Как по-умному снижать затраты: 6 способов экономии в кризис
Автор: Денис Запиркин
Источник: "СКБ Контур"
Кризис кризисом, а прибыль для владельцев и акционеров зарабатывать надо. С точки зрения экономики сокращать расходы выгоднее, чем зарабатывать больше, поэтому топ-менеджеры чаще предпочитают двигаться по первому пути. Как можно и как не стоит снижать затраты в кризис? Какие способы эффективны?
Денис Запиркин
|
Для начала давайте рассмотрим традиционные способы — то, что делают все:
- переоценка бюджета в сторону снижения затратных статей;
- пересмотр запланированных расходов и платежей.
ТОП-10 расходов, оптимизируемых в кризис
Какие затраты чаще всего пересматриваются в кризис:
- расходы на обучение;
- расходы на маркетинг;
- затраты на поиск и подбор персонала (как правило, эти процессы замораживаются, подвергаются так называемому hiring freeze);
- «экономия на спичках»: уменьшение затрат на транспортные, командировочные, канцелярские и другие подобные расходы, позволяющее добиться пусть и незначительного, но быстрого эффекта;
- бонусы (невыплата бонусов законна, обоснованна и соответствует политике премирования (если она есть в компании), в которой указаны условия, когда премии либо не выплачиваются, либо выплачиваются с задержкой);
- затраты на персонал: в кризис работодатели оптимизируют численность персонала, что выражается в прекращении срочных договоров, отказе от услуг фрилансеров, консультантов, аутстафферов и нередко в сокращении штатных сотрудников;
- затраты на производственную (сервисную) часть;
- затраты на сервис и обслуживание (сокращение, оптимизация колл-центров, снижение загрузки help-desk и других направлений);
- затраты на поставщиков, материалы и ресурсы (происходит движение в сторону оптимизации качества за счет альтернативных поставщиков и более дешевых материалов и ресурсов);
- расходы на корпоративные мероприятия (праздники, тимбилдинги и т. д.).
Кто-то считает подходы, связанные с пересмотром этих затрат, эффективными, кто-то – нет, но абсолютное большинство руководителей на этом и останавливаются.
Fast-tracking
До перехода к конкретным статьям следует проанализировать бюджет. Наиболее простой и популярный метод (иногда называемый fast-tracking), который обывателю кажется наименее логичным, но на практике самый применимый — поиск и сокращение наиболее крупных статей бюджета. Без анализа эффективности, без прогнозов последствий, просто в лоб.
В долгий ящик
Следующий, более интеллектуальный метод сокращения бюджетных статей, который выполняется второй очередью после указанного выше, выглядит так: проходим по каждой расходной статье и задаем вопросы «Насколько это необходимо сделать именно сейчас?» и «А можно ли это сделать позже?» Если ответ «да», то либо режем (сокращаем), либо переносим на более поздний период. В результате получаем еще более урезанный бюджет с соответствующим горизонтом планирования.
Краткосрочная стратегия
После долгосрочного анализа бюджета переходим к анализу краткосрочных расходов и графика ближайших платежей. Возможно, это не столь эффективная мера в годовом масштабе, но в квартальном-месячном горизонте такой метод хорошо работает.
На этом этапе принимается решение об увеличении кредиторской задолженности компании, то есть происходит выбор тех контрагентов и тех сумм, которые в ближайшее время не будут оплачены. Красиво? Нет. Но каждый выживает, как может. Выиграть несколько недель или пару месяцев по существенной части платежей (пусть даже и с последующей выплатой штрафов) вполне реально, особенно если вы умеете правильно провести переговоры.
Организационные приемы
Конечный результат экономии в кризис зависит от ряда важных организационных моментов, которые существенно повышают эффективность экономии.
1. Усиление учета и ответственности
В рамках этих активностей предпринимателям следует явным образом вплоть до каждого ответственного лица осуществить пересмотр существующих процессов и провести разъяснительную работу, то есть объяснить тем, кто вовлечен в процессы расходов, как по-новому следует действовать в условиях «затягивания поясов».
Данный набор действий — прекрасная возможность для внедрения систем контроля (если таковых не было), например, введения механизмов персональной ответственности за решения о расходах, а также внедрения системы учета рабочего времени, особенно если раньше с этим вопросом были сложности. В текущих условиях сотрудникам будет более понятна ценность такого неприятного процесса, а эффект от того, что менеджмент наконец-то понимает, чем занимаются сотрудники и куда уходят трудозатраты, может быть грандиозным.
2. Введение KPI (количественных показателей эффективности, напрямую связанных либо с экономией, либо с целевым, эффективным расходованием средств).
Здесь все просто: каждый, кто принимает решения о расходах, несет персональную ответственность и даже получает соизмеримый бонус за то, что целевые индикаторы по снижению расходов достигнуты.
Интеллектуальная экономия
А теперь группа методов более эффективного снижения затрат в кризис. Как можно делать это по-умному?
1. Начните с расстановки приоритетов
Конечно, резать бюджет по принципу «самое большое самым первым» видится логичным, но с точки зрения долгосрочной перспективы есть высокая вероятность того, что вы не пожертвуете действительно чем-то важным.
2. Не закрывайте, а замораживайте проекты
Закрыть проще (особенно, если потом снова начинать), заморозить сложнее. Потратьте немного времени и денег, но сделайте так, чтобы после заморозки проектов или других видов деятельности было проще и быстрее вернуться и продолжить.
3. В пору сокращения затрат тратьте еще
Выберите ряд проектов, проинвестировав которые вы получите еще большую, существенную экономию. Подумайте, есть ли что-то, что за счет относительно небольших затрат позволит вам в ближайшее время получить значительный эффект как в экономии, так и в доходах. Проведите ряд совещаний и отберите несколько проектов, которые помогут в этом. Иногда дополнительные затраты на фоне сокращения расходов могут обернуться для вас ценным результатом. Не упускайте этот шанс, даже если кажется, что сокращение расходов — приоритет номер один.
4. Рассмотрите проекты по увеличению внутренней эффективности (повышение качества продуктов и услуг, рост производительности труда, проекты по снижению регулярных операционных расходов и т. д.)
Такие проекты — прекрасная возможность не только сэкономить и заработать больше, но и к моменту выхода из кризиса опередить конкурентов.
5. Проведите сегментацию клиентов
Используйте принцип Парето в отношении тех, кто платит вам деньги и на кого вы тратите. В данном случае речь идет не столько о подходе, что, возможно, 20% клиентов приносят 80% дохода, а о еще более продвинутом видении. Принцип 70-20-10 позволит вам выявить часть клиентов, которых следует «уволить», ведь во многих компаниях есть такие заказчики, эффективность работы с которыми ниже нулевой отметки. Найдите их и хотя бы на время кризиса приостановите контракты с ними. Зачем вам работать с ними? Возможно, раньше это имело смысл для имиджа, престижа и репутации, но сейчас не до этого, правда? Эффект для вашего бизнеса может оказаться ошеломляющим.
6. Займитесь маркетингом
Часто эта область деятельности в кризис сразу попадает под урезание и сокращение. Причина тому проста: либо вы не видите эффекта от соответствующих мероприятий, либо этот эффект действительно нулевой. Пересмотрите маркетинговый план. С экономической точки зрения правильный выбор маркетинговых действий, приемов, проектов, акций — серьезный ресурс для получения значительного возврата на инвестиции. Маркетинг в таком случае — это не только и не столько расходы, это ваш вклад в будущие сделки, доходы и рост прибыли.
Резюме
Многие из перечисленных традиционных и привычных методов снижения затрат работают, особенно в краткосрочной перспективе. Но если вы в бизнесе надолго, помните: расходы нужно оптимизировать и снижать в контексте среднесрочного и долгосрочного видения, тогда ваши оперативные действия в непростых условиях не только помогут сохранить бизнес на плаву, но и обеспечат скачок на фоне конкурентов, позволят увеличить доходы и прибыль, а также, возможно, откроют принципиально новые возможности в новых условиях, новых нишах и на новых рынках.
Об авторе:
Денис Запиркин, независимый эксперт и консультант по развитию бизнеса и оптимизации процессов. Сертифицированный инструктор Carnegie Mellon University (2006). Прошел путь от программиста до вице-президента консалтинговой компании. Работал в Microsoft Business Solutions, где вел наиболее сложных и важных партнеров компании. 10 лет опыта работы с брендами мирового уровня и SMB-компаниями: создание и развитие бизнеса (B2B, прямые и партнерские продажи). Достижения: сделка года в мультимиллионной организации, реализация более 15 бизнес-планов, построение более 10 успешных организаций.
|