В чем ценность хорошего руководителя?
Источник: "ИноСМИ"
В тех случаях, когда речь идет о генеральных директорах компаний, вопрос о ценности хорошего руководителя уже был тщательно изучен. Однако роль менеджеров среднего звена — тех людей, которые непосредственно руководят работой рядовых сотрудников — зачастую просто игнорируется. Отличаются ли руководители друг от друга в смысле качества их работы? Насколько ценными могут оказаться хорошие руководители? Что делает хорошего руководителя хорошим? Эти вопросы, которые постоянно задают себе люди в их повседневной работе, пока еще не были достаточно изучены экспертами.
Иллюстрация: Robert Neubecker
|
Именно поэтому Кэтрин Шоу (Kathryn Shaw) и Эдвард Лейзир (Edward Lazear) из Высшей школы бизнеса при Стэнфордском университете в сотрудничестве с Кристофером Стэнтоном (Christopher Stanton) из университета Юты решили исследовать этот вопрос в своей работе под названием «Ценность руководителей» (The Value of Bosses).
Их рабочий доклад составлен на основании исследования, проведенного в одной из крупных компаний (ее название не разглашается, что является одним из условий проведения исследования), однако его результаты должны заинтересовать руководителей высшего звена различных предприятий, независимо от числа их сотрудников. На самом деле, результаты этого исследования могут показаться особенно полезными для руководителей небольших фирм, поскольку зачастую число их сотрудников слишком ограничено, чтобы проводить собственный внутренний анализ.
Итак, хороший руководитель — это гораздо лучше, чем плохой руководитель. Если плохого руководителя заменить на хорошего, то это увеличит продуктивность работы группы примерно настолько же, насколько ее способен увеличь еще один дополнительный работник.
То, что хороший менеджер лучше плохого, никого не удивило. Однако еще два открытия авторов исследования оказались довольно неожиданными. Главное воздействие, которое эффективные руководители оказывают на своих подчиненных, заключается не в том, чтобы мотивировать их или вести непосредственное наблюдение за их действиями. Оно заключается в том, чтобы научить подчиненных более эффективным методам работы. Примерно две трети роста производительности, который отмечается при появлении хорошего руководителя, сохраняется даже после того, как работник переходит в подчинение к другому начальнику. Поэтому авторы исследования делают вывод о том, что «обучение» — то есть передача более эффективных методов и навыков работы — является важнейшей составляющей эффективного руководства. Разумеется, эффект хорошего руководителя со временем исчезает — через полгода после смены руководителя сохраняется лишь примерно 18% роста производительности.
Второе открытие авторов оказалось еще более поразительным. Самой эффективной является та структура, в рамках которой лучшие сотрудники работают под началом лучших руководителей, а не та, в рамках которой лучшим руководителям приходится вытягивать самых слабых подчиненных. По мнению авторов исследования, «чтобы максимально увеличить эффективность руководства, необходимо, чтобы лучшие менеджеры работали с лучшими подчиненными», поскольку производительность сотрудников значительно увеличивается, если они работают под началом блестящих руководителей.
Авторы проводили свое исследование в компании, в которой работают множество людей, занимающих различные должности в рамках сферы информационно-технологических услуг. В качестве примеров они приводят менеджеров по продажам, представителей авиакомпаний и сотрудников колл-центров. Другими словами, это не рабочие заводов, но, как и в случае с работниками массовых производств прошлого, их должностные обязанности предполагают выполнение определенного, объективно измеримого объема работы. Это отличает их от работников в сфере личных услуг, таких как парикмахеры (или авторы Slate), чья производительность измеряется субъективной оценкой качества и почасовой выработкой. Деятельность крупных компаний, работающих в сфере информационно-технологических услуг, представляется удобной для проведения подобных исследований, поскольку она предполагает наличие обширного материала.
Разумеется, любой руководитель должен соблюдать осторожность в процессе использования опыта одной фирмы в своем бизнесе. Однако небольшим предприятиям, размер которых не позволяет собрать достаточное количество собственных данных, возможно, придется принять эти результаты на веру. Обратите внимание на руководителей среднего звена в своих компаниях — или на свою работу в качестве руководителя — поскольку от их эффективной работы зависит общая продуктивность. Убедитесь в том, что ваши лучшие сотрудники работают под началом лучших руководителей. Объясните им, что обучение и освоение новых методов работы являются сущностью эффективных отношений между начальником и подчиненным. Хорошие руководители не просто щелкают бичом или произносят напутственные речи, они умеют привносить конкретные улучшения в способность подчиненных выполнять свою работу.
Оригинал публикации: "Who’s the Boss?", Slate.
|