ИТОГИ РЫНКА ТРУДА — 2007
ОБЩИЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ HeadHunter.COM.UA
"HeadHunter::Барометр 2007"
Спрос и предложение
В 2007 году наибольшее количество вакансий было предложено специалистам в области информационных технологий и телекоммуникаций (17% от всего объема вакансий) и в области продаж (15%).
А вот изучение объема предложений со стороны соискателей показало, что наиболее востребованы в 2007 году были вакансии в области продаж и маркетинга/рекламы/PR (см. диаграмму). Уже второй год наблюдается повышенный интерес кандидатов к вакансиям именно в этих преимущественно отношения-ориентированных профессиональных областях.
«Информационные технологии» — бессменный лидер последних лет по количеству вакансий, предлагаемых рынку труда Украины. В рамках этой профессиональной области в 2007 году было предложено в 2 раза больше вакансий, чем сферой маркетинга и рекламы и в 8 раз больше, чем юридической сферой. Как всегда, крайне востребованы программисты и разработчики. Индекс спроса/предложения удерживается на уровне 0,2, демонстрируя наличие одного специалиста, рассматривающего предложения, на пять вакансий.
В области «Продажи» традиционно наиболее востребованы специалисты по продажам продуктов питания, алкоголя и товаров народного потребления. Во втором полугодии 2007 года работодатели столкнулись с особенным дефицитом специалистов по продажам сетевых решений (индекс спроса/предложения 0,2*), по продажам услуг и товаров для бизнеса (индекс 0,3), продукции химического производства (индекс 0,3), продукции медицины и фармацевтики (индекс 0,5). Соискатели проявили повышенный интерес к продажам электроники, фото и видео, а также автомобилей и запчастей к ним.
Профессиональная область «Банки/Инвестиции/Лизинг» попала в «тройку лидеров» по объему предложений только в начале 2007 года, потеснив область «Маркетинг/Реклама/PR». Спрос на специалистов в этой профессиональной области начал резко расти уже в 2006 году. Во втором полугодии 2007 года произошел заметный скачок в количестве вакансий для специалистов в области кредитования (рост на 400% в течение года) по всем направлениям (потребительские кредиты, ипотека, кредитование малого и среднего бизнеса). В целом эта профессиональная область показывает один из наиболее высоких показателей дефицита специалистов на рынке труда (средний по области индекс спроса/предложения 0,7*).
В направлении «Финансы» во втором полугодии 2007 года был отмечен рост количества вакансий для экономистов (в серднем на 15% опережает рост количества вакансий по другим специализациям в этой профессиональной области).
В области «Маркетинг/Реклама/PR» традиционно большим спросом пользуются специалисты по маркетинговым коммуникациям. И, несмотря на то, что данное профессиональное направление — одно из наименее дефицитных с кадровой точки зрения, в конце 2007 года к разряду дефицитных были отнесены интернет-маркетологи (индекс спроса/предложения 0,6*) и дизайнеры (индекс 0.6). А вот наиболее популярны среди соискателей вакансии бренд-менеджеров (индекс 1,8) и специалистов по связям с общественностью (индекс 1,8). Стоит отметить, что по объему резюме в 2007 году эта область занимает второе место после области «Продажи».
Уровень дефицита кадров в профессиональной области «Страхование» сравним с уровнем нехватки специалистов в направлении программирования, где приходится по одному кандидату на пять вакансий. Согласно данным HeadHunter.COM.UA больше всего вакансий в области «Страхование» было предложено специалистам в комплексном страховании физических и юридических лиц.
Уровень зарплат
Изучение изменений в уровне заработных плат, предлагаемых работодателями по вышеприведенному списку позиций, демонстрирует, что в целом в 2007 произошел рост на 9%. Естественно, не по всем позициям этот показатель однороден. Так, наибольший рост зарплат отмечается по позициям в области управления персоналом (12%), финансов (12%), и журналистики (13%). В страховании, одном из наиболее дефицитных с кадровой точки зрения профессиональном направлении рост составил всего 6%. Стоит отметить, что немногим более 30% объявлений о вакансиях содержат информацию об уровне заработных плат. В России, например, этот показатель равен почти 70%.
Общие данные об исследовании
Данные для формирования обзора HeadНunter::Барометр получены на основе информации сайта HeadHunter.COM.UA о вакансиях от украинских и международных компаний и резюме специалистов, предложивших свои услуги на рынке труда. Период изучения — 2007 год. Всего в 2007 году в системе HeadHunter.COM.UA было зарегистрировано более 30 тысяч вакансий для специалистов и менеджеров среднего и высшего звена. В базе резюме HeadHunter.COM.UA зарегистрированы свыше 50 тысяч резюме.
HeadHunter.COM.UA — профессиональный сайт по поиску работы и персонала, ориентированный на специалистов и менеджеров среднего и высшего звена. Вся информация, размещаемая на сайте, проходит модерацию.
* Индекс отражает количество резюме, приходящихся на одну вакансию (учитываются только резюме и вакансии, размещенные на сайте в определенный период; резюме, размещенные до или после периода изучения, не рассматриваются).
|