Четыре правила ораторского искусства
Автор: Саймон Бакналл (Simon Bucknall)
Источник: "&.СТРАТЕГИИ"
Саймон Бакналл
(Simon Bucknall)
|
Думаю, вас не нужно убеждать в том, что публичные выступления это мощнейший инструмент воздействия на аудиторию. Но все же для начала расскажу вам одну историю, свидетелем которой я стал на открытии одной амбициозной постройки. Здание это стало практически произведением искусства и обернулось настоящим триумфом для компании, реализовавшей проект. По крайней мере ее репутация взлетела до небывалых высот. Я, как и вся аудитория, был безумно зволнован ожиданием. И вот СEO строительной компании сделал шаг на сцену, чтобы представить свой триумфальный проект. Как быстро может измениться впечатление? В течение нескольких минут атмосфера кардинально поменялась: головы людей опустились, исчезли из виду мобильные телефоны, на которые снимали выступление, несколько гостей покинули зал, разочарование было ощутимо — оно просто витало в воздухе. Я уверен, что этот СЕО строительной компании, отличный управленец и менеджер, умеющий принимать решения, но как спикер, он был просто безнадежен.
Вы когда-нибудь сталкивались с такими ощущениями: вот вы слушаете кого-то, и вам хочется просто исчезнуть? У вас есть одно лишь это желание, и вы прямо молитесь, чтобы оказаться сейчас где-то в другом месте, но не здесь!
Истина в том, что когда вы выступаете публично, на кону всегда находится ваша профессиональная репутация. Не важно, где это происходит: на конференции или перед потенциальными клиентами, или же вы хотите впечатлить свое руководство и коллег за столом переговоров.
Способность устанавливать связь и влиять силой слова — это жизненно необходимый бизнес-навык. Достижение реального воздействия на аудиторию, когда меняются ее ощущения, мысли и действия, — это большой личностный вызов, даже для опытных и закаленных руководителей.
Итак, что же можно сделать, чтобы справиться с данной задачей?
Дам несколько простых, но действенных советов.
1. Не распыляйтесь! На первый взгляд данное утверждение может показаться очевидным, но в реальности большинство спикеров чересчур усложняют свою презентацию: то пытаются выдать максимальное количество информации в ограниченное время, то оперируют сложными данными, статистикой и фактами, тем самым перегружают слушателей.
Сосредоточьте внимание на чем-то одном, ключевом в данный конкретный момент. Разбейте презентацию на ряд простых этапов, и у вас будет намного больше шансов удержать внимание аудитории.
Например, представьте, что находитесь в своем любимом ресторане и заказываете обед. Вам однозначно не понравится, если официант сразу вынесет все заказанное: первое, основное блюдо, десерт и кофе.
Согласитесь, что вы ожидали, что первым подадут суп, после — вынесут основное блюдо, а далее — десерт. Точно так же и в структуре презентации: подавайте одно «блюдо» за другим, сделайте «еду» последовательной.
2. Рассказывайте истории! В далеком 2005 году я рассказал очень эмоциональную историю из своих школьных лет для завсегдатаев одного лондонского паба. Шесть месяцев спустя с точно таким же спичем я победил в чемпионате Великобритании по публичным выступлениям. Весь секрет — в эмоциональной силе этой истории. Покопайтесь в себе и найдите личный опыт, который ярко проиллюстрирует то, что вы хотите передать слушателям:
- вы гарантировано получите доверие;
- вас намного проще будет понять;
- ваше сообщение однозначно запомнится;
- вы выделите свой продукт или услугу на фоне остальных.
И здесь нет никакой связи с детскими сказками или выдумками. Это может быть: сделка, которую вы провалили; клиент, которого обслуживали; вызов, с которым справились; проект, которым управляли.
Все это может дать основу для сильнейшей истории, которая поможет объяснить ваши идеи среди аудитории и воплотить их в жизнь.
3. Дайте аудитории причину слушать вас! Большинство спикеров открывают презентацию кратким приветствием и сразу же переходят к ключевым месседжам или пунктам, которые стоят на повестке дня.
Единственная проблема в случае такого подхода: а зачем аудитории слушать все это? Какие у нее на это причины? В первые две минуты презентации найдите способ убедить аудиторию и покажите, зачем она должна вас слушать. Проводите презентацию в интересах слушателей, а не в своих собственных.
Чтобы добиться этого, следует выявить сопричастность слушателей, раскрыть актуальные проблемы, с которыми сталкивалась или сейчас сталкивается аудитория. Ваша речь должна дать им толчок и помочь в решении этих проблем.
Истинная ценность любого продукта или услуги вашей компании заключается в способности «решить проблемы» ваших клиентов. То же можно сказать и о презентации — она должна давать решение или подталкивать к нему.
4. Слово «вы». Есть практический совет, который может помочь вам достичь лучшего контакта с аудиторией. Я старался активно использовать этот инструмент в данной статье. Он сконцентрирован на самом мощном слове, которое только можно использовать для установления связи со слушателями: это слово «вы». Используйте его как можно чаще, и вы полностью сместите фокус коммуникации с себя на слушателя. Ведь на самом деле вместо нахождения подхода к людям вы ищете повод воздействовать и вдохновлять их.
Используя эти навыки, поначалу вы можете чувствовать себя очень странно, но поверьте мне: там, в реальном мире выступления, они абсолютно невидимы глазу аудитории. Пробуйте и практикуйте их, и вы станете намного сильнее в воздействии на аудиторию.
Но для начала просто начните действовать. Вперед: я в вас верю!
|