Рынок ритейла в Украине: итоги 2015-го года
Источник: UBR.ua
Что происходило на рынке торговли Украины в уходящем году, и какие изменения ожидаются в будущем?
Ритейл — одна из самых важных сфер экономики, показатели которой говорят о настроениях потребителей и общей ситуации на рынке. Как развивался ритейл в Украине в уходящем году? В общих чертах, отмечался спад, а затем постепенный рост покупательной способности, отказ от товаров из России, переход части покупок в Интернет, уменьшение арендных издержек магазинами и т.д.
Как вели себя покупатели?
Благосостояние рынка ритейла во многом зависит от того, как и что готовы покупать потребители. Так, в январе-марте 2015 года, по данным Nielsen, индекс потребительского доверия, рассчитываемый в зависимости от показателей удовлетворенности населения своим финансовым состоянием, оценки рабочих перспектив и прочих факторов, достиг своего минимума в 41 пункт. Однако уже во втором и третьем квартале ситуация начала меняться в лучшую сторону. Тем не менее, украинцы продолжили сокращать свои расходы, экономя на покупке одежды, газе и электроэнергии, отпуске, продуктовых брендах.
Еще одним трендом уходящего года стал выбор потребителями онлайн-покупок. Несмотря на то, что рынок Интернет-торговли "просел" на 20% по сравнению с докризисным 2013 годом, потребители все чаще обращают внимание на магазины в сети. Среди основных причин такой стратегии, по данным исследования TNS, — более низкие цены, комфортные условия доставки, высокое качество и т.д. "События на Майдане, в Крыму и на Донбассе снизили наши показатели". — Говорит Роман Онищенко, сооснователь LeBoutique. — "Тем не менее, в 2015 году динамика начала выравниваться и достигла показателей 2013 года. В 2016 году мы надеемся на рост и увеличение маркетинговых бюджетов".
В онлайн-сегменте украинцы предпочитают покупать, в большей степени, одежду и другие предметы гардероба. Если раньше, в Интернет-магазинах можно было купить, в основном, бытовую технику, то сегодня наибольшим спросом пользуется именно одежда. Однако на этом рынке есть свои минусы в виде большого процента возвратов из-за невозможности примерить товар до приобретения. Кроме того, лидерством среди онлайн-продаж пользуется также услуга покупки и резервирования билетов.
В 2015 году значительным образом поменялись и предпочтения потребителей. Эксперты отмечают, что покупатели стали обращать внимание на производителя продукции, ориентируясь на национальные бренды и игнорируя российские. "Украинских производителей покупают гораздо больше. Сейчас проходят много фестивалей, выставок, есть реклама. Украинские товары продавать проще. Тем не менее, производители мало инвестируют в бренды и названия. Что касается вопросов качества, то необходимо отметить, что шить наши производители умеют, часть товаров идет на экспорт. На самом деле, ряд вещей, которые мы покупаем в магазинах с иностранными брендами, производятся в Украине", — комментирует этот вопрос директор по закупкам LeBoutique Катерина Коптева.
Стратегия магазинов
Наряду с изменениями в поведении потребителей, произошла и смена курса развития магазинов и торгово-развлекательных центров. Так, в начале и середине года эксперты констатировали падение посещаемости ТРЦ — на 1000 м2 в Киеве раньше приходились 1000 посетителей, в апреле этот показатель в столице был равен 787 клиентам. Такая же тенденция наблюдалась и в региональных торговых центрах. Ответом на подобную статистику стала переквалификация ТРЦ и добавление нового спектра услуг — появление дополнительных развлечений или, например, открытие визовых центров на территории торгово-развлекательных площадок. Еще одним изменением стал массовый запуск новых ТРЦ в регионах. Во второй половине 2015 году новые центры открылись в Чернигове, Львове, Одессе и т.д. Еще одной хорошей новостью является и тот факт, что по данным аналитических компаний, в Украине активизировалось открытие иностранных бутиков модной одежды, что, в свою очередь, сигнализирует об оживлении рынка.
Что же касается так называемого стрит-ритейла (торговые точки на первых этажах зданий), то здесь ситуация тоже претерпела некоторых изменений. Если раньше такие площади пользовались популярностью у fashion-бутиков, то теперь пальму первенства перенимают продуктовые магазины и магазины бытовой техники, рестораны, а также крупные аптечные сети. Стоит также отметить, что эксперты рынка видят перспективу в дальнейшем развитии стрит-ритейла. Особенно это касается спальных районов крупных городов.
Закон об электронной коммерции
В сентябре 2015 года в Украине был принят важный для всего ритейл-сегмента "Закон об электронной коммерции". Данный документ урегулирует отношения в сфере онлайн-покупок, а именно:
- признает электронные договора наравне с письменными, что дает дополнительные преимущества при рассмотрении сделки в суде. Такая практика достаточно распространена в мире;
- определяет правовой статус покупателя и продавца;
- обязует продавца раскрывать информацию о своем наименовании и местоположении (фактический адрес, адрес электронной почты и телефоны, серию и номер лицензии и т.д.);
- определяет порядок заключения электронных договоров;
- делает обязательной защиту персональных данных и наличие чека;
- определяет в качестве идентификатора сделки не только номер мобильного телефона, но и электронную почту.
Эксперты и игроки рынка положительно восприняли новость о принятии данного закона, назвав его одним из первых шагов к правовому урегулированию рынка электронной коммерции и защиты прав как потребителей, так и компаний.
Прогнозы
Учитывая все факты, приведенные выше, можно спрогнозировать примерные тенденции, которые появятся или продолжат свое развитие на рынке ритейла Украины.
- Продолжится смена приоритетов деятельности ТРЦ. По мнению Александра Носаченко, управляющего директора Colliers International (Украина), усилится направление открытия шоу-румов, а также появятся новые акценты на инновационных технологиях в виде 3D-печати, дополенной реальности т.д.
- Электронная коммерция будет развиваться, но привычная модель покупок в реальных магазинах также не сдаст свои позиции.
- Крупные игроки ритейла имеют шансы получить зарубежные инвестиции (яркий пример — сделка между Horizon Capital и Rozetka.ua).
- Дискаунтеры (торговые сети, предоставляющие скидки на свои товары) получать возможности развития ввиду нацеленности покупателей на экономию.
- Торговые сети могут сделать ставку на производство собственных торговых марок, что позволит значительно сократить цены, привлечь внимание покупателей и повысить лояльность.
Таким образом, можно сделать вывод, что рынок ритейла, в следствие кризиса, в начале года переживал не самые лучшие времена, охарактеризовавшиеся уменьшением спроса и покупательной способности. Тем не менее, на сегодняшний день ситуация постепенно выравнивается. В будущем, 2016 году, многие игроки прогнозируют увеличение продаж и размера среднего чека.
|