Будущее уже началось
Источник: журнал "Комп&ньон" (№9, февраль, 2008)
Цель хорошего прогноза — не угадать, что случится в будущем, а рекомендовать действия, которые необходимо предпринять уже сегодня.
Если хочешь рассмешить Бога, расскажи ему о своих планах на завтра...
Но не стоит насмехаться над предсказателями, убеждает всемирно признанный эксперт по вопросам будущего Пол Саффо, ибо любой прогноз неверен. В каждый момент времени взаимодействует бесчисленное множество факторов, и малейшее изменение в настоящем может привести к грандиозным изменениям в будущем. Прекратите смотреть в будущее, советует эксперт. Чтобы знать, как действовать сегодня, достаточно внимательно посмотреть назад. Суть эффективного прогнозирования состоит в том, чтобы набросать прогноз в общем виде как можно быстрее, а затем очень тщательно и регулярно приближать его к реальности, учитывая происходящие изменения. Другими словами, возьми свой вчерашний прогноз, посмотри, в чем ты был не прав, и исправь ошибки. Чем чаще проводится такая сверка с реальностью, тем точнее аппроксимация.
Конус неопределенности
Обобщая свой 25-летний опыт футуролога, Пол Саффо пришел к выводу, что задача прогнозиста — не предсказать результаты события, а спроектировать «конус неопределенности» относительно предмета исследования и установить пределы вероятностей. Вершина конуса — сам исследуемый факт. Из этой точки исходит множество векторов возможного развития событий, и чем удаленнее прогноз, тем шире основание конуса: через десять лет может быть больше сюрпризов, чем через неделю. Такие сюрпризы — события-джокеры, имеющие низкую вероятность, но сильное влияние, могут казаться пустой игрой воображения. Однако ими не следует пренебрегать. В этой области преуспела научная фантастика: она сеет в умах сумасшедшие идеи, которые те лет через 15 воплощают в жизнь.
Изменения развиваются по S-образной кривой
Наши ожидания носят линейный характер, но технологические изменения развиваются по S-образной кривой. Путь от изобретения до момента, когда технология завладевает миром, занимает обычно много лет. Мы же склонны ожидать, что новые технологии перейдут в стадию массового применения гораздо быстрее, и поэтому неизбежно переоцениваем краткосрочное и недооцениваем долгосрочное влияние инноваций. Сами изобретатели редко имеют полное представление о том, в каких сферах применима их идея. Поэтому требуется время, чтобы изобретение возникло и проявило свои свойства на самых разнообразных рынках. Когда в 1980-х появились первые персональные компьютеры, было трудно предположить, что через 20 лет они начнут широкую экспансию в бытовом секторе и чуть ли ни в каждом доме станут использоваться преимущественно для игр и переписки. Нелинейность развития инноваций следует особенно учитывать на начальной стадии внедрения.
Индикаторы будущего
Общепринятый метод прогнозирования — ориентация на тренд, на общее направление развития событий. Саффо рекомендует делать совершенно противоположное: обращать самое пристальное внимание на те явления, которые выбиваются из общего потока. Это и есть индикаторы будущего. Обычно вещи, которые не вписываются в картину или находятся не на своем месте, вызывают раздражение, сожаление и даже протест. Саффо вспоминает, как его бесили аварийные телефоны-автоматы вдоль американских автострад: всякий раз, когда случалась поломка, поблизости не оказывалось такого автомата, все они вдруг «заканчивались». На самом деле это был сигнал из будущего о приближающейся эре мобильной связи.
Смотри назад в два раза дальше, чем вперед
Согласно выражению, которое приписывают Марку Твену, «история никогда не повторяется, но часто рифмует». В истории легко отыскать технологические «рифмы» к современному помешательству на массовых интернет-коммуникациях: это было появление почты в XVII веке, изобретение телеграфа в начале XIХ века, телефона (1870 г.), радио (1895 г.), телевидения (1930 г.). На самом деле технологические изменения происходят с определенной цикличностью, где цикл равен приблизительно 30 годам. В каждом цикле одна из научных дисциплин превращается в технологию, а затем уступает лидерство другой науке. Так, по мнению Саффо, в первой трети ХХ века в технологиях царила химия, во второй трети наступил век физики, ему на смену пришел век электроники, который с начала XXI века начал сменяться веком биологии.
Шесть правил эффективного прогнозирования Пола Сафо
- установи конус неопределенности.
- ищи S-образную кривую.
- обрати внимание на моменты, не вписывающиеся в общую картину.
- не опирайся на общепринятые мнения.
- смотри назад в два раза дальше, чем вперед.
- знай, когда не следует делать прогнозы.
|
Для преодоления противоречия между экспоненциальным развитием технологий и линейностью человеческого мышления Саффо рекомендует пользоваться правилом большого пальца, которое гласит: изменения, состоявшиеся в течение последних десяти лет, являются предсказанием изменений на ближайшие пять лет. Если нам известно, что новой технологии необходимо около 20 лет для того, чтобы «пробиться», то следует искать те технологические ниши, где в течение 20 лет были сплошные неудачи, и именно в них строить свой успех на ближайшие 10 лет. Пример: Интернету исполнилось около 20 лет до начала его победоносного шествия.
Считай сильное мнение слабым, а слабое — сильным
Саффо считает интуицию главным активом современного менеджмента. Никто не имеет 100% информации для принятия правильного решения. Никто не гарантирует, что детально просчитанный бизнес-план не превратится в макулатуру вследствие непредвиденного изменения среды. Речь идет о том, чтобы создать платформу, позволившую корректировать курс в соответствии с ситуацией. Поэтому в современном бизнесе неоценимым преимуществом обладают те корпорации, которые имеют возможность при выработке стратегии полагаться на интуицию и приспосабливать свою бизнес-модель к меняющейся среде как угодно часто. Такую роскошь могут позволить себе фирмы, которыми руководят их основатели и собственники, а не наемные менеджеры. Блестящее подтверждение этому — инновационное лидерство Аpple во главе с блестящим интуитивным визионером и совладельцем Стивом Джобсом.
Чем крупнее корпорация и сильнее формализация процессов, контроль и потребность в логическом обосновании шагов, тем меньше ее шансы на долгосрочный успех (вспомним, например, Ford). В то же время Google нашла удачный способ роста без потери гибкости. Во-первых, компанией руководят три человека, два из которых стояли у истоков фирмы и имеют стратегический карт-бланш. Во-вторых, компания устремлена в будущее, постоянно экспериментирует, ищет новые рынки и снимает все преграды на пути свободного творчества сотрудников. Сейчас в Google работают более 1 млн. исследователей, каждый из которых имеет право на осуществление своей интуитивной догадки. Здесь не надо прилагать толстые бизнес-планы к конечному продукту, но можно проверить реальность идеи экспериментальным путем. Например, программа AdSence — на сегодняшний день один из мощнейших источников прибыли Google — зародилась как маленькая безумная идея одного из сотрудников. Сначала на развитие AdSence был выделен скромный бюджет, но когда идея доказала свою перспективность, в ее осуществление стали вливать огромные ресурсы. Путь проб и ошибок очень популярен в Силиконовой долине. Ее история пестрит случаями, когда люди создавали головокружительно успешные компании после краха нескольких предшествующих фирм.
Футуролог и стратег из Силиконовой долины
Пол Саффо, консультант и почетный профессор Стэнфордского университета, более 25 лет занимается исследованиями в области долгосрочных технологических изменений и их влияния на практику бизнеса и развитие общества. Основал и возглавил научный совет Samsung, входит в состав руководящих органов и является консультантом Long Now Foundation, Singapore National Research Foundation, Red Planet Capital и 3i Venture Capital. Участник и консультант Всемирного экономического форума. Член Королевской академии инженерных наук Швеции. Публикуется в The Harvard Business Review, Fortune, Wired, The Los Angeles Times, Newsweek, The New York Times, the Washington Post.
|
Рецепт Пола Саффо от попадания под гипноз «сильного» мнения таков: докажи сам себе, что ты не прав. Ищи те кусочки «слабой» информации, которые в совокупности опровергнут «сильное» мнение и подтвердят твою интуитивную догадку. Определи сам те моменты, за которые тебя поднимут на смех противники, если обнаружат их первыми.
Знай, когда не делать прогноз
Бывают моменты, когда все кажется таким четким и ясным, что двух мнений и быть не может. Именно в такой период следует воздержаться от каких бы то ни было прогнозов, даже если прогнозирование — твоя работа.
|