Искусство лидерства в большой компании: три урока от Шерил Сэндберг
Источник: Rusbase
Сооснователь LinkedIn и инвестор Рид Хоффман (Reid Hoffman) в своем подкасте Masters of Scale пообщался с исполнительным директором Facebook Шерил Сэндберг (Sheryl Sandberg) — о лидерстве и управлении быстрорастущей компанией. Он выделил три урока, которые вынес из этого разговора.
На разных стадиях компаниям нужны разные лидеры. Чтобы руководить быстрорастущей организацией, нужно уметь рушить планы так же хорошо, как и строить их.
Каждый день новые конкуренты, новые угрозы, новые возможности. Нет одного универсального совета, как мотивировать большую команду и удерживать корабль на плаву. Вы будете переживать взлеты и падения, как на американских горках.
COO Facebook Шерил Сэндберг не понаслышке знает, что это такое. Она — одаренный руководитель, который принимал сложные решения на каждом этапе развития компании. Она может руководить командой из четырех, четырехсот или сорока тысяч человек. Часто можно услышать, как инвесторы говорят основателям: «Вы должны найти свою Шерил Сэндберг». Вот три урока, которым можно у нее поучиться.
Урок №1: Хорошие лидеры создают культуру открытости и искренности
«Когда наша команда росла, я проводила собеседования со всеми. И когда мы выросли до ста человек, я заметила, что очередь на мои собеседования задерживает процесс найма. Поэтому я сказала на одном из совещаний: "Я считаю, что мне стоит перестать проводить собеседования". Я надеялась, что коллеги возразят и скажут: "Конечно, нет. Ты отличный интервьюер. Нам нужна твоя личная рекомендация".
И знаете, что они сделали? Они зааплодировали. И я подумала: "Я только мешала, а мне никто не сказал, и в этом моя вина"».
Общая картина: ?Обратите внимание, на чем фокусируется здесь Шерил. Ее не беспокоит тот факт, что команда с радостью приняла ее решение отступиться. Она расстроилась, потому что никто не сказал ей правду. Она понимает, что искренность сотрудников очень важна, без нее она не сможет принимать правильные решения быстро. И такая открытость не рождается просто так. Лидеры должны поощрять это качество. Особенно когда они знают, что проблема в них.
Урок №2: Нанимайте на роли, которые до этого никогда не существовали
«Когда я искала работу и ходила на собеседования, я очень приятно пообщалась с Мег Уитмен [генеральный директор Hewlett Packard и бывший генеральный директор eBay]. ?Когда мы встретились, я сказала ей: "У меня нет опыта". На что она ответила: "Его нет ни у кого, потому что никто не делал этого прежде".
Я навсегда запомнила этот урок. Я не ищу людей с опытом работы в интернет-рекламе. И это здорово, потому что на тот момент [во время построения команды Google Adwords] в команде ни у кого не было опыта работы в рекламе.
Нам нужно было быстро нанимать людей. Мы брали буквально всех, затем тестировали их на протяжении нескольких месяцев и предлагали остаться лучшим. Это был отличный способ масштабироваться в то время, когда необходимо было выполнять работу очень быстро. Кроме того, так мы наняли людей, которых не наняли бы в другом контексте: кто либо плохо прошел собеседование, либо не обладал опытом, который всегда требовала Google. Но они пришли и замечательно со всем справились».
Общая картина: Талантливые молодые основатели, слушайте внимательно: когда вы начнете масштабироваться, вам придется заменять «генералистов» «специалистами» — опытными лидерами, которые знают, как руководить большими командами. На первой стадии вам нужны люди, которые не боятся испачкать руки. Позже вам потребуются опытные менеджеры, умеющие делегировать. Поймите: не каждому суждено быть начальником. Некоторые лучше всего выполняют работу, находясь в подчинении. Если вы хотите, чтобы сотрудники были счастливы в большой компании — найдите достойного лидера.
Урок №3: Радуйтесь несогласию и неудачам
«Устойчивость — это важно. Как построить устойчивую компанию? Учиться на своих ошибках. Не пытайтесь их скрыть, встретьте их с распростертыми руками. Что это значит? Вы должны уметь принимать критику и стремиться к ней. Выстройте культуру компании, где все смогут открыто говорить правду и прислушиваться к замечаниям друг друга.
Всегда реагируйте на неудачи. Пытайтесь понять, что пошло не так, чему следует научиться и что можно сделать лучше. Организации, которые скрывают ошибки, а не учатся на них, быстрее проваливаются».
Общая картина: Желание признавать неудачи и учиться на них — важное преимущество в быстрорастущей индустрии, поскольку оно позволяет видеть ошибки еще до их возникновения. Умные лидеры прислушиваются к сотрудникам, которые с ними не согласны. Только так они могут понять, что им следует протестировать свои идеи, прежде чем строить или рушить планы. Действительно, хорошие руководители часто берут в команду людей, не разделяющих их точку зрения. Главное — правильно проводить дискуссии и реагировать на замечания.
По материалам "The Art and Science of Leadership at Scale: 3 Lessons from Sheryl Sandberg", Medium.
|