ТЕНДЕНЦИИ | IT 25 апреля 2012 г.

Энтузиасты и стратеги, собиратели и расточители

Автор: Мария Суханова, "Intelligent Enterprise" (№2, 2012)

В большинстве организаций, принявших участие в опросе Economist Intelligence Unit по работе с большими данными, объем собираемых данных за последний год вырос, кое-где остался прежним, и нигде не уменьшился. Но недостаточно просто собрать данные — нужно уметь грамотно их использовать.

«Большие данные: как заставить работать ресурс, способный все изменить» (Big data: harnessing a game-changing asset)
Способствует ли внедрение новых информационных технологий повышению производительности? Утвердительный ответ, казалось бы, очевиден, но его, как обнаружил еще в конце 1980-х гг. американский ученый-экономист Стивен Роуч, непросто подтвердить конкретными цифрами. При подсчете по обычным методикам получается, что выигрыш в производительности примерно равен вложениям в ИТ. Разрешить этот «парадокс производительности» попытались в конце 1990-х гг. Эрик Бриньолфссон и Лорин Хитт, предложившие рассмотреть рост продуктивности за длительные периоды времени, в течение которых становится заметен эффект от системных изменений в бизнесе. Им действительно удалось проследить связь между уровнем компьютеризации и увеличением производительности. А сравнительно недавно, в 2010 г., Бриньолфссон и Хитт в соавторстве с Кимом Хикьюнгом опубликовали результаты, показывающие, что можно говорить и о конкретном направлении организационно-технологического развития, «ответственном» за производительность. Этим направлением оказалась работа с данными: предприятия, сумевшие обеспечить у себя «принятие решений под управлением данных» (data-directed decision making), опережают по производительности те организации, где не уделяется достаточно внимания сбору и анализу данных, причем корреляция видна и по показателям за год.

Стоит подчеркнуть значение аналитической составляющей: чаще всего компании собирают и хранят больше данных, чем могут исследовать. Это давняя проблема — создатель теории ограничений Элияху Голдратт еще в 1990 г. посвятил ей книгу, озаглавленную «Синдром стога сена». Понятно, что с тех пор «стог», то есть объем массивов данных, многократно вырос. Найти в нем «иголку», то есть информацию, действительно полезную для принятия решений, стало еще труднее.

В июне прошлого года исследовательский отдел журнала Economist (Economist Intelligence Unit) при спонсорской поддержке компании SAS провел опрос с целью оценить современное состояние работы с большими данными: насколько хорошо она развита и как уровень ее развития соотносится с финансовой успешностью предприятия на рынке? В опросе приняли участие члены руководства и старшие менеджеры 586 предприятий разного размера, собирающих значительные объемы данных. По регионам предприятия распределились следующим образом: 31% — Северная Америка, 28% — Юго-Восточная Азия, 26% — Западная Европа, 6% — Латинская Америка, 5% — Ближний Восток и Африка, 5% — Восточная Европа (Россия — 2%). Выборка охватывала широкий спектр отраслей, включая финансы (13%), профессиональные услуги (11%), производство (11%), ИТ и высокие технологии (10%), а также здравоохранение (8%).

Отчет об исследовании, озаглавленный «Большие данные: как заставить работать ресурс, способный все изменить» (Big data: harnessing a game-changing asset), подтвердил основной вывод Бриньолфссона, Хитта и Кима: действительно, существует сильная корреляция между наличием эффективной стратегии управления данными и финансовыми показателями компаний. Однако для многих предприятий извлечение полезной информации из больших массивов данных остается недоступным. В большинстве случаев нужные данные наличествуют (или могут быть без труда получены), но плохо используются.

Основной результат

Чтобы проверить, есть ли корреляция между тем, насколько хорошо развито в компании управление данными, и ее производительностью, требовалось оценить оба параметра. Производительность оценивалась достаточно прямо — респондентам просто предлагали сравнить финансовые показатели своей компании с показателями конкурентов. Что же касается уровня управления данными, то эксперты определяли его по ответам на множество взаимосвязанных вопросов. Приведем в качестве примера статистику по двум из них (рис. 1, 2).

Подход к управлению данными

Рис. 1. Подход к управлению данными

Управление данными - взаимоотношения бизнеса и ИТ

Рис. 2. Управление данными — взаимоотношения бизнеса и ИТ

Всего было выделено четыре группы респондентов — по-русски мы будем условно называть их (в порядке повышения уровня) «расточители», «собиратели», «энтузиасты» и «стратеги». Более подробная характеристика групп дается в следующей секции, ответы на вопрос о финансовых показателях по группам приведены на рис. 3.

Финансовые показатели по группам компаний

Рис. 3. Финансовые показатели по группам компаний

Итак, «стратеги» — компании, имеющие хорошо определенную стратегию управления данными и способные направлять ресурсы на сбор и анализ наиболее ценной информации, — значительно чаще превосходят конкурентов по финансовым показателям, чем «собиратели» и «расточители». Больше половины — 53% респондентов из этой группы сообщили, что в последнем финансовом году опередили конкурентов, в то время как из «расточителей» — компаний, не интересующихся работой с данными, — такой ответ дали меньше четверти (24%).

Конечно, замечает автор отчета Дэн Брайоди, статистика необъективна, так как основана на самооценке, а кроме того, сложно определить направление причинно-следственной связи между хорошим управлением и эффективной работой с данными. Тем не менее взаимосвязь между «принятием решений под управлением данных», о котором Писаль Бриньолфссон, и финансовыми результатами компаний бесспорна.

Вполне правдоподобным автору представляется также предположение о том, что отставание компаний, пренебрегающих работой с данными, обусловлено именно этим пренебрежением. Все это заставляет считать, что большие данные могут в скором времени превратиться в критически важный бизнес-ресурс. И если еще недавно за сбор и анализ данных отвечали главным образом ИТ-менеджеры среднего уровня, то сейчас эта задача все чаще возлагается на высших руководителей вплоть до CEO.

Ступени эволюции

На основе ответов о положении дел со сбором и анализом данных эксперты Economist разделили компании, участвовавшие в опросе, на четыре группы, каждая из которых обладает своими специфическими характеристиками.

Расточители (data wasters). Фактически это две группы: 30% «расточителей» вообще не рассматривают сбор данных как приоритетную задачу, а оставшиеся 70% хотя и собирают данные, но крайне слабо их используют. Такие компании есть во всех отраслях. Они, что неудивительно, страдают от плохо налаженного взаимодействия между ИТ и бизнесом, а ответственным за стратегию работы с данными там зачастую назначается менеджер среднего уровня. Другие характерные признаки «расточителей»:

  • они заботятся прежде всего о совершенствовании внутренних операций, особенно внутренней отчетности;
  • они испытывают трудности практически со всеми аспектами управления данными (за исключением, быть может, безопасности);
  • у них очень скромные, по сравнению с другими группами, вложения в проекты по управлению данными;
  • им катастрофически не хватает навыков управления данными.

Собиратели (data collectors). Эти компании признают важность данных, но в состоянии только собирать и сохранять их — ни на что другое имеющихся ресурсов не хватает. «Собиратели» — их много в таких отраслях, как здравоохранение и профессиональные услуги, — тонут в данных. Их другие характерные признаки:

  • за стратегию работы с данными чаще всего отвечает руководитель ИТ;
  • плохое взаимопонимание между ИТ и бизнесом, причем около четверти жаловались, что ИТ-отдел не понимает, насколько важны данные, и около четверти утверждали то же самое о бизнесе;
  • наиболее серьезная проблема работы с данными — обеспечение их качества, достоверности и согласованности;
  • в качестве основной цели проектов по управлению данными чаще всего выступает выполнение требований законодательства;
  • они не инвестируют крупных сумм ни в одно из направлений управления данными, и меньше всего достается затратам на повышение квалификации сотрудников;
  • обычно у них отсутствует формализованный процесс для управления данными.

Энтузиасты (aspiring data managers). Эта группа — самая большая. «Энтузиасты» вполне осознают значение больших данных, готовы полагаться на них как на информационную базу для принятия решений, интенсивно вкладывают средства в это направление, но пока еще отстают от лидеров. Часто такие компании работают в сфере коммуникаций или розничной торговли. Их другие характерные признаки:

  • за стратегию в области работы с данными отвечает один из высших руководителей, но CEO выступает в этой роли несколько реже, чем в компаниях-«стратегах»;
  • данные уже используются для анализа деятельности компании на международном рынке, но их лишь предполагается использовать непосредственно в работе с клиентами;
  • в отличие от ситуации у «стратегов», данные еще не полностью очищены и согласованы;
  • эффективно используется около половины имеющихся данных (так указали 66% респондентов из этой группы);
  • именно «энтузиасты» чаще всего жалуются на слишком большие объемы данных и недостаточность ресурсов для их обработки.

Стратеги (strategic data managers). Это наиболее продвинутые компании, в которых лучше всего развита работа с данными. По большей части это производственные предприятия, финансовые организации и компании, работающие в сфере ИТ и высоких технологий. «Стратеги» начинают с того, что определяют для данных специфические метрики и контрольные точки, отвечающие стратегическим целям компании. Друние их характерные признаки:

  • они умеют выбирать наиболее подходящие данные для принятия решений и используют большую долю собираемых данных;
  • за стратегию в области работы с данными отвечает один из высших руководителей, часто это CEO;
  • значительные инвестиции направляются на развитие всех аспектов управления данными, в особенности на обеспечение достоверности, полноты и интеграции данных;
  • исследуются новые источники данных для выяснения их потенциальной ценности.



ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
КНИГИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ:
Правило четырех секунд. Остановись. Подумай. СделайПравило четырех секунд. Остановись. Подумай. Сделай
Год личной эффективности. Сборник 2. Внутриличностный интеллект. Знаю, понимаю, управляю собойГод личной эффективности. Сборник 2. Внутриличностный интеллект. Знаю, понимаю, управляю собой
Один плюс один равно триОдин плюс один равно три

МЕТОДОЛОГИЯ: Стратегия, Маркетинг, Изменения, Финансы, Персонал, Качество, ИТ
АКТУАЛЬНО: Новости, События, Тренды, Инсайты, Интервью, Бизнес-обучение, Рецензии, Консалтинг
СЕРВИСЫ: Бизнес-книги, Работа, Форумы, Глоссарий, Цитаты, Рейтинги, Статьи партнеров
ПРОЕКТЫ: Блог, Видео, Визия, Визионеры, Бизнес-проза, Бизнес-юмор

Страница Management.com.ua в Facebook    Менеджмент.Книги: телеграм-канал для управленцев    Management Digest в LinkedIn    Отслеживать нас в Twitter    Подписаться на RSS    Почтовая рассылка


Copyright © 2001-2023, Management.com.ua

Менеджмент.Книги

телеграм-канал Менеджмент.Книги Менеджмент.Книги — новинки, книжные обзоры, авторские тезисы и ценные мысли из бизнес-книг. Подписывайтесь на телеграм-канал @books_management



Спасибо, я уже подписан(-а)