Плюсы и минусы бизнес-школ: отзывы студентов
Источник: MBA Strategy
Если бы вам представилась возможность посетить кампус бизнес-школы и пообщаться со студентами, что бы они рассказали?
По сути, все то же, что вы прочитаете ниже. Сотрудники Bloomberg Businessweek провели опрос среди студентов выпускного курса 2014 года, результаты которого учитывались при составлении рейтинга лучших стационарных программ МВА. В каждой анкете было оставлено место, чтобы респонденты могли высказаться. Редакторы Businessweek выбрали десять отзывов студентов каждой бизнес-школы и опубликовали их в разделе общей информации о вузах.
Студенты всегда находили плюсы и минусы в программах МВА. Тем не менее, читая их комментарии, сразу замечаешь, что позитивных отзывов гораздо больше, чем негативных. Резкая критика встречается редко. Студенты МВА, в основном, довольны своими программами, что регулярно подтверждается результатами опросов, которые проводит GMAC.
Самые позитивные отзывы посвящены одногруппникам
О чем обычно отзываются лучше всего? Студенты часто хвалят своих одногруппников: их ум, внимательность, трудолюбие и веселый нрав. Еще одна позитивная черта — большое количество представителей разных национальностей среди учащихся. Студенты бизнес-школ отмечают, что многому научились у своих одногруппников, и благодарят их за поддержку в учебе и поиске работы. Многие выпускники считают, что обучение в бизнес-школе изменило их жизнь к лучшему.
Конечно, совсем без критики не обходится. В основном, студенты жалуются на проблемы с трудоустройством, особенно в периоды экономического кризиса. Поскольку в последнее время ситуация на рынке рабочих мест для выпускников МВА значительно улучшилась, и уровень заработка достиг почти рекордных показателей, в этом году намного меньше студентов критикует работу центров карьерного менеджмента. Вместо этого отмечают разные недостатки в зависимости от бизнес-школы. Кому-то не нравится качество преподавания, кто-то считает, что коллектив студентов недостаточно сплочен.
Студенты Harvard Business School недовольны размерами кампуса и тем, что коллектив стал более разобщенным по сравнению с первым курсом. В Stanford School of Business некоторым учащимся не нравится, что преподаватели ставят культуру предпринимательства на первое место. Один студент Chicago Booth отметил, что до бизнес-школы слишком трудно добираться. «Поскольку большинство студентов живет далеко от университета, за пределами Харпер-центра, они, в основном, отдыхают и не уделяют особого внимания учебе», — рассказал выпускник. Чаще всего студенты считают, что недостатки программы не перевешивают ее достоинств. Более того, они сами хотели бы помочь бизнес-школе стать лучше.
Приведем примеры нескольких отзывов студентов выпускного курса 2014 года.
Harvard Business School
- «HBS — известный и уважаемый бренд. Бизнес-школа предлагает высококачественное образование, отличные условия для работы и налаживания связей. С этим не поспоришь. Тем не менее, главное преимущество HBS — в социальной сфере. За время обучения студенты делают огромный шаг вперед в своем развитии. Благодаря HBS я научился лучше выражать свои мысли, стал более уверенным, уравновешенным, сосредоточенным, толерантным, внимательным и порядочным человеком. Кром того, именно в этой бизнес-школе я познакомился с людьми, которые впоследствии стали моими близкими друзьями. Я смог попутешествовать. С бизнес-школой у меня связаны очень яркие воспоминания. Спасибо, HBS».
- «Главный недостаток метода анализа ситуаций, который широко используется в HBS, состоит в том, что он не позволяет развить математические навыки. Мне пришлось обращаться к Khan Academy и Википедии, чтобы хоть как-то разобраться в том, что происходит».
- «Здесь учится очень много людей — создать дружный коллектив нелегко. На первом курсе студенты достаточно сплочены, но затем они все больше отдаляются друг от друга».
Stanford Graduate School of Business
- «Мне нравятся люди, которые здесь учатся: это профессионалы высокого класса, которые остаются доброжелательными, открытыми и отзывчивыми. Еще мне нравится, что в группах немного студентов, и что бизнес-школа не только физически находится рядом с Кремниевой долиной, но и тесно связана с индустрией высоких технологий. Также стоит отметить, что Стэнфорд создает отличные условия для развития лидерских качеств и открывает перед студентом много возможностей, которые касаются не только учебы».
- «Преподаватели уделяют слишком много внимания созданию компаний и крайне мало — поиску работы».
- «Предпринимательские проекты всячески поощряются, поэтому к концу второго курса свыше 50% студентов создают собственные компании».
|