Типы топа
Автор: Наталья Дорошенко
Источник: "Власть денег" (№43, 2012)
С какими яркими типами управленцев доводится сталкиваться сотрудникам на просторах украинского бизнеса и куда эти "яркие типы" могут привести компанию, читайте в совместном спецпроекте "ВД" и портала rabota.ua — "Топоведение".
Автор коллажа:
Олег Локтев
|
Ключевая задача управленца состоит в успешности и эффективности работы компании или подразделения. В поисках нужного человека HR-ы прописывают длиннейшие перечни компетенций, необходимых для успешного выполнения управленческих функций.
Самое удивительное, что действия человека, обладающего всеми качествами, указанными в этом списке, в итоге могут оказаться неэффективными: подчиненные будут находиться в перманентном поиске другого места службы, а показатели работы будут снижаться.
И проблема состоит вовсе не в уровне профессионализма, а в той роли, которую избирает для себя менеджер в компании. Взбираясь по карьерной лестнице, управленец как будто теряет связь с находящимися на более низком уровне коллегами. Получая в руки такой ресурс, как власть, пусть и небольшую, босс пытается ею распоряжаться, уже не помня рамок комфорта подчиненных.
Вариантов управленческого поведения не так много. Поэтому, опираясь на мнения экспертов, корреспонденты "ВД" разработали свою классификацию ярко выраженных типов топ-менеджеров украинских компаний. Пятерка лидеров выглядит следующим образом: "Барин", "Танк", "Рабочая лошадка", "Пессимист" и "Новатор" (подробнее о каждом типе управленца — см. блок "Великолепная пятерка" ниже). Именно им будет посвящен новый совместный спецпроект "ВД" и портала rabota.ua.
Лицо украинского топа
Задавшись целью изучить национальные особенности поведения управленцев в Украине, "ВД" обратилась к порталу rabota.ua с просьбой специально для нашего издания провести опрос среди сотрудников украинских компаний. В нем принял участие 1001 работник из различных сфер бизнеса. По итогам его проведения мы и определили, какие типы боссов наиболее у нас распространены.
Результаты опроса показали, что барские замашки — любимая "тема" отечественных руководителей. Тип "Барин" — самая распространенная категория менеджеров (подробнее — см. "Распространенность типов руководителей в украинских компаниях"). 62% респондентов посчастливилось работать с таким боссом. Несомненно, умение делегировать полномочия — важная составляющая успеха управленца. Но когда босс становится просто фигурой в организационной структуре, теряя профессиональные навыки, поскольку уже их не применяет, его роль постепенно сведется к нулю. Со временем такую фигуру просто уберут за ненадобностью.
Не менее популярна в украинском менеджменте позиция "Рабочая лошадка". Привычка вникать во все детали, разжевывать, а еще лучше переделать или сделать самому может попросту погубить управленца. По-настоящему пагубной такая привычка станет для руководителя, в подчинении у которого находится несколько десятков человек либо несколько подразделений.
Следуя тактике "Рабочей лошадки", управленец рискует за очень короткий срок достичь не только точки профессионального и эмоционального выгорания, но и нанести вред своему здоровью. Абсолютно другое дело, если речь идет о небольшой фирме, где быть "Барином" — просто непозволительная роскошь. А вопрос взаимозаменяемости руководителя и подчиненного — это вопрос выживания бизнеса.
Третье место в рейтинге популярности управленческих стратегий занимает "Танк". Управленец, достигающий результатов любыми методами, наверняка любимая категория собственников компаний. Правда, ценой методов "Танка" могут оказаться лучшие кадры компании, не готовые к радикально жесткой манере управления. Интересный факт: сами сотрудники считают, что "Танк" особенно эффективен в строительных компаниях и финансовых учреждениях.
Последнее место делят между собой "Новатор" и "Пессимист". Две крайние позиции в отношении к нововведениям в компании: одни за инновации, другие — за стабильность. Несомненно, оба типа имеют свои сильные стороны. Но, как говорится, всяк мастер на свой лад. "Пессимист", возглавляющий дизайнерское или рекламное агенство, рискует просто уничтожить его своим непринятием нового. В то же время идеи и нововведения "Новатора" на крупном промышленном предприятии обойдутся владельцам в круглую сумму без гарантии эффективности и повышения прибыли.
Великолепная пятерка
"Рабочая лошадка". Руководитель такого типа не умеет пользоваться своими привилегиями, он много работает и того же требует от своих подчиненных. Такие руководители позитивно относятся к инновациям, что добавляет им "головной боли" и работы в ночное время.
"Барин". Полная противоположность "Рабочей лошадке". Босс-"Барин" выполняет только контролирующую функцию, делегируя все остальные своим подчиненным. Любые инновации воспринимаются позитивно, что прибавляет внеурочных часов работы его подчиненным.
"Пессимист". Основная характерная черта такого босса — полное непринятие каких-либо нововведений. Его отношение к власти лишено стереотипов и зависит от ситуации.
"Новатор". Такой руководитель жаждет перемен. Любые инновации будут обязательно внедряться в его вотчине, независимо от степени их значимости и вообще наличия необходимости в нововведениях.
"Танк". Он может включать в себя все предыдущие типы управленческого поведения. Босс-"Танк" допускает и использует любые варианты инновационного поведения и формы делегирования полномочий ради цели. Пожалуй, это самый гибкий тип руководителя. Его девиз — "цель оправдывает средства".
|
Печальный опыт
К сожалению, управленческое поведение формируется под влиянием личностных характеристик, а не в зависимости от требований компании. "Тип управленческого поведения определяется не только особенностями характера, но и полученным жизненным опытом.
В свою очередь полученный опыт зависит от возраста и от пола. Хотя существует распространенная теория гендерного равенства, женский и мужской опыт в бизнесе сильно отличается", — утверждает Светлана Луговая, HR-менеджер компании Lantex (производство упаковочного оборудования, штат — ок. 80 чел.). Результаты исследования полностью подтверждают это мнение.
Опыт, полученный в процессе мучительного движения наверх женщин-топов, формирует устойчивую привязанность к типу "Рабочей лошадки". Явление полностью объяснимо: чтобы получить определенную должность, женщинам приходится работать больше других и действовать напролом. Постоянная необходимость демонстрации подобных качеств на пути к желаемой карьерной позиции делают такое поведение устоявшимся шаблоном для женщины-управленца. Но справедливости ради стоит сказать, что женщины-управленцы не брезгуют и ролью "Танка" и "Барыни" (подробнее — см. на рис. "Власть vs инновации" — "Типы управленческого поведения женщин-руководителей").
Самое примечательное, что менеджеры-женщины, определяя свою тактику поведения, ориентируются в первую очередь на то, как распорядиться властью. Ярко выраженного отношения к инновациям у женщин не прослеживается. Подобные особенности женского стиля управления стоит учитывать HR-специалистам и собственникам при рассмотрении кандидатур на вакантную управленческую позицию.
Еще один психологический момент, который вносит свои коррективы в стиль управления женщин и мужчин топов, — склонность к эмпатии (умению сопереживать и ставить себя на место другого человека). Данные многих исследований свидетельствуют, что уровень эмпатии у женщин гораздо выше, чем у мужчин. В связи с этим женский тип управления мягче. Это еще один фактор, который обуславливает повышенное количество "Рабочих лошадок" именно среди женщин.
Но не стоит сильно обольщаться насчет женщин-боссов. Они очень быстро понимают, что больше шансов сделать карьеру у тех, кто демонстрирует на работе мужской тип поведения. И "женский вариант" мужского поведения намного жестче, чем у самих мужчин. Например, женщины-"Танки" и "Барыни" гораздо ярче в своих проявлениях, чем мужчины-топы того же типа.
Не меньшую роль в выборе типа управления играет и возраст. Молодые управленцы (до 35 лет) предпочитают быть "Рабочими лошадками". С возрастом руководители явно учатся делегировать полномочия: чем старше управленцы, тем реже среди них появляются "Рабочие лошадки" и тем чаще встречаются "Барины" и "Пессимисты". Кроме того, среди старшего поколения управленцев все меньше "Танков" и, к сожалению, "Новаторов" (подробнее — см. на рис. "Власть vs инновации" — "Возрастные изменения типа управленческого поведения руководителей"). Налицо осознание факта, что инициатива наказуема.
Возможная эффективность
Предрасположенность к одному из выделенных типов управленческого поведения сказывается на стиле взаимодействия на всех уровнях делового общения. "Несмотря на то что в данном случае речь идет о типах поведения внутри организации, наличие жесткого стереотипного поведения внутри компании переносится и на внешнюю деятельность. Типичное поведение такой руководитель будет демонстрировать по отношению и к клиентам, и к заказчикам, и к партнерам", — утверждает г-жа Наталья Зинковая, управляющий директор дистрибуторской компании LST (штат — 45 чел.).
По единогласному мнению всех наших экспертов, присутствие на рынке труда менеджеров самых различных типов дает возможность для выбора наиболее подходящего типа для конкретного предприятия. Эффективность определенных типов в различных сферах бизнес-деятельности подтверждают и данные исследований (данные по эффективности различных типов см. в следующих материалах цикла).
Эффективность столь ярко выраженных типов связана, во-первых, с наличием сильных характеристик каждого типа, и, во-вторых, со спецификой различных предприятий. Различные сферы деятельности требуют абсолютно разных типов руководства. Очевидно, что на химическом производстве и в дизайн-агентстве не может быть эффективен руководитель одного типа.
"Учитывая специфику работы украинских компаний, особенности построения межличностных и деловых отношений, то успешными менеджерами скорее станут сотрудники с ярко выраженной управленческой позицией. Середнячок, подстраивающийся под всех и каждого, не станет лидером, — утверждает Наталья Супринец, региональный менеджер консалтинговой компании "АльтасГрупп" (штат — 19 человек). — Сегодняшние требования заключаются в том, чтобы найти эффективные руководящие кадры для каждого участка в компании. Ключевой момент — каждый участок работы требует от управленца своего специфического набора качеств. Ведь менеджмент не сводится к тому, чтобы правильно расставить людей вдоль конвейерной ленты".
По мнению г-жи Супринец, люди с ярко выраженным типом управленческого поведения абсолютно не требуют коррекции. Самое важное — четко понимать специфику поведения управленца и определить место, на котором он будет наиболее эффективен.
Дурные привычки
Американский психолог Тимоти Батлер для слушателей программы MBA Гарвардской школы бизнеса разработал курс по организации и планированию карьеры. Одна из тем курса называется "Навыки преодоления поведенческих барьеров". Основная идея курса заключается в том, что многие руководители имеют ярко выраженную склонность к стереотипному поведению в управлении.
Всего среди них 12 типов управления. Склонность к любому из них не позволяет менеджеру стать универсальным управленцем. Такую склонность он называет "дурными привычками", предлагая бороться с ними. Методом борьбы может стать простой дневник, в котором менеджер будет прописывать свой способ решения конкретной рабочей проблемы и возможный, но непривычный для него вариант. Возможность сравнивать эффективность различных решений, выходящих за рамки стереотипов менеджера, должна помочь управленцу избавиться от "дурных привычек".
Перестань заботиться
Фред Филдер, известный разработкой первой модели вероятного лидерства, разработал для компаний опросник НЖС (наименее желаемого сотрудника). Оценку выставляют подчиненные анонимно. Самым худшим боссом считается менеджер с высоким НЖС (самый желаемый). Суть в том, что такой менеджер больше заботится о людях, чем о деле. Что ставит под вопрос его компетентность.
|