Что предвещает рынку MBA 2013 год?
Источник: MBA Strategy
Ресурс MBA Channel побеседовал с Дэйвом Уилсоном (Dave Wilson), президентом и CEO организации GMAC (Graduate Management Admission Council), которая администрирует GMAT. Он предложил свой MBA прогноз на 2013 год.
Дэйв Уилсон
(Dave Wilson)
|
Дэйв, какие MBA тренды вы предвидите в 2013 году?
По поводу программ, я четко вижу пять основных изменений:
- Больше признания важности аналитических данных и способности справляться с разными информационными источниками в бизнес-школах;
- Более интенсивная интеграция технологий в MBA программы;
- Расширение форматов MBA, включая смешанные и гибкие программы, поскольку бизнес-школы пытаются сделать их более доступными и эффективными;
- Больше специализированных MBA, потому как такие программы помогают университетам выделяться на фоне других;
- Помимо MBA, повышенный спрос на специализированные магистерские программы по таким направлениям как: бухгалтерский учет, финансы, менеджмент и другие, связанные с бизнесом.
Я также вижу приятные изменения для обладателей MBA и других магистерских степеней. Путешествуя по миру, общаясь со студентами и представителями школ, становится очевидным тот факт, что все больше и больше выпускников уклоняются от традиционных должностей в частном секторе, а все чаще подыскивают достойную себе роль в общественных, некоммерческих, благотворительных организациях. Все они — серьезные организации, в которых требуется хорошая доля лидерства и менеджмента. Без сильных задатков там сложно выполнить поставленную миссию.
Предвещает ли 2013 год снижение спроса на full-time (двухгодовые) MBA в пользу годовых и part-time программ?
Привлекательность двухгодовых программ — периодична, даже в большей степени, чем годовых специализированных магистерских программ. Количество заявок на full-time MBA, особенно двухгодовые, как правило, обратно пропорционально росту экономики, то есть темпы развития экономики начинают замедляться, количество заявок — расти. На данный момент показатель поступления на них после прыжков и резких снижений показывает признаки стабильности. Если смотреть в глобальном масштабе, то по сравнению с годовыми и part-time программами, двухгодовые MBA более привлекательны.
Кроме того, есть существенные различия по регионам в мире. Наше исследование 2012 года показывает рост спроса на двухгодовые MBA в Азиатско-Тихоокеанском регионе — на 79% и в Центральной Азии — на 80%, что прямо пропорционально спросу на бизнес-лидеров и топ руководителей во многих быстро развивающихся экономиках Азии.
Говоря об этих регионах, можно ли сказать, что именно они покажут стремительное развитие MBA рынка в 2013 году?
Некоторые из самых быстро развивающихся экономик находятся именно в этих регионах. Мы наблюдали повышенный спрос работодателей на MBA выпускников — а это 80% всех опрошенных нами компаний. Кроме того, мы видим резко растущий показатель сдач теста GMAT в этом регионе. Китай и Индия занимают второе и третье место после США. Вьетнам также показывает очень быстрые темпы развития. К тому же в широком географическом масштабе отмечается повышенный интерес к GMAT со стороны женщин и молодых студентов (моложе 25 лет).
Увидим ли мы переход к онлайн-образованию в бизнес-школах в 2013 году?
Исходя из данных GMAC опроса, приблизительно 14% студентов со всего мира рассматривают дистанционные/онлайн MBA программы. Многие из них желают дальше работать full time, а удобность формата и длительность MBA как раз являются главными критериями выбора. Однако самый значительный прыжок может быть в переходе от обучения в аудитории на онлайн режим. Бизнес-школы непременно будут продолжать разрабатывать эффективные пути передачи образования. Смешанное обучение и множество онлайн-курсов (MOOCs — massive open online courses) — это всего несколько из них.
Но моя позиция такова: я бы посоветовал студентам с осторожностью переходить чисто на онлайн-программы. Хорошо изучите свой выбор и убедитесь, что набор преподавателей и студенческая когорта та же, что и на самой популярной программе школы. Во-первых, преподаватели и одногруппники — это ключевые факторы качества вашего образования. Во-вторых, со временем, если есть различие в качестве между одной и другой программой, рынок об этом рано или поздно узнает и исключит более слабую.
Вы упомянули так называемые MOOCs (massive open online courses): с вашей точки зрения, каковы их шансы, а также какие угрозы они готовят бизнес-школам?
Благодаря MOOCs, у школ появляются огромные возможности сделать свои курсы доступными практически для каждого в мире. Таким образом, школы могут расширять диапазон своего влияния практически везде и всюду. Однако я вижу три слабых места в MOOC модели. Первое: я не уверен в том, насколько досконально школы разобрались в путях монетизации инвестиций, вложенных в запуск таких курсов. Второе: в них присутствует то, что я называю синдромом Рози Руиз. Мисс Руиз была первой женщиной-участницей Бостонского Марафона 1980 года, которая преодолела 42 километра за 2:31:56, рекордное время для женщины в истории марафона и третий результат в мире. Но как оказалось, она выполнила квалификационный норматив, «пробежав» часть Нью-Йоркского марафона 1979 года в метро, а затем в Бостоне была дисквалифицирована за то, что вышла на дистанцию из зрительской зоны за километр до финиша.
Относительно МООС также возникает вопрос: насколько можно быть уверенным, что студент, прошедший онлайн курс не воспользовался дополнительными хитростями или «метро»? Но в конечном итоге есть риск для репутации самой школы, предлагающей подобные курсы. Многие школы уже должны вчитываться в биографии участников курсов, наблюдать за ними, поскольку это претенденты на сертификат и звание выпускника известной школы. Если такие курсы набирают большие обороты и массовость, то контроль становится невозможным.
Естественно, то насколько правдивыми окажутся прогнозы, покажет время через призму реальных цифр и фактов.
|