БИЗНЕС-ОБРАЗОВАНИЕ | MBA 4 февраля 2010 г.

MBA: покупать или нет?

Автор: Алексей Капуста, директор издательского дома "Стандарт", бизнес-тренер.
Блог автора: kapusta.web-standart.net

Алексей Капуста
Алексей Капуста
Говорят, есть такой психологический эффект — если вы купили автомобиль, потратив, скажем, 30 тыс. долларов, вы никогда не признаете, что этот автомобиль неудачный. Ведь если вы это сделаете, тем самым вы признаете неудачником себя самого.

Вполне возможно, что это правило работает по отношению ко всем дорогим покупкам. Я бы хотел поговорить о весьма специфичной дорогой покупке — о MBA. Как человек, который в свое время заплатил за MBA существенную для меня тогда сумму, я на стороне защитников.

Однако армия тех, кто активно оппонирует этой образовательной модели тоже не дремлет и не уменьшается в количестве. В свете глобального кризиса заказчики ставят перед MBA новые непростые вопросы и бизнес-школы вынуждены искать на них ответы.

Может ли MBA "воспитать" достойного руководителя? Вчерашнего дня, сегодняшнего, или завтрашнего?

Кажется, вопрос, звучит несколько абстрактно. Уточним. Может ли менеджер среднего звена, отвечавший до начала образования за некое направление и имевший в подчинении 3-5 человек, после MBA возглавить компанию и стать эффективным руководителем?

Убежден, что нет. Вернее, не благодаря MBA. MBA не лепит из неруководителя руководителя.

Попробуем поставить вопрос по другому. Может ли MBA сделать из хорошего руководителя чуть лучше? Убежден, что да, сможет.

Почему MBA практически бессильна в превращении неруководителя в руководителя? Наверное, главная причина лежит в том, что менеджеры не выращиваются в пробирках. Менеджер — продукт собственных ошибок, каждая из которых имеет цену — побольше или поменьше. Менеджер, в какой-то степени, продукт собственной ответственности, собственного опыта.

MBA не может заставить вас рискнуть собственным миллионом. Максимум, на что она способна — рискнуть виртуальным миллионом в компьютерной симуляции.

MBA не заставит вас "в реале" уволить человека, взяв на себя — опять же "в реале" — моральную ответственность за все последствия для этого человека. MBA предложит вам деловую игру на эту тему.

MBA не толкнет вас на банкротство и на извлечение горьких уроков из него. Но MBA может быть очень полезной, если все это вы уже прошли.

MBA — это своего рода решетка из знаний, которая надевается вам на голову как некая данность, оставляя вас самостоятельно заполнять пустующие клетки. Вы можете плюнуть на них сразу после защиты диплома. Или можете посвятить оставшуюся часть жизни заполнению пустот. Выбор за вами.

MBA — штука такая же субъективная, как и менеджмент в целом. Менеджмент — это неточная наука. Ни одна из его "теорем" не доказана на 100%. А MBA — программа, в центре которой стоит обучение этой самой совершенно неточной науке.

Еще примите во внимание, что MBA — программа весьма поверхностная. В нее напаковано куча всяких курсов, каждый из которых раскрывается на уровне "что нужно понимать менеджерам". Маркетинг ему нужно понимать хуже, чем директору по маркетингу. Финансы — хуже чем финансисту. Управление человеческими ресурсами — хуже чем HR. На большее у вас — не у школы, а именно у вас — нет времени. Ведь можно только один маркетинг учить 2 года.

Есть ли рецепт идеального менеджерского образования?

Попробую сформулировать тот, в который я верю сейчас, на этом этапе жизни, развития организации и личности.

  1. Определитесь, в какой области вы бы хотели работать. Получите максимально глубокое профессиональное образование. Например, станьте очень хорошим металлургом.
  2. Поработайте лет 10. Пройдите путь "специалист — завотделом — замдиректора". Учитесь по ходу. Посещайте тренинги и краткосрочные программы. (Оговорите эту возможность заранее с вашим работодателем). Читайте книги.
  3. Купите хорошую MBA. Выбирайте максимально тщательно, готовьтесь года 2.
  4. Определите ваш менеджерский стиль и ваши дальнейшие потребности в образовании. Продолжайте учиться. Пробуйте на практике все то, что покажется вам здравым.

Приблизительно годам к 40 у вас появится шанс построить организацию, которой ваши не-MBA и MBA-коллеги будут завидовать.

Это один из возможных путей. Наверное, каждый находит свой.




ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
КНИГИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ:
Второй шанс. Для ваших денег, вашей жизни и нашего мираВторой шанс. Для ваших денег, вашей жизни и нашего мира
Не бойтесь рискнуть! 5 принципов высокоэффективных людей и организацийНе бойтесь рискнуть! 5 принципов высокоэффективных людей и организаций
Ловушка времени. Классическое пособие по тайм-менеджментуЛовушка времени. Классическое пособие по тайм-менеджменту

МЕТОДОЛОГИЯ: Стратегия, Маркетинг, Изменения, Финансы, Персонал, Качество, ИТ
АКТУАЛЬНО: Новости, События, Тренды, Инсайты, Интервью, Бизнес-обучение, Рецензии, Консалтинг
СЕРВИСЫ: Бизнес-книги, Работа, Форумы, Глоссарий, Цитаты, Рейтинги, Статьи партнеров
ПРОЕКТЫ: Блог, Видео, Визия, Визионеры, Бизнес-проза, Бизнес-юмор

Страница Management.com.ua в Facebook    Менеджмент.Книги: телеграм-канал для управленцев    Management Digest в LinkedIn    Отслеживать нас в Twitter    Подписаться на RSS    Почтовая рассылка


Copyright © 2001-2023, Management.com.ua

Менеджмент.Книги

телеграм-канал Менеджмент.Книги Менеджмент.Книги — новинки, книжные обзоры, авторские тезисы и ценные мысли из бизнес-книг. Подписывайтесь на телеграм-канал @books_management



Спасибо, я уже подписан(-а)