MBA — постоянно дорожающее удовольствие.
Насколько это обоснованно?
Источник: MBA Strategy
Общеизвестно, что стоимость обучения в бизнес-школах стабильно растет со времен старта популярности MBA — с 1990-ых. Но стоит обратить внимание на то, насколько масштабна подобная стабильность в росте.
Например, в 2000 году программа London Business School стоила 36,000 фунтов стерлингов ($58,000). На сегодняшний день необходимо заплатить 57,000 фунтов. В UCLA Anderson плата за тот же период выросла с $45,000 до $105,000. В Hong Kong University of Science Technology в начале этого века степень MBA стоила $19,000, за 12 лет она стала более чем в три раза дороже — $66,000.
Это не единичные примеры. Практически в каждой бизнес-школе стоимость программ выросла значительно больше за индекс инфляции. Что особо интересно, цена растет намного быстрее, чем MBA зарплата, которая остается почти неизменной по сравнению с уровнем 2000 года. Это значит: студенты даже не смогут потешить себя мыслью, что прибыль от капиталовложений не заставит долго себя ждать.
Тем не менее, всякий раз, когда журналисты задают вопрос деканам бизнес-школ про очередное повышение стоимости обучения, первые получают почти единогласный ответ, что количество заявок также растет. По мнению администрации школ, повышение цен слабо влияет на спрос. В данном случае, это не совсем обычный пример соотношения спроса и предложения. Если бы рост цены привел к сокращению количества аппликантов и, соответственно, студентов, школам пришлось бы пересмотреть свою финансовую политику.
Однако новое исследование профессора Lancaster University Management School ставит под вопрос подобное предложение. Оно показывает, что противоположно мышлению деканов, высокая плата за обучение действительно сокращает количество заявок на поступление. Исследователи обработали данные, которые публиковались в разделе Which MBA? начиная с 1994 года и до сегодняшнего дня. Они пришли к выводу, что если рассматривать в мировом масштабе, то увеличение стоимости обучения на $1,000 приводит к снижению конкурса (количества аппликантов на 1 место в школе) на 0.25%. Подобный эффект менее очевиден на американских программах MBA, где +$1,000 к стоимости обучения ведет к -0.16% конкуренции. (Средняя стоимость обучения в мире составила $35,000 с показателем 6.2 аппликанта на одно место).
Исследование также показывает, что бизнес-школы дальше будут запрашивать более высокую цену, учитывая, что число студентов на место увеличилось в прошедшем году. Конечно, этого следовало и ожидать. Тем не менее, есть такие программы, которые последовали логическим экономическим законам, снизив плату за обучение в ответ на снижение спроса. Хотя на самом деле, несмотря на это, большинство продолжают весело и дружно поднимать цены.
Отчасти причина кроется в том, что затраты школ становятся неуправляемыми. Согласно данным аккредитационного органа AACSB, средняя зарплата недавно принятого на работу профессора в бизнес области сейчас составляет $172,000. И даже такая сумма просто смешная, по сравнению с теми гонорарами, которыми заманивают известнейших профессоров, а те, в свою очередь, потом заманивают студентов.
Студенты также требуют все лучших условий и дорогих обучающих поездок за границу. Но многие школы еще страдают от завышенных амбиций. Даже самые скромные учреждения должны сейчас громко заявлять о стремлении пробиться в элиту. Похвально иметь амбиции. Но такие стремления стоят денег. В настоящее время слишком много посредственных школ сами определяют себе место среди мировых лидеров рынка бизнес-образования.
В исследовании профессора Ланкастерского Университета рассматривались и другие критерии, влияющие на спрос. Среди них: качество работы учреждения, стартовые зарплаты выпускников, а также уровень удовлетворенности студентов. Результаты показали, что чем больше высоких баллов GMAT, (которые являются простыми показателями способностей студентов), тем больше заявок на поступление. Тем не менее, позиция школы в рейтингах The Economist или Financial Times слабо влияет на количество желающих поступать на программу MBA конкретного учреждения. Подобное влияние действительно отмечается там, где есть прыжок школы вверх по лестнице рейтинга, но только часто в таких случаях число аппликантов уменьшается. Исследователи подозревают, что это происходит из-за того, что более слабые студенты отказываются от рискованных, запасных вариантов.
Еще одно. То, что, по-видимому, совсем не влияет на число заявок: аккредитована ли школа? Но как раз в этом и позор. По крайней мере, самим будущим студентам следует удостовериться в соответствии школы главным академическим требованиям. Однако даже если бы для студентов этот аспект был важен, то тем более, почему бы школам и не повышать стоимость своих программ.
По материалам "MBA applications: No price too high?", The Economist.
|