Создание ценности с помощью социального обучения
Автор: Эрик Давидов (Eric Davidove), доктор философских наук
Источник: портал "Дистанционное обучение"
Эрик Давидов (Eric Davidove)
|
В последние пару лет приверженность многих практиков в сфере образования социальному обучению — то есть использованию социальных сетей в работе для поддержки обучения, взаимодействия сотрудников, создания деловых связей и обмена знаниями — обрела почти религиозный пыл. И не без должного на то основания. Социальное обучение зачастую дает более мощный и стойкий учебный опыт; оно помогает людям устанавливать и использовать социальные связи для ускорения и облегчения процесса обмена опытом, информацией и наставничества; позволяет обучающимся повысить свою производительность, учится быстрее и работать рациональнее.
Одной из причин, по которой многие профессионалы в области обучения и развития персонала испытывают затруднения в обосновании необходимости выделения бюджетов и ресурсов на нужды социального обучения, это неспособность четко сформулировать ценностное предложение. Как выглядит эта «ценность» и кто ее создает?
Можно ли все это подсчитать?
Создание ценности с помощью социального обучения более вероятно тогда, когда нормы бизнеса и учебная экосистема «оптимальны».
Нормы бизнеса: какого рода деловые нормы способствуют созданию и поддержанию оптимальной учебной экосистемы?
|
Дальше от оптимума |
Ближе к оптимуму |
Основные принципы бизнеса |
Повышение производительности стоит вне плана Сотрудники испытывают трудности с тем, чтобы найти время для завершения требуемого обучения Управление производительностью рассматривается сотрудниками как способ измерения их популярности Слишком много сотрудников с «высокой» производительностью |
Повышение производительности стоит в первых строках плана Управление производительностью рассматривается сотрудниками как точное отражение их достижений и способностей Сотрудники разделяют общее видение бизнеса, миссии компании, ее стратегии, понимают свою роль в их осуществлении Сотрудники в состоянии отслеживать производительность бизнеса в своей зоне ответственности |
Учебные мероприятия |
Бюджет, выделяемый на обучение и развитие персонала, слишком мал Квалифицированно обученных и подготовленных сотрудников слишком мало Обучение персонала с привлечением сторонних специалистов децентрализовано и носит случайный характер, не используется или используется слишком мало |
На обучение и развитие персонала, выделяется адекватный бюджет Специалисты по развитию и обучению персонала имеют хорошую репутацию и соответствующую подготовку Имеется стратегия обучения персонала с привлечением сторонних специалистов, сфокусированная на создании ценности Учебные мероприятия рассматриваются руководством, как стратегически важная бизнес функция Формальные программы подготовки кадров нацелены на критичные для компании трудовые ресурсы |
Учебные сообщества |
Учебных сообществ нет, или есть, но только с вертикальной структурой Учебные сообщества управляются сотрудниками, работающими на полставки, выполняющими базовые действия по администрированию, мониторингу и ведению отчетности |
Существуют учебные сообщества с вертикальной и горизонтальной структурой, они получают соответствующее финансирование В учебных сообществах есть достаточное количество работающих на полную ставку, активных и квалифицированных специалистов, способных позаботиться о должной стимуляции и поддержке учебного процесса Члены и управляющие учебного сообщества получают адекватную подготовку, инструкции и поддержку |
(Учебная) экосистема: кто и что в учебной экосистеме влияет на создание эффективной системы социального обучения?
|
Дальше от оптимума |
Ближе к оптимуму |
Руководство |
Централизованная вертикально организованная система распоряжений и контроля работают на обеспечение точности, соответствия и согласованности |
Централизованная вертикально организованная система передачи методологических основ, концепций работы для развития креативности и новаторства |
Стратегия |
Раздельные стратегии для управления знаниями, коммуникации, создания деловых связей и обучения |
Единая интегрированная стратегия управления знаниями, коммуникации, создания деловых связей и обучения |
Назначение сообщества |
Увеличение скорости и снижение стоимости формального обучения, вертикальной коммуникации, создания деловых связей на основе работы в команде, обеспечение взаимной совместимости сотрудников |
Формирование креативной, новаторской и заинтересованной рабочей силы, способной к непрерывному обучению и совершенствованию |
Место сотрудников в сообществах |
То же, что и в формальной иерархии компании, повторяет рабочие функции и роли сотрудников |
Самостоятельно формируемое, переходит традиционные границы, включая привлечение людей извне компании |
Политики и вознаграждения |
Жесткое использование мотиваторов персонала (типа «если ты делаешь это, получаешь то») и подход, базирующийся на предпосылке, что работники не способны понимать задачи или слишком эгоистичны чтобы сотрудничать, делиться и помогать другим членам сообщества |
Акцент на мотивированных на конечную цель членов сообщества, предоставление им самостоятельности и саморегуляции, без использования излишних мотиваторов персонала (типа «если ты делаешь это, получаешь то») |
Поведение и установки менеджмента |
Уверенность, что создание учебного контента и обмен знаниями — задачи только для экспертов, и что сотрудник должен в рабочее время налаживать деловые связи только в пределах установленного сообщества |
Уверенность, что все сотрудники должны участвовать в создании учебного контента и обмене знаниями, сотрудничать, налаживать деловые связи и участвовать в сообществах по собственному выбору |
Поведение и установки работников |
Боязнь поделиться с коллегами тем, что не было признано, одобрено или не совпадает с точкой зрения и убеждениями руководства |
Уверенность в отсутствии негативных последствий за распространение информации о собственных ошибках, просьбу о помощи в разрешении беспокоящих вопросов и отсутствие дискомфорта у сотрудников продвигающих непопулярные или радикальные идеи |
Социальные сети |
Дискретные системы для способные решать единственную задачу, несколько различных опций для работы социальными сетями, большое количество избыточных функций |
Единая многоцелевая система масштаба предприятия интегрированная с ключевыми бизнес системами и рабочим процессом |
Создание ценности: какого рода ценность создается оптимальными бизнес нормами и учебной экосистемой?
Затраты и результаты |
Повышение индивидуальной производительности |
Повышение групповой производительности |
Лучшее распространение учебного контента за ту же или меньшую стоимость, чем раньше Доступ к большему количеству уникальных пользователей за ту же или меньшую стоимость, чем раньше Более эффективное использование экспертов-специалистов и поставщиков учебного контента за ту же или меньшую стоимость, чем раньше Сокращение времени на внедрение или распространение учебных программ за ту же или меньшую стоимость, чем раньше |
Использование сотрудником онлайновых сетей для получения совета и поддержки, дающих повышение производительности Сокращение общего количества рабочих ошибок и количества сотрудников повторяющих ошибки Возможность найти требуемых экспертов или нужную информацию за меньшее время Увеличение количества примеров хорошей работы, самостоятельных мнений и идей повышает уровень знаний, навыков и возможностей Способность учебной сети давать быстрый и релевантный ответ на запросы каждого отдельного сотрудника положительно отличает ее от формальных учебных программ |
Структура учебного сообщества и учебной культуры преобразующаяся в более гибкую структуру предприятия и более мотивированную рабочую силу Более быстрое и качественное принятие решений путем достижения консенсуса в сети с большей уверенностью в тщательной обдуманности решения Улучшение процесса внедрения инноваций достигаемое за счет подключения к «толпе знаний» и проведения экспертной оценки в рамках организации Приведение деятельности рабочих групп в большее соответствие со стратегией организации Более быстрые коммуникация и взаимодействие для улучшения непрерывной производительности |
Оригинал статьи — "Creating Value from Social Learning", Entreprise Collaborative
|