рассылка


Copyright © 2001-2023, Management.com.ua

Менеджмент.Книги

телеграм-канал Менеджмент.Книги Менеджмент.Книги — новинки, книжные обзоры, авторские тезисы и ценные мысли из бизнес-книг. Подписывайтесь на телеграм-канал @books_management



Спасибо, я уже подписан(-а)