Влияние экономического кризиса на украинские компании
«Эрнст энд Янг» и Европейская Бизнес Ассоциация (EBA) представили результаты пятого исследования «Влияние экономического кризиса на украинские компании».
Участниками исследования стали представители ключевого управленческого персонала 68 украинских и международных компаний, ведущих деятельность в разных отраслях. 27% участников — украинские компании. Иностранные компании составляют 73% респондентов, из которых 49% участников — транснациональные компании; 21% — европейские компании; 3% — региональные компании, работающие в странах СНГ.
44% опрошенных представляют малые предприятия с персоналом численностью до 200 человек, 35% участников — это крупные компании (персонал — более 1000 человек), а 21% — средние компании с персоналом численностью от 200 до 1000 человек.
В ходе данного исследования, проведенного в период с 20 декабря 2009 г. по 13 января 2010 г., изучалась деятельность и антикризисные меры, принятые компаниями в 3 квартале 2009 года.
Влияние кризиса на деятельность компаний
Украинские компании продолжают приспосабливаться к текущему финансовому кризису. Экономический климат оказал существенное негативное влияние на возможность капитальных инвестиций компаний и инвестиций в развитие новых направлений и рынков, на что указывают 70% респондентов. 65% респондентов заявили об ухудшении возможностей привлечения капитала и заемных средств. Большинство компаний все еще заявляют о снижении доходов от продаж (63%), низкой прибыльности бизнеса (59%).
В то же время, некоторые компании отметили улучшения в данных сферах. На данный момент еще далеко не все компании уделяют внимание новым возможностям в бизнесе, однако 33% респондентов уже отметили улучшения в данной области. Доступ к капиталу увеличился, — отмечают 8% респондентов, что на 6% выше, чем показатели прошлого квартала. Больше компаний улучшили свою денежную позицию (+11% за последний квартал), и повысили рыночную стоимость (+7%) и прибыльность (+7%), соответственно.
За последний квартал на 5% выросло количество компаний, которые уделяют больше внимания программам лояльности клиентов. Немного выросла доля компаний, отметивших рост объемов продаж: об этом в 3 квартале заявили 16% респондентов (+2% по сравнению со 2 кварталом).
В целом, результаты сравнения показателей влияния кризиса на деятельность компаний в 3 квартале с показателями исследования за 2 квартал демонстрируют положительную тенденцию и незначительное улучшение в большинстве упомянутых сфер бизнеса.
» См. полный отчет — Исследование5: «Влияние экономического кризиса на украинские компании» (PDF, 929,91 KB)
|