Тесты для бизнес-школ
Автор: Леонид Красавцев, журнал "Деловой" (№8, 2006)
Более 250 студентов оценивали еффективность работы своих альма-матер.
Подготовка к новому исследованию в области отечественного МИЛ началась для нас с поиска ответа на вполне логичные вопросы: как часто нужно изучать рынок отечественного бизнес-образования и с какой периодичностью публиковать рейтинги его участников?
Ведь, с одной стороны, отечественный рынок МВА развивается не так стремительно, и результаты нового исследования вряд ли будут слишком отличаться от предыдущих. А с другой — стремление нашей страны развиваться по европейским стандартам требует от отечественных управленцев постоянного совершенствования своего профессионального уровня. И наличие оперативной и объективной информации об украинском рынке бизнес-образования является хорошим катализатором в развитии этого процесса.
Следуя западным традициям
Разобраться с противоречиями нам помог зарубежный опыт. Практически все ведущие деловые издания мира — “Financial Times”, “Wall Street Journal”, “Us News” и другие — ежегодно публикуют рейтинги школ МВА, традиционно посвящая десятки страниц освещению этой актуальной темы. Мы приняли решение не отставать от своих западных коллег.
В прошлом году мы опубликовали 6 рейтингов, на основе 4 групп респондентов: студенты и выпускники бизнес-школ, работодатели (топ- и HR-менеджеры) и представители рекрутинговых и кадровых агентств. Это позволило нашим читателям познакомиться с различными точками зрения об уровне украинского МВА в целом и каждой школы в частности. Как для первого знакомства такой подход был оправдан, но для дальнейшего продуктивного общения нам нужно было найти новые решения в создании рейтингов.
На круглом столе, проведенном нашим журналом сразу после публикации рейтингов, многие представители школ отметили, что следует добавлять новые критерии и углублять исследования.
Учитывая высказанные пожелания, мы сосредоточили внимание на изучении мнения только одной группы респондентов — студентов школ бизнеса, предложив им оценить свои учебные заведения по значительно большему, чем в прошлом году, количеству параметров.
Чтобы полученные данные были объективными и репрезентативными, нами были установлены достаточно высокие критерии для формирования выборки респондентов:
- для столичных школ — не менее 50% опрошенных от общего количества;
- для региональных — не менее 30% студентов от общего количества.
Как отбирались бизнес-школы
При выборе школ для рейтингов мы использовали следующие показатели:
- не менее 3 лет существования на рынке;
- более 50 студентов;
- наличие собственного состава преподавателей;
- относительная независимость (бизнес-школа действует как самостоятельное юридическое лицо или структурное подразделение, формально выделенное в вузе).
В соответствии с данными критериями, как и в прошлом году, нами были отобраны 6 бизнес-школ: Международный институт менеджмента (МИМ), Львовский институт менеджмента (ЛИМ), Киево-Могилянская бизнес-школа (КМБШ), Киевская бизнес-школа (КБШ), Международный институт бизнеса (МИБ), Институт международных деловых отношений (ИМДО — IBR). Пять школ из шести находятся в Киеве, одна — во Львове.
Как составлялись рейтинги
Для того чтобы наши читатели смогли оценить прогресс каждой школы, методику оценки параметров учебных заведений мы не изменили. Также, как и в прошлом году, студенты использовали 5-балльную шкалу (1 балл — минимальная оценка, 5 баллов — максимальная). Однако сейчас количество анализируемых оценочных критериев было значительно большим.
В прошлом году студенты и выпускники оценивали школы только по трем критериям:
- уровень профессионализма преподавателей;
- соотношение стоимости обучения и качества программы;
- материальное и техническое обеспечение.
На этот раз добавились:
- теоретическая ценность получаемых знаний;
- практическая ценность получаемых знаний;
- актуальность и инновационность получаемых знаний;
- график и формат обучения.
По каждой бизнес-школе мы вывели среднее значение оценок отдельно для всех параметров и на основании полученных результатов создали семь рейтингов школ. Восьмой — интегральный рейтинг, представляет собой итоговую оценку школы, полученную путем суммирования средних значений по семи критериям.
Рейтинги украинских бизнес-школ
|