Охота на MBA работу: промахи на собеседовании
Источник: MBA Strategy
На очереди собеседование. В отличие от других аспектов поиска работы, которые обычно происходят на комфортной дистанции, интервью — это событие, требующее личного присутствия и контакта с собеседником. Для MBA выпускников, которые выложили за степень круглую сумму в пределах $300,000, собеседование может показаться немного сложным. Все вращается вокруг того, чтобы произвести хорошее впечатление. Для этого аппликантам необходимо показать искренность, профессионализм, готовность к интервью и, конечно, работе (не «перегибая палку»).
Глупые ошибки могут стоить предложения о работе. Поэтому предлагаем наиболее распространенные промахи во время интервью.
Зажатость
Интервьюеры также люди. Установка на взаимопонимание с самого начала интервью — это лучший способ создать положительное впечатление. Посмотрите интервьюеру в глаза, пожмите руку и поприветствуйте, начните небольшой разговор для создания благоприятной атмосферы. «Берите инициативу с самого начала, — советует Крис Томас (Chris Thomas), директор по глобальному рекрутингу в General Electric (GE), Фэрфилд, США. — Поинтересуйтесь: как у Вас дела?» Короткий разговор всегда показывает, что вы умеете налаживать контакт с людьми, включая коллег по команде, а также клиентов.
Отсутствие фильтра поведения
Чрезмерная формальность может усложнить налаживание контакта с интервьюером, но и излишняя открытость не станет помощником — а скорее свидетельством неуважения. Кандидатам следует употреблять вежливое обращение: «мистер», «миссис», по крайней мере, пока интервьюер не упростит форму обращения к себе. «Будьте представительны, — советует София Тамбурацис (Sophia Tambouratzis), директор составления программы в Карьерном Центре Tepper School of Business Университета Карнеги-Мелон. — Однако не стоит вести себя как «лучший друг» того, кто на несколько ступенек выше вас и кого вы едва знаете».
Несоответствующий вид
На MBA интервью предпочтительно одевать деловой костюм, для женщин это должен быть либо брючный костюм, либо костюм с юбкой. Приглушенные оттенки темно-синего, черного или коричневого цветов лучше всего сочетаются с белоснежной рубашкой, или элегантной блузой для женщин. Чуть более повседневный стиль приемлемый для интервью в компаниях Силиконовой Долины или на должности стартапов. «Кандидаты должны стремиться к отполированному виду, — считает Рон Пераччио (Ron Peracchio), старший директор Управления развития карьеры в MIT Sloan School of Management. — Отполируйте ботинки до сияния и докажите, что вы взялись за дело по-серьезному».
Полная неготовность
Звучит неправдоподобно как для MBA кандидата, но и такое случается. Под давлением необходимости трудоустройства бывает, что аппликанты отправляются на интервью, не ознакомившись с деталями вакансии, а заканчивается все замешательством и огромным удивлением. «Очень важно знать все требования к должности, и быть способными обсуждать их», — рассказывает Чар Беннингтон (Char Bennington), директор управления карьерным ростом в Booth School of Business Университета Чикаго. Еще одна ошибка: пытаться убежать от ответа на общие, типичные вопросы интервью. Ответы на них должны готовиться, формулироваться заранее. Именно с этой целью некоторые школы, включая Booth, предлагают студентам для практики подобные вопросы. «Продумайте наперед: Почему вы желаете работать на компанию АВС?», — говорит Дамиан Зикакис (Damian Zikakis), директор карьерной службы в школе Ross School of Business Университета Мичиган.
Излишняя готовность
К интервью надо готовиться, но не переусердствовать, чтобы ответы и в целом речь не звучали фальшиво. «Специалисты по подбору персонала желают оценивать подлинного собеседника, а не его отрепетированный репертуар». — Утверждает Майкл Малоун (Michael Malone), директор Центра управления карьерным ростом в Kellogg School of Management. Он советует разузнать подробности о компании и пройти несколько тренировочных интервью, но не зазубривать ответы. Интервью должно проходить в форме беседы с примесью спонтанности.
Импровизация на ходу
Попытка сформулировать импровизированный ответ даже на простой вопрос в очень важном интервью иногда оказывается более сложной, чем может показаться. Поэтому многие бизнес-школы обучают MBA студентов формулу интервью под названием SOAR (Situation, Obstacles, Action, Result — Ситуация, Преграда, Действие, Результат). В идее заложен ответ с воспроизведением конкретных ситуаций, обсуждением преград, описанием действий для преодоления преград и подведение итогов с результатами. «SOAR помогает кандидатам организовывать мысль», — полагает Чар Беннингтон (Char Bennington), директор управления карьерным ростом в Booth School of Business. Во время интервью можно применять подобную формулу практически к каждому ответу.
Отклонение от сценария
Ни в коем случае кандидаты не должны захватывать ведущую роль. Интервьюер должен оставаться главным ведущим, и только он или она задают необходимую цепочку вопросов. Тем не менее, у кандидата есть 30 или 45 минут, чтобы блеснуть, поэтому он не должен потерять ни одной из них. Брэд Эспел (Brad Aspel), директор по карьерному образованию и консультированию из Columbia Business School советует аппликантам следовать сценарию интервьюера, отвечать на каждый вопрос и включать в ответ всю возможную полезную информацию, даже если об этом не спрашивали. «Студенты сообщают мне: интервьюер так и не задал вопрос, ответить на который я очень хотел. А я им говорю: Вам следовало так отвечать, чтобы включить и этот вопрос».
Нерешительность и невыразительность
Практически все интервью содержат вопросы, в которых необходимо раскрыть тему опыта работы и навыков кандидата. Хотя некоторые интервью включают и тесты. Например, на работу в консалтинговую сферу необходимо подготовиться к «case interview» (интервью с применением кейсов). Интервьюеры предлагают клиентскую дилемму или проблемную ситуацию и дают время на поиск решения. Неготовность или неспособность собрать все свои аналитические навыки для быстрого решения проблемы могут существенно снизить шансы кандидата. Однако самая грубая ошибка — это нерешительность. Так считает Марк Хауорт (Mark Howorth), старший директор по глобальному рекрутингу в консалтинговой фирме Bain & Co. «Некоторые люди просто отказываются принимать решение или постоянно меняют свою позицию. Это реальные ситуации, никто не будет нанимать неуверенного консультанта, поэтому свое твердое мнение или решение в любом случае необходимо изложить».
Скукотища
В конце каждого интервью у кандидатов всегда есть время задать свои вопросы по поводу компании или работы. Это как раз возможность показать заинтересованность работой, а также жизнью компании. Вопросы о том, что легко можно найти на сайте компании или «как прошло интервью?» — это табу. «Подготовьте один-два интересных вопроса о специфике должности или о компании». — Советует Крис Томас (Chris Thomas), директор по подбору персонала в General Electric (GE). Большинство претендентов интересуются конкретными аспектами работы или проекта. Учитывайте эти советы во время подготовки своих вопросов, чтобы потом уверенно их задавать.
По материалам "MBA Job Hunt: The Interview", Businessweek.
|