ТЕНДЕНЦИИ | Аутсорсинг 17 декабря 2008 р.

Бизнес «на вынос»

Автор: Юлия Гаевая, "Власть денег" (№49, декабрь, 2008)

Предприниматели могут сэкономить на расходах до 50%, прибегнув к аутсорсингу, т. е. передав «на сторону» все то, что не относится непосредственно к их бизнесу.

Бизнес «на вынос» Аутсорсинг — одна из немногих ниш, которой случившийся кризис на руку. Предприятия массово сокращают персонал, но от необходимости ведения бухгалтерии или кадрового учета им не отвертеться. Все эти функции можно отдать на аутсорсинг, т. е. переложить на плечи приходящих специалистов. Смекнув это, предприниматели быстро начали сколачивать небольшие конторки, которые за умеренную плату готовы освободить бизнесменов от рутинных дел, как то — начисление заработной платы или юридическое сопровождение при заключении договоров с партнерами.

В среднем аутсорсинговые компании работают с рентабельностью 30-40%. Регистрация бизнеса займет не более трех недель и обойдется в $500-600.

Эра аутсорсинга

Украинский рынок аутсорсинга пока только формируется, а его емкость уже превысила $1 млрд. Львиная доля приходится на IТ-cегмент (оценочная емкость в 2008-м — $900 млн) и колл-центр (около $120 млн в 2008-м). «В 2008 г. рынок вырос на 20-30%, — говорит Дмитрий Кушнир, управляющий директор компании «Luxoft Украина». — И хотя в условиях кризиса многие крупные компании урезают свои IТ-бюджеты и сокращают штат, часть функций они все же передают на аутсорсинг».

«В нынешних условиях есть смысл отдать рутину на аутсорсинг и нанимать в штат специалистов, которые разбираются в новых технологиях, чтобы, как торпеда, двигали бизнес вперед», — полагает Светлана Воинова, директор аутсорсинговой компании «ОнТайм».

ПАСПОРТ РЫНКА

  • Объем около $1 млрд
  • Кол-во игроков крупных 3-4
  • Рентабельность 30-40%
  • Динамика рост на 20-30% в год

Но если западные компании перекладывают на чужие плечи до 80% непрофильных функций, то украинские — только 30-40%. «Крупные и средние компании все чаще обращаются к подрядчикам и со временем будут обращаться еще больше. Кризис подтолкнет их к этому», — убежден Александр Чер­ната, президент группы компаний «Фин­ИнКом».

До недавнего времени к услугам аутсорсинговых фирм прибегали отечественные компании с «белой» бухгалтерией. К примеру, когда необходимо было скрыть от посторонних глаз и ушей схему начисления зарплат топ-менеджменту. Однако участники рынка, опрошенные «ВД», полагают, что уже в самое ближайшее время ряды клиентов пополнят и те, кто различными способами пытается оптимизировать свои финансовые потоки. В этом случае приходящий специ­алист осуществляет походы в налоговую, тогда как секретная информация и право подписи остаются в компании.

«Экономия от перепоручительства составляет 10-50% в зависимости от проекта, специфики деятельности фирмы. К примеру, внешние колл-центры позволяют в полтора-два раза сократить затраты на персонал, увеличить продажи акционных товаров на 25%, а активность обращений в банки и финучреждения повысить на 10-15%, — утверждает Елена Порхун, руководитель контакт-центра Zvonkoff.

Относительно заполненные ниши (формирующиеся рынки) Перспективные или незаполненные ниши
Колл-центры
IT, разработка и поддержание веб-сайтов
Бухгалтерия
Юридическое сопровождение
Кадровое делопроизводство (эйчары)
Охрана для отелей
Клининговые услуги
Логистика
Транспортные услуги
Выпуск корпоративных изданий
Отдел продаж (менеджеры по продажам товаров и услуг)
Торговый персонал (продавцы, кассиры, мерчандайзеры)
Обслуживающий персонал

Start up

Наиболее востребованные услуги аутсорсеров в нынешних условиях — бухгалтерия, учет кадров, IТ-поддержка, а также маркетинг. Если учесть, что означенные специальности одними из первых попали под пресс сокращения (опрос, проведенный компанией Hay Group, показал, что 40% компаний первым делом сократят маркетинговые отделы, следующими на очереди окажутся кадровые отделы (35% фирм), финансовый отдел, бухгалтерия и производство (27,5%), администрирование и поддержка услуги и продажи (25%), то поиск необходимых кадров для сколачивания команды может оказаться не таким уж и сложным делом.

Если начинать бизнес в таком формате, инвестиции нужны незначительные. «Для открытия фирмы потребуется $20-25 тыс. Этих средств должно хватить на оплату офиса, рекламы, поддержание жизнедеятельности, потому что в первое время клиентов будет мало, — объясняет г-н Черната. — Хорошо, когда с самого начала уже есть несколько заказчиков, которые будут поддерживать бизнес на плаву». А вот логистическое направление эксперт осваивать не рекомендует: рынок очень конкурентный, с высоким ценовым барьером входа, что делает его рискованным для вложения средств.

За семью печатями

При выборе компании-аутсорсера преж­де всего нужно учитывать ее репутацию на рынке. Собрать необходимую информацию нелегко, но реально. Светлана Воинова, директор аутсорсинговой компании «ОнТайм», в качестве рекомендации приводит личный опыт, когда один из клиентов компании, прежде чем сделать свой выбор, изучил список клиентов аутсорсинговой компании, наполнение сайта, перечень услуг, IT-защиту, а также собрал мнения о компании в профессиональных кругах.

«Я бы посоветовал подъехать в офис и посмотреть: если компания, извините, находится в однокомнатной квартире и представляет собой проходной двор, о какой конфиденциально­сти можно говорить?!» — советует Александр Черната.

Пристального внимания требует и договор на оказание соответ­ствующих услуг. А раздел «Конфиденциальность» стоит изучить с особым пристрастием. «Те, кто дорожит своим именем, не допустят утечки информации о своих клиентах, даже если взаимоотношения не очень хорошо складываются», — говорит г-н Черната. Если же момент сохранения коммерческой тайны описан лишь рамочными положениями о том, что, дескать, обе компании обязуются соблюдать конфиденциальность, от такого аутсорсера лучше держаться подальше.

В договоре должны быть четко прописаны зоны ответственности каждой из сторон. Если, к примеру, речь идет об аудите, то законодательство определяет рамки этой ответ­ственности стоимостью самого аудита. В иных же сферах во­прос ответственности полностью регулируется договорными отношениями.

Важный момент — штрафные санкции, которые применяются вследствие неквалифицированных действий сотрудников аутсорсинговой компании. Солидные компании берут на себя обязательства полного покрытия убытков, понесенных клиентом.






ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
КНИГИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ:
Шесть столпов самооценкиШесть столпов самооценки
Миф о мотивации. Как успешные люди настраиваются на победуМиф о мотивации. Как успешные люди настраиваются на победу
Kind Regards. Деловая переписка на английском языкеKind Regards. Деловая переписка на английском языке

МЕТОДОЛОГИЯ: Стратегия, Маркетинг, Изменения, Финансы, Персонал, Качество, ИТ
АКТУАЛЬНО: Новости, События, Тренды, Инсайты, Интервью, Бизнес-обучение, Рецензии, Консалтинг
СЕРВИСЫ: Бизнес-книги, Работа, Форумы, Глоссарий, Цитаты, Рейтинги, Статьи партнеров
ПРОЕКТЫ: Блог, Видео, Визия, Визионеры, Бизнес-проза, Бизнес-юмор

Страница Management.com.ua в Facebook    Менеджмент.Книги: телеграм-канал для управленцев    Management Digest в LinkedIn    Отслеживать нас в Twitter    Подписаться на RSS    Почтовая рассылка


Copyright © 2001-2023, Management.com.ua

Менеджмент.Книги

телеграм-канал Менеджмент.Книги Менеджмент.Книги — новинки, книжные обзоры, авторские тезисы и ценные мысли из бизнес-книг. Подписывайтесь на телеграм-канал @books_management



Спасибо, я уже подписан(-а)