Инновации: четкий алгоритм производства идей
Автор: Ирина Грабовская
Источник: портал Training.com.ua
Сегодня мы все чаще слышим об инновационных технологиях, инновациях в сфере управления, обучения, инновационном маркетинге. Компании используют инновации для борьбы с конкурентами, завоевания позиций на рынке и улучшения собственного имиджа. Что же такое инновация — это неконтролируемый проблеск в умах избранных или же четкий алгоритм действий для производства новых идей, доступный каждому?
Тамар Челоуче
(Tamar Chelouche)
|
Ответить на многие вопросы, которые касаются инновационного подхода к бизнесу поможет гость портала Training.com.ua — Тамар Челоуче (Tamar Chelouche), специалист по креаливному и изобретательному мышлению израильской компании Systematic Innovative Thinking (SIT), которая посетила Киев с целью проведения совместных закрытых мастер-классов с компанией IdeasFirt. О том, что такое инновационное мышление, можно ли ему научиться, и что нужно для того, чтобы придумывать инновационные идеи, о роли инноваций в различных отраслях и сферах в эксклюзивном интервью для портала.
«Т»: Как родилась идея создания компании, которая занимается инновациями? Что такое инновационное мышление в вашем понимании?
Т.Ч.: Идея, взятая за основу создателями нашей компании, принадлежит инженеру и изобретателю, автору ТРИЗ (теории решения изобретательских задач) по имени Генрих Альтшуллер, который жил в России во времена Сталина. В свое время он был арестован и приговорен к 25 годам лишения свободы. Именно в лагере, имея достаточно свободного времени для разного рода исследований, он и сделал одно из своих наиболее значимых открытий. Он изучал сотни изобретений и пришел к выводу, противоположному общепринятому мнению об инновациях.
Согласно этому мнению, которое существует и сегодня, инновации — это некая непредсказуемая вспышка в уме человека. Артшуллер же, наоборот, считал, что существует определенный алгоритм произведения инноваций. Для того, чтобы доказать это, он исследовал сотни открытий, из которых выделил наиболее часто встречающиеся совпадения и на их основе вывел около 30 моделей инновационного мышления.
Инновация — это не вспышка в уме человека, которую нельзя предсказать и контролировать. Существует определенный алгоритм произведения инноваций
|
Генрих Артшуллер изначально сфокусировался только на инженерной стороне вопроса — он вывел общие манипуляции, которые необходимо произвести с продуктом, чтобы этот продукт стал инновацией. Когда его студенты приехали в Израиль, они перевели модели производства инноваций из сферы инженерии в сферу мышления.
И в итоге пришли к выводу, что их можно использовать где угодно: ведь если мы хотим сделать что-то другое, нам надо начать мыслить по-другому. То есть, в их понимании, инновации — это, прежде всего, инструмент мышления. Они и были создателями компании SIT (Systematic Innovative Thinking). На первый взгляд, название кажется противоречивым: как иновационность может быть систематической? Но на самом деле, так и есть: SIT — это систематическое производство инноваций. На сегодняшний день компания SIT применила эти инструменты и техники во многих компаниях по всему миру, в том числе и в странах СНГ.
«Т»: За основу работы была взята только инновационность?
Т.Ч.: SIT занимается на только придумыванием инновационных идей, но и поиском путей для воплощения их реализации, а также обучением производства инновационных идей. Очень часто компании сталкиваются с тем, что список новых идей лежит у них без дела. Руководство не финансирует воплощение этих идей в жизнь, потому что боится, что эти деньги не будут потрачены впустую. Но когда мы имеем дело с инновациями, нужно понимать, что всегда существует риск предложить рынку то, в чем он не заинтересован. От этого риска никуда не денешься, поэтому мы и говорим, что надо иметь большую долю мужества для инновационного мышления.
Ведь люди в большинстве своем — не открыватели. Например, если бы несколько веков назад у людей спросили, чего им не хватает, они бы ответили — самых быстрых лошадей. Они бы не сказали — автомобилей. До автомобиля еще надо додуматься. И этим должны заниматься профессионалы. Между идеей на бумаге и ее воплощение в реальность существует еще много шагов, которые необходимо предпринять. Именно этим и занимается SIT: мы сопровождаем идею, начиная от ее исходного вида на листе бумаги — и заканчивая новым продуктом.
«Т»: Возможны ли в странах СНГ инновации? Как они выглядят и чем отличаются от инноваций в западных компаниях?
Т.Ч.: Конечно же, инновации возможны в странах СНГ. Лично я была вовлечена в работу с компанией Beeline в России, с веткой корпорации Nestle в Самаре и некоторыми другими. Я бы не сказала, что инновации в компаниях стран СНГ чем-то отличаются от инноваций в западных компаниях. Прежде всего, потому, что большинство крупных корпораций, таких как Nestle и Craft Foods, имеют свои подразделения по всему миру, в том числе и в странах СНГ.
Конечно, есть некоторые культурные отличия, свои особенности в общении друг с другом, в отношении к работе. Но мне кажется, разница тут не в том, как люди относятся к инновационным идеям, а в том, как они учатся, как воспринимают мир. По моему мнению, люди в странах СНГ быстро учатся, они очень интеллектуальны и хорошие тактики.
«Т»: Инновация — это роскошь, преимущество крупных компаний или они доступны мелкому и среднему бизнесу?
Т.Ч.: Нет, инновации — это не роскошь! Наоборот, я бы сказала, инновации не только доступны малому и среднему бизнесу — они встречаются там намного чаще. Ведь инновации — это не цель, а механизм. Это своего рода двигатель, который помогает прийти к определенной цели.
Инновация — это возможность посмотреть на свое дело под другим углом и понять: что бы ты ни делал, всегда есть способ сделать это по-другому, существуют такие пути достижения цели, которых ранее просто не замечали. Иногда ограниченность финансирования является самым лучшим стимулом для инновационного мышления. Начинаешь думать: если у меня есть только эта сумма, как же мне сделать все, что запланировано, и не превысить ее? Тут-то и рождаются инновационные идеи.
Если бы несколько веков назад у людей спросили, чего им не хватает, они бы ответили — самых быстрых лошадей. До автомобиля еще надо додуматься
|
Новое решение не обязательно должно стоить заоблачных денег — зачастую инновация, наоборот, экономит предприятию достаточно большие суммы. Ведь, по сути, она не требует создания каких-то новых условий или механизмов — она помогает находить новое применение уже существующим механизмам предприятия, использовать их с большей эффективностью и, таким образом, тратить меньшее количество денежных средств. Для того, чтобы создать инновационный продукт, не нужно обязательно привлекать новые инвестиции — достаточно просто поменять способ делать вещи и подумать, как по-другому можно использовать уже имеющиеся инструменты.
Необходимо сказать, что, в отличие от малого и среднего бизнеса, в больших компаниях путь инноваций к воплощению в жизнь достаточно долгий и тернистый. Потому что там существует огромное количество правил и ограничений, а также много уровней управления по вертикали. Каждый начальник должен отчитываться перед своим начальником, а тот — перед своим и так далее.
И каждый должен обосновать ту или иную статью расходов на инновации. При этом никто не может быть уверенным в стопроцентном успехе любой инновационной идеи. Вот и получается, что в больших компаниях эти идеи просто лежат списком, и никто не хочет ими заниматься. Поэтому в любой случае — будь то большая или маленькая компания — необходимо брать ответственность за инновации и прилагать усилия для того, чтобы воплотить их в реальность.
«Т»: От кого исходят инновации в компании, должен ли быть процесс инновационности постоянным? Кто должен отвечать за инновации в компании? В СССР при любом заводе существовало «бюро инноваций», куда любой рабочий мог прийти и поделиться идеей. За это он получал крупную премию. Встречали ли вы такие же примеры, и считаете ли вы, что отдел инноваций в компании необходим?
Т.Ч.: Любой человек в компании может придумать инновационную идею. Этим не должен заниматься один человек, который будет отвечать за все. Что касается периодичности — компания должна производить столько инноваций, сколько ей необходимо. Если ей хватает одной инновации в год — отлично. Конечно, это зависит от компании и от сферы, в которой она работает, от конкретной ситуации, но, в общем, компания должна ориентироваться на своего клиента, то есть на потребителя. Всегда необходимо задавать себе вопрос: есть ли еще что-то такое, что нужно нашему клиенту, но чего пока нет у нас?
Инновация предполагает триединую структуру. Во-первых, это результат. Любая компания, придумывая и воплощая любую инновацию должна ориентироваться на результат, который она получит. Во-вторых, это обучение. Обязательно должны быть люди или организации, которые в силах обучить работников компании инновационному мышлению, помочь им придумывать и воплощать эти инновации. Это должны быть профессионалы, которые имеют специальные знания и которые могут поделиться ими с другими, научить пользоваться нужными инструментами и справляться с новыми идеями. И в-третьих, это структура. Инновации, как и любой другой бизнес-процесс, должны быть четко регламентированы.
Именно структура управления инновациями делает их возможными в компании. Речи идет и о сроках, и о порядке введения инноваций (от самого зарождения идеи — вплоть до ее воплощения), и о расходах, и о поощрении сотрудников за инновационные идеи и риск, связанный с ними.
Речь идет также о поддержке всего коллектива, то есть сотрудник должен чувствовать, что его идея касается не только его самого, а и всю компанию, в первую очередь — топ-менеджмент, что он может обращаться за помощью в случае надобности, что его контролируют и поддерживают. Ведь инновация — это огромный риск, и топ-менеджер должен уметь выслушать новую идею, взвесить все риски и выгоды и принять решение.
«Т»: В каких отраслях инновации присутствуют в большей степени?
Т.Ч.: Очень интересный вопрос. Действительно, некоторые отрасли нуждаются в инновациях больше, чем другие. Например, образование. Дети всегда ходили в школу, и, тем не менее, образование постоянно меняется. И оно будет продолжать меняться, потому что потребности и возможности учеников меняются. Недавно наткнулась на статью об учителе, который изменил систему подачи нового материала в своем классе. Вместо того, чтобы проходить новый материал в классе, а упражнения задавать на дом, он делал все наоборот — задавал новый материал детям на дом, а в классе разбирал с ними упражнения.
По сути он ничего нового не придумал — просто поменял местами разные виды деятельности. Таким образом, дома дети имели возможность сами изучить материал, пользуясь всеми необходимыми средствами, а в классе учитель все время посвящал практическому усвоению нового материала, выполняя упражнения с учениками. Очень скоро учитель начал замечать, что такой стиль работы нравится ученикам больше — они начали проявлять активность на уроке, работать вместе, больше общаться друг с другом, задавать вопросы, пытаться вникнуть в суть упражнения; они уже не скучают, как раньше, слушая весь урок скучную теорию.
Когда мы имеем дело с инновациями, нужно понимать, что всегда существует риск предложить рынку то, в чем он не заинтересован
|
Конечно же, в некоторых сферах инновации присутствуют постоянно. Особенно это касается высоких технологий и пищевой промышленности. Сам рынок вынуждает производителей и продавцов придумывать новые идеи: во-первых, чтобы соответствовать современным требованиям потребителя, а во-вторых, чтобы получить преимущество перед конкурентами. Как видим, быть инновационным — не обязательно значит придумывать абсолютно новый продукт. Иногда стоит лишь изменить то, как мы создаем продукт или как его презентуем.
«Т»: Какие инновации в сфере обучения вы встречали?
Т.Ч.: Недавно у меня была возможность поработать с директором старшей школы. Как вы понимаете, старшая школа — проблемный период у подростков, они не заинтересованы в посещении школы и учебе. Нашей задачей было заинтересовать их, вовлечь в общественную жизнь школы, вернуть их за парты. И нам удалось это сделать, удалось помочь ученикам захотеть принимать активное участие в жизни школы.
Мы организовали так называемую «ярмарка школ»: каждый ученик мог выбирать школу, в которой хочет учиться, а старшеклассники презентовали свои школы. То есть практически мы перенесли приемы маркетинга и бренд-менеджмента в школу. Каждый старшеклассник пытался создать хороший имидж своей школы, каждый смог почувствовать себя частью команды.
«Т»: Какое место занимает инновация при оценке предприятия — при продаже, слиянии и т. д.? В сознании большинства инновации касаются только продукта. Но существуют также инновации в управлении, финансах, обучении. В каких сферах деятельности компании инновации наиболее необходимы и эффективны?
Т.Ч.: Лично я очень хотела бы, чтобы инновация занимала более значимое место при оценке предприятия. Поскольку я очень верю в инновации, я считаю, что это то, без чего не может обойтись любая компания. Если компания инвестирует в инновационные идеи для своего развития, особенно если это долгосрочные инвестиции, то это красноречиво говорит о высоком положении такой компании. Но с другой стороны, если компания постоянно придумывает инновационные идеи, это еще не означает, что она успешна.
Ведь как можно измерить уровень инновационности компании? Количеством новых продуктов? Вряд ли. Я считаю, что в этом случае важно учитывать, сколько было попыток внести инновационную идею, сколько раз такие идеи были одобрены, сколько раз такие инновационные идеи касались улучшения работы компании, ее внутренних процессов, повышения уровня удовлетворенности персонала своей работой и так далее. Инновации, бесспорно, касаются не только продукта. Они не менее необходимы в сфере управления компанией, при обучении персонала и повышении лояльности персонала по отношению к компании.
«Т»: Какова роль государства в инновационной деятельности?
Т.Ч.: Во многих странах правительство оказывает огромную поддержку развитию и воплощению инновационных идей. Но здесь существует опасность того, что сложная система государственного контроля убьет даже самую удачную инновационную идею. Какой компании понравятся сотни правил и предписаний, согласно которым она обязана действовать при внедрении инновации? Но с другой стороны, такая поддержка со стороны государства очень важна для компаний, которые находятся в самом начале своего жизненного цикла и еще не встали на ноги должным образом.
Например, в Израиле я сталкивалась с положительным опытом молодых компаний, которые только начинали свою деятельность, когда государственная поддержка при внедрении инновация становилась своеобразным толчком для их дальнейшего развития. Таким образом, инновации играли ключевую роль в становлении этих компаний на рынке.
«Т»: Мышление инновациями — это общечеловеческая черта или черта избранных менталитетов (Япония, Швеция)?
Т.Ч.: На самом деле, для того, чтобы быть настроенным на инновации, необходимо пребывать в хорошем расположении духа, быть открытым для любых новых идей, даже если поначалу они кажутся бессмысленными. Не знаю, зависит ли мышление инновациями от культуры и менталитета, зато точно знаю, что оно зависит от условий, в которых человек находится.
К примеру, если я прихожу на семинар в компанию, я точно знаю, какую атмосферу мне нужно создать для того, чтобы сотрудники компании могли чувствовать себя более открытыми для новых идей, чтобы помочь им преодолеть сопротивление и справиться со своим проектом, требующим новых идей.
Зачастую мы используем на семинарах юмор, разного рода упражнения. Я не говорю «игру», а именно «упражнения», потому что целью тут является не развлечения, а обучение. Во время таких упражнений мы используем те же инструменты, но совершенно другим способом. Так сотрудники учатся смотреть на привычные вещи другими глазами. Что касается формы, мы предпочитаем выполнять упражнения в парах. Это намного лучше и продуктивнее, чем работа в группах.
Для того, чтобы мыслить инновациями, нужно пребывать в хорошем расположении духа, быть открытым для любых идей, даже если поначалу они кажутся бессмысленными
|
Если мы говорим о «мозговой атаке», то у этого вида деятельности, при всех его достоинствах, есть один большой недостаток — очень много времени уходит на то, чтобы обсудить только один вопрос. Когда же мы работаем в парах, то каждая пара обсуждает свой вопрос, а результатами потом делится со всеми остальными. Это намного эффективнее, результат получается более точным и продуманным, а также здорово экономит время учащихся.
«Т»: Как научить сотрудников мыслить инновационно?
Т.Ч.: Существует целый набор специальных инструментов, используя которые можно научиться мыслить инновационно. Этот набор можно сравнить с рецептом приготовления торта. От самой инновационной идеи до ее воплощения есть еще множество маленьких элементов, эти элементы — ингредиенты торта, которые нужно суметь правильно смешать. Это своего рода барьеры, которые необходимо взять на пути к инновации. Опять же таки, все инструменты были выделены путем анализа многих успешных открытий и инноваций. Если проанализировать современные успешные инновации, то увидим, что в воплощении 90-а процентов из них присутствует все тот же набор стандартных инструментов.
Также при создании инновации очень важно отойти от своего привычного способа мышления и постараться мыслить по-другому, смотреть на вещи по-другому, под другим углом. Существует довольно много техник, чтобы помочь сотруднику справиться с его инновационной идеей. Например, распределение ответственности за разные участки работы, связанные с воплощением инновации, когда каждый сотрудник или каждый отдел получает свою частичку работы, свое определенное задание, выполнив которое, он внесет свою лепту в реализацию инновации.
|