БИЗНЕС-ОБРАЗОВАНИЕ | Тенденции 6 марта 2017 г.

Смешанное будущее: роль технологий в бизнес-образовании

Источник: BE in Trend

Сантьяго Иньигуэс (Santiago Iñiguez), президент испанской бизнес-школы IE, объясняет, почему бизнес-школы и корпорации должны учитывать возрастающую роль технологий в образовании.

Сантьяго Иньигуэс (Santiago Iñiguez): Смешанное будущее: роль технологий в бизнес-образовании Технологии (наряду с наработками когнитивной психологии и педагогики) сегодня коренным образом меняют процесс обучения, миссию преподавателей и, конечно, работу бизнес-школ. До сегодняшнего дня целью образования была стандартизация: обучить студентов чтению, письму и арифметике, подготовить к конкретной профессии и помочь развить навыки, без которых нельзя полноценно участвовать в жизни общества и приносить ему пользу.

Тем не менее будущее образовательного процесса сосредоточено на индивидуальном развитии, которое рассматривается как возможность расширить и укрепить качества каждого отдельного человека. Именно в этом состоят главные изменения.

Благодаря технологиям изменится суть образования. Его цель будет не только в том, чтобы человек приобрел знания, необходимые для выполнения той или иной работы. Образование будет способствовать личностному развитию студентов, делая акцент на их сильных сторонах. Учебное время распределится с учетом потребностей и способностей обучающихся. При этом будут постоянно оцениваться результаты образовательного процесса, а также определяться наиболее оптимальные методы обучения с точки зрения личного и профессионального развития. Индивидуальный подход, несомненно, позволит раскрыть предпринимательский потенциал студентов, а также выявить новые профессиональные возможности.

Кроме того, как бы парадоксально это ни звучало, технологии помогут сделать процесс обучения более «человечным». Нам иногда кажется, что технологии — это своеобразный барьер на пути к индивидуальному развитию и человеческому общению. Однако это всего лишь заблуждение, в основе которого лежит миф о том, что технологии представляют собой угрозу для человечества, в том смысле, что роботы захватят наши рабочие места, а в дальнейшем и весь мир.

Помимо адаптации к личности обучающегося, интеграция технологий и обучения способствует сближению преподавателей и студентов. Педагогам технологии помогают в рутинной работе, к которой относятся оценка текущей успеваемости, распространение базовой информации и ответы на часто задаваемые вопросы.

Таким образом освобождается дополнительное время, которое можно уделить более полезным для преподавателей и студентов занятиям, появляется возможность воплотить в жизнь так называемый «перевернутый класс».

Гибкость, адаптивность, насыщенность, простота в освоении и даже увлекательность — вот отличительные черты смешанного обучения, в котором принципы дистанционного обучения совмещены с аудиторным подходом. Преимущество качественных и увлекательных интерактивных методик состоит в том, что они поддерживают интерес к обучению благодаря адаптации к каждому обучающемуся. Они также повышают интенсивность интерактивного общения между участниками.

Методы смешанного обучения, применяемые как в университетах, так и в корпоративных программах, уже стали нормой, и в дальнейшем их значимость будет только возрастать. Тем не менее некоторые аналитики до сих пор умаляют значение онлайн-образования и утверждают, что ничто не сможет заменить личного контакта преподавателя и ученика.

Здесь важно подчеркнуть, что речь идет о смешанных программах высочайшего качества, где онлайн-модули преподают те же профессора, которые работают в аудиториях с небольшими группами заинтересованных в обучении студентов.

Дистанционное образование часто считают более дешевым вариантом, доступным для всех желающих (сюда относятся и МООК — массовые открытые онлайн-курсы). Это убеждение не соответствует истине. Высококачественными могут быть как контактные, так и дистанционные формы обучения, которые отвечают стандартам престижных образовательных учреждений. Связывать обучение посредством технологий с низким качеством, дешевизной и массовостью — это шаблонное и устаревшее представление.

Сегодня принято считать, что руководители компаний неодобрительно смотрят на корпоративное онлайн-обучение сотрудников. До недавних пор так и было. И тут возникает вопрос: свойственна ли эта проблема нынешнему поколению руководителей? Будут ли генеральные директора будущего более благосклонны к подобным методикам обучения работников, учитывая их гораздо более тесное знакомство с интернет-средой и мобильной коммуникацией?

Достаточно оглянуться на сто лет назад и вспомнить богатые интерьеры залов заседаний с вычурной мебелью, каминами и прочими предметами роскоши и сравнить все это с положением вещей в XXI веке, когда на передний план вышли цифровые технологии, обеспечивающие круглосуточную глобальную коммуникацию, видеоконференции и так далее.

Несмотря на исследования, доказывающие, что дистанционное обучение по меньшей мере не уступает аудиторному в эффективности (и даже существенно его превосходит), многие педагоги, менеджеры по управлению персоналом и руководители по-прежнему относятся к нему с известным предубеждением. Любопытно, что около 80% преподавателей, которые не имеют опыта работы с онлайн-методиками, заявляют об их недостаточной эффективности по сравнению с привычными формами обучения, тогда как большинство педагогов, обладающих таким опытом, говорят, что дистанционные технологии дают такой же, если не более впечатляющий, результат. И это не говоря уже о том, что многие преподаватели убеждены, будто дистанционное обучение неизбежно ведет к сокращениям (см. L. Redpath, Confronting the Bias Against On-Line Learning in Management Education, Academy of Management Learning & Education, 2012 г., том 11, №1, с. 125-140).

Предубеждение против дистанционного обучения есть у многих специалистов и топ-менеджеров, которые получили традиционное образование и привыкли считать, что без непосредственного контакта с преподавателем качественного образования быть не может. Однако эффективность любой программы определяют не средства, с помощью которых она преподается, а сами методики обучения.

Спорить можно бесконечно, но истина заключается в том, что образовательных учреждений, предлагающих смешанные курсы (где качественное дистанционное обучение сочетается с традиционным аудиторным), становится больше с каждым днем. Вероятнее всего, уже через несколько лет большинство бизнес-школ будут проводить большую часть своих программ в смешанном формате.

В частности, можно обратиться к опросу, который проводился в США в 2015 году на тему дистанционного обучения (2015 Grade Level: Tracking Online Education in the United States). 70,8% руководителей ведущих образовательных учреждений считают дистанционное обучение одним из ключевых компонентов своих долгосрочных стратегий (в 2002 году этот показатель составлял 48,8%).

При этом 77% убеждены, что дистанционное обучение дает такие же результаты, что и традиционное контактное, или даже является более эффективным. Всего 28% признали, что преподавательский состав их учреждения считает дистанционное обучение ценным и заслуживающим внимания (I. E. Allen and J. Seaman, Grade Level: Tracking Online Education in the United States, февраль 2015 г.).

Еще один опрос о корпоративном обучении (Roland Berger, Corporate Learning Goes Digital: How companies can benefit from online education, май 2014 г.) свидетельствует о том, что в 2014 году 77% американских компаний использовали онлайн-методы в своих программах повышения квалификации, тогда как в Европе такие методы брали на вооружение более 3 тысяч компаний. Согласно оценкам, приведенным в том же опросе, к 2017 году онлайн-методами будут пользоваться 90% компаний.

Таким образом, становится ясно, что роль смешанного обучения в программах для руководящих работников будет расти, особенно в тех случаях, когда участники не могут посещать аудиторные занятия.

Следовательно, вопрос состоит не в том, является ли смешанное обучение нашим будущим и превосходит ли оно традиционное по эффективности, а скорее вот в чем: каково оптимальное соотношение дистанционного и контактного компонентов?

Очевидно, что в каждом конкретном случае правильное соотношение этих компонентов будет зависеть от целей программы и ее содержания, а также от конкретных участников, развиваемых способностей и навыков, стоимости курсов, инфраструктуры, способности инструкторов и педагогов проводить дистанционное обучение. Какие наиболее важные факторы необходимо принимать в расчет, обсуждая перспективы смешанного обучения в ближайшем будущем?

Можно выделить три основных аспекта:

  • Первый и самый важный — адекватная подготовка преподавательского состава. В новой, смешанной, системе образования профессор становится организатором учебного процесса. Он выверяет степень использования различных методик, адаптирует их к отдельным участникам, ищет баланс группового и индивидуального обучения. Именно поэтому необходимо работать с преподавателями, открывая им широкие возможности образовательных технологий. Неослабевающий интерес преподавателей к обучению — это основополагающее требование для достижения успеха в новой образовательной системе.

  • Второй аспект касается достижения нужного баланса между компонентами смешанного обучения. Контактные модули, необходимые для социализации и интеграции класса; «живые» видеоконференции и синхронные учебные сессии (есть нововведения, которые значительно улучшают наглядность и восприятие потокового вещания, например, система WOW Room бизнес-школы IE); наконец, увлекательные асинхронные сессии на форумах или в чатах, обеспечивающих обратную связь и обмен опытом.

  • Третье — это создание учебных материалов, ориентированных на новую систему обучения. Например, мультимедийные бизнес-кейсы в реальном времени, интерактивное групповое и индивидуальное моделирование, персональные материалы и инструменты оценки для максимального личностного развития. Игрофикация обогащает учебный процесс и может применяться практически в любой ситуации, обеспечивая при этом мгновенную обратную связь. Некоторые даже утверждают, что она может помочь в изменении поведения и, что подкупает больше всего, положительно влияет на результаты обучения.

Нет никаких сомнений, что новые технологии способствуют гуманизации образования. И в этом захватывающем процессе конкурентное преимущество любой бизнес-школы будет состоять в уникальном опыте, который та сможет предложить студентам. Если содержание — это принц, а технология — король, то опыт — это император.




ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
КНИГИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ:
Все хреново. Книга о надеждеВсе хреново. Книга о надежде
Правило четырех секунд. Остановись. Подумай. СделайПравило четырех секунд. Остановись. Подумай. Сделай
Год личной эффективности. Сборник 4. Следую большим смыслам. Экзистенциальный интеллектГод личной эффективности. Сборник 4. Следую большим смыслам. Экзистенциальный интеллект

МЕТОДОЛОГИЯ: Стратегия, Маркетинг, Изменения, Финансы, Персонал, Качество, ИТ
АКТУАЛЬНО: Новости, События, Тренды, Инсайты, Интервью, Бизнес-обучение, Рецензии, Консалтинг
СЕРВИСЫ: Бизнес-книги, Работа, Форумы, Глоссарий, Цитаты, Рейтинги, Статьи партнеров
ПРОЕКТЫ: Блог, Видео, Визия, Визионеры, Бизнес-проза, Бизнес-юмор

Страница Management.com.ua в Facebook    Менеджмент.Книги: телеграм-канал для управленцев    Management Digest в LinkedIn    Отслеживать нас в Twitter    Подписаться на RSS    Почтовая рассылка


Copyright © 2001-2023, Management.com.ua

Менеджмент.Книги

телеграм-канал Менеджмент.Книги Менеджмент.Книги — новинки, книжные обзоры, авторские тезисы и ценные мысли из бизнес-книг. Подписывайтесь на телеграм-канал @books_management



Спасибо, я уже подписан(-а)