Гарри Джейкобс: «Бизнесу необходимы ценности: растут и преуспевают те компании, которые это понимают»
Источник: журнал "БИЗНЕС" (№34-36, 2017)
Индивидуализм, уникальность, гибкость, трансдисциплинарность — такими словами характеризует новую парадигму образования Гарри Джейкобс (Garry Jacobs), главный исполнительный директор Всемирной академии искусств и наук. На что ориентироваться и как учиться в современном мире, он рассказал в интервью БИЗНЕСу.
Гарри Джейкобс
(Garry Jacobs)
|
Как меняется парадигма образования в современном мире? Какие ключевые факторы влияют на эти изменения?
Есть ряд ключевых факторов, меняющих парадигму образования. Один из них — быстрый темп технологических изменений. Многое из того, что мы учим сейчас, быстро устаревает. Чтобы угнаться за изменениями, нужно не только обновлять учебную программу. Необходимо обучать студентов не просто учиться и получать специфические знания, но и постоянно развиваться.
Второй фактор — сейчас намного более сложная жизнь, чем в прошлом. Поэтому уже недостаточно иметь специализированные знания в какой-то одной конкретной области.
Вы должны быть connected, должны понимать взаимосвязь различных видов деятельности. Интернет — пример такой взаимосвязи в абсолютной степени. Потому что здесь можно наблюдать явление или объект во всех его проявлениях.
Вы не можете быть в бизнесе, если не осознаете проблем окружающей среды, если не знаете законы, не понимаете политику, культуру и влияние мультикультурализма. Необходимо осознать всю сложность и многогранность современного общества.
Будь вы генеральным директором корпорации или начальником отдела с десятью сотрудниками из разных стран, вы обнаружите у каждого из них свой подход к общению и к работе, свою реакцию на инструкции и т.д.
Третий важный фактор — неопределенность. Скорость нынешних изменений заставляет нас адаптироваться гораздо быстрее, чем в прошлом, когда предыдущие поколения могли наблюдать за явлениями в течение долгого времени. Есть также неопределенность в отношении будущего. Мы не знаем, какие технологии, профессии или знания будут актуальны.
Это означает, что мы должны стать гораздо более адаптированными. Нужно не только быть компетентным, но и уметь менять компетенцию, следить за инновациями, создавать новое.
И четвертый фактор, который я считаю очень важным, — это повышающийся уровень индивидуализма.
Когда росли мои родители, а еще раньше — их родители, акцент делался на то, чтобы быть как все, быть частью толпы. В то время делали то, что делают другие, выглядели и одевались так, как остальные. Теперь мир становится все более индивидуалистичным.
Под этим я подразумеваю не обязательно "эгоистичный" (хотя это тоже возможно), а имею в виду, что у людей появляется больше свободы и больше выбора. И мы все больше стремимся развивать нашу уникальность.
В Стэнфордском университете проводилось исследо-вание, по итогам которого был опубликован отчет "Университет в 2025 году". В нем поднят вопрос: "Как меняется образование, чтобы адаптироваться к изменениям в обществе?".
Один из выводов, к которому пришли авторы отчета: сейчас мы учим детей следовать в определенном потоке, идти в определенную сферу, чтобы они могли стать врачами, бухгалтерами, финансистами и т.п. И вся наша образовательная система делится на такие профессиональные потоки.
По мнению исследователей, такую систему преподавания необходимо менять. Нужно давать учащимся гораздо больше информации, чем просто набор компетенций. И у каждого ученика должно быть гораздо больше свободы. Студенты будут посещать разные факультеты, чтобы обучиться различным компетенциям и составить из них тот образовательный продукт, который они хотят.
И совсем не с целью занять свое место в потоке массового производства.
Таким образом образование станет намного более гибким, более комплексным, предлагая целый диапазон знаний, которые студенты хотят получить. Это сравнимо со свободой выбора, которую мы имеем при покупке мобильных телефонов, компьютеров и т.д. То же самое должно быть и в образовании.
Какие направления в образовательных процессах будут наиболее востребованы в ближайшие годы на глобальном уровне?
На мой взгляд, новая парадигма в образовании, к которой мы стремимся, — это переход от обучения запоминать информацию к обучению мыслить. То есть переход от пассивной индоктринации (когда мы принимаем то, что преподаватель нам рассказывает) к активному и интерактивному обучению.
От конкуренции к совместному обучению. От фокуса на предмете к фокусу на студенте.
Мы будем развивать умственные способности ученика, переходя от простого обучения к развитию личности. При этом в прошлом останется ценностно-нейтральное образование: как в естественных науках, где просто имеют дело с фактами. Мир сейчас действительно должен понять важность ценностей в эволюции человеческого развития, общества и бизнеса.
Бизнесу необходимы ценности. Сейчас растут и преуспевают те компании, которые это понимают. И я имею в виду не только этические ценности. Конечно, детей нужно учить, а не проповедовать им в школах. Но дети должны понимать, что ценности — это знания, приобретенные обществом за тысячи лет.
Знания о том, как жить в гармонии с самим собой, с другими людьми, обществом. И если мы не научимся этому, то все наши технические знания могут пойти по неправильному руслу.
На какую модель образования стоит ориентироваться?
Ожидается переход от узкой дисциплинарности к трансдисциплинарным знаниям, т.е. к более широким компетенциям. Это как взглянуть на всю картину целиком, а не только на ее часть, как смотреть на поверхность и видеть под ней вещи на более глубоком уровне.
В следующем месяце я собираюсь на большую конференцию в Германии, посвященную трансдисциплинарности в экономике. Изучая экономику, вы можете узнать ее принципы, понять, как работают рынок и финансовая система.
Но каково влияние экономики на общество? На его целостность, на культуру? И наоборот. Как это все соотносится друг с другом? Мы должны понимать, каким образом экономика связана с окружающей средой.
Сейчас у нас есть механистическая модель реальности и человеческого общества. Модель, которая работает для естественных наук. Но так ли хорошо она функционирует в нынешних условиях? Чтобы попытаться понять человеческое общество, мы рассматриваем людей как машины с химией и электричеством, проходящим через них.
Это взгляд, согласно которому мы функционируем в очень механистической модели. Я думаю, что это очень плохая проекция того, кто мы есть на самом деле. Мы — живые организмы. И общество — это тоже живой организм. И компания — живой организм.
Я думаю, мы будем двигаться от механистического способа познания и понимания к органическому. Уже есть люди, поступающие именно так. И вскоре это станет мейнстримом.
Я думаю, что образование будущего будет больше учить тому, как открывать новое, как получать навыки к постоянному самообучению, как мыслить индивидуально. Тогда как современное образование учит нас думать так, как думают все остальные.
Потому что для сдачи экзамена я должен дать правильный ответ. Как будто кто-то знает правильные ответы на все вопросы. Правильные ответы — это не то, что нам нужно сейчас. Нам необходимы люди, которые могут думать о новых ответах и рассматривать проблему с разных ракурсов. И это требует иного подхода к образованию.
ДОСЬЕ
Гарри Джейкобс (Garry Jacobs)
Главный исполнительный директор и бывший глава совета Всемирной академии искусств и наук. Главный исполнительный директор и глава совета Консорциума мировых университетов (World University Consortium). Американский писатель, исследователь и консультант в области управления бизнесом, экономического и социального развития, образования и глобального управления. Ключевая тема исследований — социальный и психологический процесс роста и развития личности, организации, нации и мирового сообщества.
Всемирная академия искусств и наук (World Academy of Art & Science)
Международная неправительственная научная организация, всемирная сеть, охватывающая свыше 700 стипендиатов из более чем 80 стран. Организована в декабре 1960 г. в целях создания неформального мирового объединения высших научных и этических норм и стандартов. Стипендиатов выбирают за выдающиеся достижения в науке и искусстве.
|
|