ИНТЕРВЬЮ | Ойштейн Кристиансен 9 ноября 2012 г.

Искусство трансформации

Источник: журнал "Комп&ньоН" (№41, 2012)

Бизнесмены обязательно выиграют, если будут думать более творчески, подобно художникам. В этом уверен консультант, продюсер и художник Ойштейн Кристиансен.

Ойштейн Кристиансен: Искусство трансформации Этот 47-летний жизнерадостный человек сейчас живет и работает в небольшом норвежском городке Фридрихштадте, что в часе езды от Осло. Здесь он родился, учился рисовать, тут когда-то много лет назад начал мечтать о том, как научить рисовать весь мир, поскольку считал, что творить могут все люди без исключения — дети, подростки и взрослые. Особенно это касается представителей мира бизнеса, потому что именно им так необходима способность взглянуть на него свежим взглядом. А помочь в этом как раз и должно сотрудничество с дизайнерами и художниками.

Ойштейн Кристиансен (Oistein Kristiansen) — опытный художник, актер, телевизионный продюсер и предприниматель — известен во многих странах мира: от родной Норвегии до Сингапура, Индии и Шанхая. Попав в 1990-е в Сингапур, он прославился тем, что делал очень необычные для всех, особенно для той части планеты телешоу (Art Factory, Cows and Crayons, Super Einstein), во время которых обучал зрителей рисованию. Затем он расширил свою деятельность на другие страны, а его Right on Top with Nickelodeon и иные программы транслировались ежедневно в Индии, Китае, Малайзии, Индонезии и Новой Зеландии. Сценические работы Ойштейна видели самые разные люди: королевская семья Брунея, посетители Олимпийского парка во время Олимпиады в Атланте, а также участники церемонии перехода Гонконга под юрисдикцию Китая в 1997 г.

С 1993 по 2009 гг. он возглавлял собственную компанию Earthtree в Сингапуре, специализировавшуюся на обучении рисованию, изобретательности и творческому мышлению. А начиналось все с небольшой коробки карандашей и работы уличным художником в родном Фридрихштадте.

После школы Вы работали карикатуристом на несколько норвежских газет. Каким темам были посвящены ваши рисунки?

Сразу же после школы я стал работать уличным художником, благодаря чему получил волнующий опыт. Рисовал карикатуры — преувеличенные портреты людей, которые Вы обычно видите в газетах: политиков и др.

Карикатурами я начал заниматься еще с детства и практически делаю это всю свою жизнь. Однажды меня заметили представители местной газеты, которым понравились мои рисунки, и они предложили мне готовить рисованную колонку раз в неделю в их газете.

Мне предоставили определенную свободу выбора. Я мог готовить карикатуры по новостям, социальным явлениям, мог высмеивать различных персонажей, допустивших какую-то глупость. Поскольку у нас очень свободная пресса в Норвегии, можно было быть строптивым и говорить все, что мне хотелось. Затем представители других газет узнали обо мне, и два года спустя я уже рисовал карикатуры для многих изданий.

Было сложно работать одновременно на много газет?

Нет. Подготовка одной карикатуры от начала до конца может занимать у меня пять часов. Могу рисовать две в день, умножаем на семь и выходит 14 карикатур в неделю. Начиная с подросткового возраста я все время работаю, семь дней в неделю. Подолгу не отдыхаю и не беру большие отпуска. На самом деле нахожу это очень удобным — работать со многими клиентами. Мне по-настоящему нравится моя известность. Я счастливчик и обладаю талантом, который позволяет мне иметь оплачиваемую работу начиная с 18 лет.

Как строилось ваше сотрудничество с компаниями в те годы?

Основной моей работой было рисование карикатур для газет или во время вечеринок, презентаций. Какая-либо компания могла нанять меня с той целью, чтобы я на их мероприятии рисовал людей для развлечения. Вот чем я тогда не занимался, так это рекламой и PR-проектами.

Позже со мной связалась только что созданная компания, которую основал предприниматель, намеривавшийся превратить ее в крупнейшее рекламное агентство в Европе. Он увидел мои рисунки и сказал: «Давай ты будешь работать на меня на полную ставку, мне нужен твой талант». Этот парень пытался предложить мне нечто лучшее, чем у меня было на тот момент. Он чувствовал, что со мной он сможет заполучить больше клиентов, потому что в те времена художественные работы в рекламе были очень востребованы. Сейчас это в основном фотография, а тогда рисованная реклама пользовалась большим спросом.

Я начал работать с ним здесь, в Норвегии, и впервые прочувствовал, что значит быть предпринимателем, то есть тем, кто основал и строит компанию на основе идеи, и осознал, насколько это сложно. Видел, как он боролся с ежедневными проблемами, искал средства на оплату счетов… Этот опыт для меня очень ценен, потому что я многому научился в плане построения бизнеса. Тогда мне было всего 20 лет, и до этого я никогда по-настоящему не занимался бизнесом. Мое дело было довольно простым: я и мои карандаши. Так что научился развивать идеи, продавать их и понял, что значит управлять компанией.

Правда, через год пришлось уволиться, потому что компания обанкротилась. Они, кстати, остались должны мне много денег. Но главный поучительный опыт заключался в следующем: я понял, как вести бизнес. Поэтому помню этот кейс очень хорошо.

Вы сразу после этого уехали в США?

Я провел еще два года в Норвегии: работал в рекламных агентствах в Осло, а также готовил комиксы для журнала Mad. Это очень известный в мире комедийный журнал, полный пародий и социальной сатиры. Он появился на свет в Нью-Йорке, но теперь вы можете найти его практически во всех западных странах. В Mad я в основном занимался комиксами и карикатурами-мистификациями. Именно работая в нем, я понял, как должен работать международный журнал. Этот опыт тоже сделал меня более профессиональным и принес высокие доходы. В те времена работа в рекламе считалась лучшей в плане оплаты, на которую художник мог рассчитывать, поэтому я был очень рад тому, что мог вести достойный образ жизни.

Потом я отправился в Нью-Йорк изучать изобразительное искусство и комиксы. Моей школой там по сути были книги комиксов, а наставниками — художники-карикатуристы из Marvel Comics (американская компания, издающая книги комиксов и сопутствующую продукцию, которая была создана в 1939 г., а сейчас полностью принадлежит Walt Disney Company. — Прим. ред.). Они вдохнули жизнь в Бэтмена, Человека-паука и других известных персонажей. Учеба в США имела для меня огромное значение.

Я узнал, как ведется бизнес в Америке вообще, и рекламный — в частности.

Но поскольку у меня не было разрешения на работу в США, по окончании учебы пришлось вернуться домой. Спустя некоторое время проживания в Норвегии я понял, что хочу бросить вызов своей судьбе. Я отправился на Дальний Восток, посетил много стран и в итоге оказался в Сингапуре.

Осло, Сингапур, Нью-Йорк и Шанхай — жизнь в какой части мира оказала самое мощное влияние на ваши философские идеи?

Со всеми этими местами связаны разные воспоминания. В Осло я начинал работать. Это то место, где я мог доказать, что мои навыки достаточно хороши для того, чтобы зарабатывать на жизнь. Соответственно самым важным в этот период для меня была возможность самоутверждения. А с Нью-Йорком связано мое открытие мира. Азия стала моим большим приключением. Впервые мне пришлось доказывать, что мои навыки достаточно хороши, чтобы конкурировать на самом жестком в плане конкуренции рынке. Другого столь требовательного места, где было бы так тяжело вести бизнес, в мире нет. Поэтому я должен был доказать, что меня можно сравнивать с лучшими в мире, и я могу преуспеть. Развитие заключалось в том, чтобы по-настоящему улучшить свои навыки, в том числе и предпринимателя. Я рисовал для издательств, рекламных и PR-агентств, а также индустрии развлечений, потому что мне всегда нравился и этот аспект работы — рисование как часть развлечений.

В Азии я проводил комедийные шоу на сцене вместе со своими рисунками, обучая зрителей навыкам рисования и стараясь их рассмешить.

Зарегистрировал там компанию и должен был управлять ею. Эта страна стала прекрасным предприятием, где я придумал и реализовал много новых продуктов.

В том числе коллекции одежды и мебели…

Это случилось несколько лет спустя. Поначалу я занимался рисованием и живописью. У меня были художественные выставки, и я старался разнообразить свои занятия. Это, кстати, одна из причин, по которой мне удалось преуспеть в Азии, — смесь различных видов искусства, что очень отличало меня от других художников. С одной стороны, я занимался рисованием и коммерческим искусством, с другой — была индустрия развлечений, вечеринки и выступления на сцене, а с третьей — живопись: изящные искусства, выставки в галлереях. И наконец, масштаб моих коллекций — мебели, одежды и подарочных изделий. Но мебель и одежда были позже, я начал этим заниматься, будучи известным, и когда у меня появилось много клиентов. Тогда-то и решил, что хочу попробовать немного другие вещи, с тем чтобы они дополнили мои предыдущие виды деятельности.

Вы упомянули о собственной компании…

Да, я организовал ее в 1993 г. в Сингапуре и назвал Earthtree. В этой стране я жил с 1991 г., но сначала несколько лет работал как фрилансер. В 2000-м основал первую в Сингапуре «Школу воображения» (School of Imagination), потому что хотел заниматься вопросами образования. Разумеется, я использовал искусство и рисование в качестве основных инструментов для достижения поставленных целей.

Моя школа была довольно крупной, мы проводили там много различных событий. Когда она стала хорошо известной, в один прекрасный день со мной связались представители местного телеканала и предложили мне сделать телевизионное шоу: «Это все очень волнующе, мы хотим перенести твою учебную философию на телевидение». Вот так и появилось мое первое шоу — Art Factory («Фабрика искусства»).

Вы помните свои ощущения, когда начинали этот проект?

Было крайне сложно, потому что мне все время приходилось осваивать что-то новое (к примеру, стать продюсером, разучивать сценарий и снимать шоу на камеру). Довольно тяжело рисовать, одновременно держа в памяти реплики сценария, и работать с камерой. Все это было в новинку для меня.

Работа на телевидении оказалась непростой, но я понимал: если хочу охватить своими идеями весь мир, мне необходимо телевидение. Знаете, в течение многих лет я стремился научить весь мир рисовать. Это — моя главная миссия. Это означало, что мне нужны медиа. В 2000 г. интернет не был настолько велик, как сейчас, телевидение было больше, поэтому я решил, что требуется именно оно. Был намерен овладеть этими навыками, и добился этого. А два года спустя, в 2002 г., основал свою телепродакшен-компанию.

В западной прессе много писали о ваших проектах для детей в те годы. Но если говорить о взрослых, о тех, кто решил посвятить себя бизнесу, рассматривали ли Вы их в качестве целевой аудитории?

Я всегда стремился обучать каждого человека — детей, молодых людей, взрослых. Конечно, с детьми проще всего работать, так как они открыты к новым идеям. Когда показываешь какой-нибудь рисунок ребенку, он говорит: «О, это отлично выглядит, я хочу попробовать». Взрослые же более сдержанны. Если я пытаюсь научить взрослых рисовать, иногда они говорят мне: «О, нет, я не смогу это сделать. У меня не хватает таланта, мне никогда не удавались такие вещи». То есть у них есть ограничения. Вот почему я чувствовал, что надо начинать с детей, и когда представится случай, продолжить со взрослыми, и вообще со всеми. Сейчас у меня есть много книг для взрослых, молодых людей, детей среднего школьного возраста и малышей.

Случались ли у вас в Азии истории, когда Вы и ваши занятия рисованием помогали трансформировать мышление взрослых?

В начале 2000-х я стал получать предложения в основном от крупных компаний, которые хотели обучить своих сотрудников творчеству. «Инновация» в те дни, да и сейчас — расхожее слово. А в Сингапуре тогда все крупные компании четко осознавали, что им не достает творческого мышления, необходимого для новых инноваций.

Сингапур — очень консервативное общество. Люди там склонны вести себя сдержанно Поэтому некоторые бизнесмены решили, что будет интересным показать персоналу мое искусство. Я разработал много продуктов, посвященных творчеству в бизнесе, проводил семинары, много выступал, подготовил специальные образовательные продукты по индивидуальным заказам компаний для обучения творчеству. И это стало очень популярным, благодаря чему у меня появились клиенты, такие как Singapore Airlines, Rolls-Royce и др.

Но прошло несколько лет, и мой медиабизнес вырос. Я начал продавать телешоу не только в Сингапуре, но и в другие азиатские страны — Малайзию, Индонезию. Понял, что должен сосредоточиться на медиапродакшене, и что больше не могу так много времени уделять проведению семинаров для компаний.

В 2007 г. открыл офис в Шанхае, потому что занялся телепродакшеном вместе с местной медиагруппой Shanghai Media Group (SMG), второй по величине в Китае. Проработал некоторое время в этом городе, где выпустил ряд программ. И одновременно открыл офис в Норвегии с целью охватывать скандинавский рынок.

То есть теперь Вы живете между тремя странами?

Не совсем так. Недавно я сократил активность своих азиатских офисов, чтобы сосредоточиться на Норвегии. Объясню почему: стало крайне утомительно летать туда. Я понял, что могу «выгореть», и решил: будет лучше, если сосредоточусь на одной компании. Разумеется, я продолжу заниматься маркетингом в Азии, но физически буду работать в одном месте, чтобы не исчерпать себя.

Для творческого человека существует серьезная опасность, связанная с взятием на себя большого объема работы. Вы должны всегда оставаться в отличной физической и моральной форме, чтобы создавать хорошие вещи. Если вы себя надорвете, то пропали. Да и предпринимателю очень важно осознавать это, чтобы бизнес, которым он управляет, был устойчивым, а не исчез через пару лет.

Поскольку Ваш предпринимательский опыт вырос, продолжаете ли Вы проводить семинары по творчеству в Норвегии?

В этом смысле я сейчас выполняю ряд работ для некоторых эксклюзивных клиентов. Недавно провел крупный семинар для норвежской государственной компании, отвечающей за инфраструктуру в нашей стране: дороги, мосты, торговые центры. По сути они занимаются развитием всей страны. Это очень крупная госструктура, и они попросили меня провести «Семинары будущего», чтобы попытаться спроектировать, как будет выглядеть будущая Норвегия — города, коммуникации, дороги и логистика.

Руководство этой компании наняло меня, чтобы я помог сотрудникам распроститься с традиционным мышлением и начать мыслить образно, в терминах будущего, отчасти буйно и забавно, находить новые способы решения задач. И это пользовалось большой популярностью, они посвятили данному мероприятию много страниц в отчете для правительства.

Эти тренинги были успешны?

Компании, с которыми я работал, дали мне прекрасную обратную связь. Но я не могу гарантировать, чем это в конечном итоге обернется, потому что в бизнесе порой требуется длительное время для осуществления изменений. Смогут они использовать полученные навыки или нет, работает это или нет, зависит от самих компаний. Подобное находится вне моего контроля.

Но мне все участники тренинга говорили о том, что получили особое вдохновение, работая со мной. А я всего-то и просил об этом, так что в этом смысле все было успешно.

В последние годы корпорации склонны точечно поддерживать деятелей искусства. Как Вы считаете, эта тенденция — банальная дань моде, или же в ее основе стремление иного порядка? И что вообще следует делать в данном направлении?

Думаю, искусство и бизнес могут работать вместе гораздо теснее, чем это происходит сейчас. По сравнению с прошлым сегодня много возможностей для совместной работы художников, представителей бизнеса и разработчиков продукта. Если вы посмотрите на деятельность Apple… Я, кстати, большой сторонник Apple Mac. Люблю этот бренд не только потому, что он прекрасен с технической точки зрения, но и потому, что он превосходно выглядит, у него фантастический дизайн. Стив Джобс ввел практику найма на работу художников, чтобы они помогали ему определить то, как будет выглядеть и восприниматься бренд. И теперь мы знаем, насколько он в этом преуспел.

Думаю, что в будущем для бизнеса будут очень важны вопросы эстетики: хорошо ли выглядят продукты, дружелюбны ли они по отношению к людям, хорошо ли работают не только с технической точки зрения, являются ли продуктами с душой. И художники могут помочь с разработкой таких продуктов и услуг. Полагаю, что люди, умеющие рисовать, независимо от рода занятий должны заниматься бизнесом. Их следует брать на работу художниками внутри компании, чтобы они вдохновляли других сотрудников.

А художникам в свою очередь стоит сосредоточиться на том, чтобы стать предпринимателями и развивать партнерство с бизнесами, работая над созданием новых вещей и идей.

Наблюдаете ли Вы тенденцию развития партнерства художников и бизнеса в Норвегии?

Пока нет. Эта область для многих в Норвегии и за ее пределами пока в новинку. Думаю, ни одна страна в мире по-настоящему еще не преуспела в этом. Но если вы посмотрите на то, чем я занимаюсь сейчас, то это постоянная разработка новых продуктов для массового рынка во всем мире. На мой взгляд, бизнесмены обязательно выиграют, если будут думать более творчески, подобно художникам. И художники выиграют, если начнут думать, как предприниматели. Они должны учиться друг у друга.

Учитывая вашу жизнь и карьеру, правильно ли называть вас арт-менеджером?

Можно и так сказать, хотя лично я никогда не называл себя менеджером. Просто в течение многих лет занимался бизнесом, но сейчас у меня есть управляющий. Он управляет мной, моими делами, а я концентрируюсь на творческой составляющей.

Вообще крайне сложно обладать одновременно хорошо развитыми творческими навыками и навыками ведения бизнеса, потому что, когда сосредотачиваешься на чем-то одном, трудно заниматься другим. Но у меня очень хороший управляющий бизнесом, и он заботится обо всем.

Четыре шага визуального мышления

Вы сказали, что художникам стоит сосредоточиться на том, чтобы стать предпринимателями. Что вы имели в виду?

Прямо сейчас в интернете проходит фантастическая революция. Глобальная паутина несет огромные возможности для всех художников в плане выстраивания новых типов бизнесов. Как я уже говорил, художники могут предложить бизнесу свою помощь в разработке новых вещей с помощью своих художественных навыков. Это невероятно большой рынок. Художники из Украины могут продавать себя по всему миру в качестве консультантов для бизнеса.

Здесь можно привести пример: я много инвестирую в цифровые продукты — приложения, особенно для iPhone и iPad. И благодаря моим приложениям, которые доступны в iStore, люди в разных странах узнают о моей компании и приглашают меня на работу. Интересная особенность приложений — их глобальный характер, причем таковыми они становятся практически сразу.

Книгам же требуется длительное время для того, чтобы они попали из одной страны в другую. И на их подготовку уходит много времени, тогда как разработка приложения — быстрое занятие. За одну неделю вы можете сообщить о себе клиентам по всему миру. Поэтому приложения сейчас — очень популярный способ распространения информации о вас и ваших продуктах или услугах. Вы найдете нишевый рынок во всем мире, даже если ваше приложение изначально делалось в расчете на маленькую аудиторию. А в глобальном масштабе аудитория станет большой.

Бизнес-план на салфетке

Самый лучший инструмент управления бизнесом — салфетка. Так считает бизнес-консультант Дэн Роэм, адепт теории визуального мышления. Свою теорию он изложил в книге «The Back of the Napkin: Solving Problems and Selling Ideas with Pictures» («Визуальное мышление: Как «продавать» свои идеи при помощи визуальных образов» — российское издание).

Как признается Роэм, салфетка некогда помогла ему сохранить лицо в трудной ситуации. Его попросили прочитать перед группой правительственных чиновников 45-минутную речь, к которой он был совершенно не готов. Дэн взял салфетку и попытался в картинках набросать конспект выступления. А после того как успешно прочитал речь, понял, что салфетка — не просто бумажка, а инструмент решения бизнес-проблем (и фишка, позволяющая зарабатывать консультанту. — Прим. ред.).

Он разработал несколько формул, помогающих менеджерам мыслить картинками. Несмотря на традиционно вычурные названия вроде принципов SQVID, в самих принципах нет ничего сложного. Например, его «четыре шага визуального мышления» расшифровываются так: «посмотреть, увидеть, вообразить и показать другим». Однако и простота теории Роэма не должна обманывать. Ведь он утверждает, что с помощью салфетки и карандаша менеджеры могут заставить работать правое полушарие головного мозга, отвечающее за образное мышление.

В своей книге Дэн Роэм пишет: «Изобразив проблему в виде рисунка, мы проясняем идею для самих себя, экономим время и ресурсы, привлекаем слушателей к открытой дискуссии и структурируем донесение информации — ее отдельных составляющих и общей картины.

C помощью рисунков можно решить практически любую проблему. Рисунок может наглядно показывать широкий спектр информации, сложные понятия и взаимосвязь между ними.

Самое главное в визуальном мышлении — развить не навыки рисования, а способность смотреть и видеть.

Наша зрительная система обладает визуальной интуицией, самостоятельно принимающей только те визуальные сигналы, которые имеют наибольший смысл и значение. К примеру, наше зрение интуитивно «предполагает», что объекты, расположенные близко друг к другу, связаны между собой; наши глаза немедленно замечают разницу в цвете и группируют объекты на основе их цветовых свойств, всегда выбирая объект, выделяющийся из общей массы своим размером, поскольку он заслуживает внимания. Если грамотно пользоваться этой визуальной интуицией, можно сэкономить много слов и времени для пояснений.

Вообразить — значит, подключить свое внутреннее зрение, увидеть то, чего в действительности нет. Призывая на помощь воображение, мы используем те же центры обработки визуальных образов, которые задействуются, когда наши глаза смотрят, — просто мы позволяем своему воображению не «заказывать» визуальную пищу, а «готовить» ее самому.

Думаю, за приложениями огромное будущее, и не только для меня одного. От продажи своего контента выиграть могут все художники. Это значит, что киевляне или жители маленького украинского городка получили то преимущество, которого еще недавно не имели: они могут продавать свои работы в Токио, Нью-Йорке, Осло — везде.

Беседу вела Алла Христич.




ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
КНИГИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ:
НЕ НОЙ. Вековая мудрость, которая гласит: хватит жаловаться, пора становиться богатымНЕ НОЙ. Вековая мудрость, которая гласит: хватит жаловаться, пора становиться богатым
Долой среднее! Новый манифест индивидуальностиДолой среднее! Новый манифест индивидуальности
Работа твоей мечты. Как зарабатывать деньги, занимаясь любимым деломРабота твоей мечты. Как зарабатывать деньги, занимаясь любимым делом

МЕТОДОЛОГИЯ: Стратегия, Маркетинг, Изменения, Финансы, Персонал, Качество, ИТ
АКТУАЛЬНО: Новости, События, Тренды, Инсайты, Интервью, Бизнес-обучение, Рецензии, Консалтинг
СЕРВИСЫ: Бизнес-книги, Работа, Форумы, Глоссарий, Цитаты, Рейтинги, Статьи партнеров
ПРОЕКТЫ: Блог, Видео, Визия, Визионеры, Бизнес-проза, Бизнес-юмор

Страница Management.com.ua в Facebook    Менеджмент.Книги: телеграм-канал для управленцев    Management Digest в LinkedIn    Отслеживать нас в Twitter    Подписаться на RSS    Почтовая рассылка


Copyright © 2001-2023, Management.com.ua

Менеджмент.Книги

телеграм-канал Менеджмент.Книги Менеджмент.Книги — новинки, книжные обзоры, авторские тезисы и ценные мысли из бизнес-книг. Подписывайтесь на телеграм-канал @books_management



Спасибо, я уже подписан(-а)