ИНСАЙТЫ | Корпоративные блоги 10 октября 2008 г.

Блог в помощь

Автор: Наталья АКСЕНОВА, журнал "Деловой" (№11(63), 2008 г.)

Блог в помощь Корпоративные блоги становятся модной темой среди украинских бизнесменов. Правда, последние о них пока лишь говорят, в отличие от российских коллег, которые уже не первый год ведут личные сетевые дневники и блоги своих компаний. Они тратят на это немало времени и сил, но и получают неплохие дивиденды в виде лояльности потребителей.

В англоязычном сегменте Интернета можно найти массу примеров успешных блогов. Их аудитория колеблется от нескольких десятков до десятков тысяч человек. Все зависит от размера компании-блогера, ее места на рынке, самого рынка, где она работает (влияет на процент аудитории в интернете), и качества блога. Однако есть и те, кто до сих пор не воспользовался этим инструментом бизнеса. Видимо, блог им просто не нужен.

Первый шаг в Сеть

Именно с ответа на вопрос «Нужен ли компании блог?» целесообразно начинать размышления о своем интернет-дневнике. Оценить нужно два фактора — аудиторию и финансовую эффективность. Если значительная часть вашей аудитории обитает во Всемирной паутине, это будет весомым аргументом в пользу блога. Здесь подразумеваются не только прямые покупатели, но и люди, способные косвенно принести пользу вашему бизнесу — оставляющие в комментариях отзывы о новинках, предлагающие новые идеи, потенциальные дилеры, новые сотрудники и т. д.

Евгений Шевченко, генеральный директор компании UaMaster, предлагает такую методику оценки присутствия аудитории в Интернете и степени популярности темы блога: посмотреть в статистике запросов поисковых систем, насколько популярен запрос, по которому вас могут искать. Для компаний, имеющих торговую марку, в качестве варианта оценки можно в поиске по блогам определить, как часто упоминается название этой марки. Это покажет наличие и активность целевой аудитории. Абсолютно для всех компаний будет эффективным изучение тематических сообществ, количество их участников, посетителей и их активность в качестве оценки популярности своей темы в Сети.

Олигархи пока оффлайн

Несмотря на повышенный интерес украинцев к персоне Рината Ахметова, его интернет-дневник в ближайшем будущем вряд ли появится. Как и корпоративный блог компании «СКМ». По словам Натальи Емченко, директора по связям с общественностью и коммуникациям СКМ, полнота освоения Всемирной паутины их компанией будет зависеть не только от присутствия там целевой аудитории, но и от того, насколько эти люди будут доверять полученной информации.

Пока в СКМ руководствуются такими цифрами: из существующих источников информации наибольшим доверием (более 30%) пользуются уважаемые сайты и печатные СМИ, 24% доверяют потребительским блогам, 23% — сайтам компаний. Все остальные источники, включая социальные сети и личные блоги, как ни странно, пользуются очень низким уровнем доверия.

Это результаты американских исследований за 2007 год. По словам г-жи Емченко, внутренние исследования компании (блиц-опрос журналистов и представителей других целевых аудиторий, с которыми работает СКМ) с определенной степенью погрешности подтвердили справедливость этих выводов и для Украины. Поэтому корпоративный блог СКМ вряд ли появится. Но если в какой-то момент его создание станет актуальным, то речь пойдет об аудио/видео подкастах, возможно с текстовой расшифровкой информации. И, скорее всего, это будут не дневники топ-менеджеров, а блоги на актуальные темы (к примеру, по экологии), претендующие на статус качественных площадок для профессионального общения.

Наиболее активны в сегменте корпоративных блогов на сегодня — интернет- и IT-компании. Что и неудивительно, ведь Сеть — это важная часть жизни их целевой аудитории, которая априори лояльна к информации, полученной из этого источника. Один из примеров таких дневников — блог компании «Яндекс». По словам Сергея Петренко, генерального директора компании «Яндекс.Украина», количество посетителей блога насчитывает несколько тысяч человек в день (без учета аудитории, которая читает блог через RSS, не заходя на сайт).

«Для "Яндекса" корпоративный блог — это средство сообщать миру небольшие новости, наблюдения, интересную информацию о жизни компании и сервисов. Для больших и официальных сообщений человечество придумало формат пресс-релиза, а блог хорошо подходит для всего остального. Кроме того, его сообщения можно комментировать — таким образом, мы получаем довольно много информации от наших пользователей», — добавляет г-н Петренко.

Овчинка для выделки

Следующий обязательный пункт — оценка финансовых показателей. Любая деятельность, требующая денежных и «человеческих» вложений, это бизнес-проект. Блог тоже им является, и поэтому логично сравнить выгоду от него и от альтернативных вариантов. Расходы на блог делятся на единоразовые и постоянные. Величина единоразовых затрат зависит от желания владельца. Вторая статья расходов зависит от того, какую сумму компания сочтет целесообразной тратить на жизнедеятельность блога в месяц, и от того, насколько эта сумма будет безвредна для основного бизнеса.

В качестве примерного показателя эффективности блога можно взять стоимость контакта с посетителем блога и аналогичные показатели других каналов коммуникации (телевидение, газеты, журналы, билборды, промоакции и т. д.). Также полезно будет сравнить количество новых идей, предложенных посетителями блога, со стоимостью проведения исследований по этой теме. Показательным может быть и сравнение количества упоминаний компании в Сети, достигнутого с помощью онлайн-дневника, и упоминание компании на других носителях, достигнутого с помощью других рекламных средств.

Важную роль играет также положение фирмы на рынке. Очевидно, что блог известной компании, даже несмотря на слабый контент, быстрее станет популярным, а значит потребует меньше расходов на продвижение, чем блог аутсайдера рынка. Конечно, при определенных усилиях неизвестный игрок может создать популярный сетевой дневник. Но чтобы добиться этого, потребуется превратить работу над ним в параллельный вид бизнеса, отвлекая значительные силы и деньги от основной деятельности. Тогда изначальная цель — продвижение и развитие исходного бизнеса — все равно не будет достигнута.

Блог вместо сайта

Ярына Ключковская, генеральный директор компании Nords Pr Ukraine

Тема блогов заинтересовала меня и моих коллег давно. Но идея удачно воплотилась лишь после нескольких неудачных попыток. Решающую роль сыграло то, что в это время существовала четкая цель — продвижение молодой на то время фирмы Nords Pr Ukraine. Интересно, что сайта нашей компании еще не существовало, то есть блог был оптимальной возможностью побыстрее появиться в Сети с минимальными затратами.

Мы осознавали, что онлайн-дневник клиентов не добавит. Но, создав его, достигли других, не менее важных для нас целей:

  • компания хорошо представлена в Интернете, что тоже может произвести благоприятное впечатление на клиента, решившего поискать информацию о нас в Сети;
  • мы стали более известны на рынке, ведь основная аудитория нашего блога — пиарщики и журналисты. Среди них есть пиар-директора компаний, которые также потенциально могут стать нашими клиентами (например, пригласить нас в подрядчики);
  • наш блог — это площадка, где сотрудники могут поделиться с коллегами интересными идеями. Сетевыми авторами стали три человека из числа сотрудников компании. Сначала не все шло гладко и комментарии к постам были немногочисленны. Но со временем мы научились писать таким образом, чтобы заинтересовывать читателей и получать обратную связь.

Азбука блоговедения

Если решение вести блог все-таки принято, придется постигать тонкости блоговедения. Прежде всего необходимо понять: если начали вести блог — это навсегда. Например, Сергей Полонский, председатель совета директоров Mirax Group, диктовал посты своей пресс-службе… из Сибири по рации. А Евгению Чичваркину, собственнику компании «Евросеть», пришлось купить ноутбук и пересесть с водительского места на заднее сидение своего автомобиля, дабы иметь возможность писать в сетевой дневник и общаться с его посетителями.

Заброшенный дневник — худшая реклама фирме, поэтому так важен бесперебойный источник контента. Вариантов может быть несколько. К примеру, вменить в обязанность одному или нескольким сотрудникам писать посты с определенной периодичностью, нанять блогера со стороны, который кроме написания контента сформирует и корпоративную политику блоговедения, либо поручить это топ-менеджменту компании. Кстати, как показывает российская практика, наиболее популярны именно те корпоративные блоги, в наполнении которых активно участвуют управленцы.

Качество контента играет не последнюю роль в популярности блога. Если простое размещение пресс-релизов и новостей решит проблемы компании (например, направит достаточно трафика на сайт), то напрягаться не надо. Но эффективно взаимодействовать с аудиторией без хорошего контента не получится. Причем информация в идеале должна быть не просто интересной, но и побуждать потребителя совершить нужные для вас действия — поставить ссылку, высказать мнение в комментариях, поучаствовать в опросе и др. Рассчитывая на обратную связь со своей целевой аудиторией, не стоит забывать, что отзывы могут быть и негативными. И здесь тоже нужна четкая политика.

«В этике блогосферы удаление негативных комментариев — моветон. Лучше отвечать доброжелательно и с достоинством. Красивый выход из щекотливой ситуации — плюс блогу и вашей фирме», — отмечает Евгений Шевченко. Отключение возможности комментировать вообще может существенно урезать количество аудитории.

В работе над блогом придется посвящать некоторое время и активной жизни в блогосфере — читать блоги по вашей теме, оставлять комментарии. Это тоже важная часть работы над развитием своего дневника. Вообще же лучший метод продвижения, как считает Евгений Шевченко, это регулярный качественный контент и активное комментирование как на своем блоге, так и в тематических дневниках. Если же этих факторов нет или их недостаточно, то можно прибегнуть к другим методам. Они хорошо известны и стоят уже вполне реальных денег — поисковая оптимизация, медийная и контекстная реклама и т. д.

Немаловажную роль в развитии блога играет и площадка, на которой он размещен. Дневник можно разместить на бесплатной платформе (blogspot), в живом журнале, на своем сайте и на отдельном домене. Два последних варианта, хоть и требуют сравнительно небольших затрат, зато предоставляют существенные преимущества — возможность глубоко исследовать статистику блога предоставляют свободу действий в его продвижении и наполнении.

С открытой душой

«15 октября 2006 года. Инвестировано: 190 160 рублей. Заработано: 0 рублей», — так начинается одно из сообщений в блоге российского предпринимателя Федора Овчинникова. Конечно, до такой степени открытости бизнеса в сети большинству блогеров-бизнесменов еще далеко. Но вот в свои личные переживания общественность посвящают все больше топ-менеджеров, правда, преимущественно российских. Самые известные — Михаил Прохоров, президент группы «Онэксим», Сергей Полонский, председатель Совета директоров Mirax Group, и Евгений Чичваркин, глава «Евросети». Они регулярно ведут как собственные блоги, так и активно «постят» в корпоративных.

В Украине сетевые дневники заводят в основном политики. Так, уже не первый месяц существуют блоги Михаила Бродского и Юрия Луценко. Но они больше похожи на агитационные площадки, нежели на места для общения с единомышленниками.

Хотя первые выходы украинских бизнесменов в Интернет уже есть. В конце апреля 2007 г. на известном ресурсе LiveJournal.com появился блог Дмитрия Гончарова, главы наблюдательного совета ФГ «Страховые традиции», под названием «Страховой случай. Частный взгляд Дмитрия Гончарова». Остается надеяться, что скоро его примеру последуют и другие члены отечественного бизнес-сообщества. Ведь после заявления Билла Гейтса о том, что сетевой дневник становиться не только любопытным социальным явлением, но и серьезным инструментом развития бизнеса, игнорирование блогосферы равно недополученной прибыли.

Необманутые ожидания

Корпоративный блог, если он правильно развивается, позволяет достичь хороших результатов. С его помощью можно сделать популярным брэнд компании, раскрутив имя одного из ведущих блога. Позитивные качества блогера — интеллект, оригинальность суждений, чувство юмора — поневоле будут ассоциироваться с компанией, которую он представляет.

Корпоративный блог — это незаменимая площадка для тушения пожара в Сети. Особенность интернет-конфликтов в том, что их участники агрессивнее, нежели в оффлайне, и слухи распространяются молниеносно. Ведь скорость, необходимая для распространения жареных фактов, это лишь несколько секунд, потраченных на установку ссылки. А опубликовав эту информацию у себя, блогер получает дополнительные очки в виде ссылок на свой ресурс и увеличения числа посетителей. Скандал в Интернете может вспыхнуть независимо от того, в онлайне ли ваша компания. А вот справиться с ним можно только на своей виртуальной территории, переведя конфликт в нужное русло.

Достижение обратной связи с посетителями блога — задача иного порядка. Если вы правильно угадали направление развития и сформировали группу посетителей, то, по сути, получаете идеальную фокус-группу для тестирования нововведений.

Подбор новых сотрудников — еще одна потенциальное преимущество. В каждом блоге присутствуют участники рынка, которые делятся мнениями, оспаривают чужие точки зрения и т. д. В ходе такого неформального общения можно непредвзято составить впечатление о коллегах и более качественно подбирать кандидатов на освободившуюся вакансию.

Продвижение официального сайта компании — это побочный эффект от ведения сетевого дневника. Но чем больше площадок, на которых присутствует компания в Интернете, тем лучше она видна поисковым машинам. Необходимо только перелинковать между собой эти ресурсы, что не составит труда даже начинающим.

Но главное в работе над блогом — не забывать о трезвом расчете и здравом смысле. То есть реально смотреть на позиции фирмы на рынке, ее популярность, присутствия целевой аудитории и не обманываться насчет реального читательского интереса к своей компании. Ведь на вопрос «Почему в Украине так мало корпоративных блогов?» Сергей Петренко резонно уточняет: а много ли мы знаем отечественных компаний, небольшие неофициальные новости которых по-настоящему интересны широкой интернет-аудитории?




ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
КНИГИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ:
Шаолинь-менеджер. Как работать эффективно, не выбиваясь из силШаолинь-менеджер. Как работать эффективно, не выбиваясь из сил
Не бойтесь рискнуть! 5 принципов высокоэффективных людей и организацийНе бойтесь рискнуть! 5 принципов высокоэффективных людей и организаций
Как разговаривать с теми, кто вас не слышит. Стратегии для случаев, когда аргументы бессильныКак разговаривать с теми, кто вас не слышит. Стратегии для случаев, когда аргументы бессильны

МЕТОДОЛОГИЯ: Стратегия, Маркетинг, Изменения, Финансы, Персонал, Качество, ИТ
АКТУАЛЬНО: Новости, События, Тренды, Инсайты, Интервью, Бизнес-обучение, Рецензии, Консалтинг
СЕРВИСЫ: Бизнес-книги, Работа, Форумы, Глоссарий, Цитаты, Рейтинги, Статьи партнеров
ПРОЕКТЫ: Блог, Видео, Визия, Визионеры, Бизнес-проза, Бизнес-юмор

Страница Management.com.ua в Facebook    Менеджмент.Книги: телеграм-канал для управленцев    Management Digest в LinkedIn    Отслеживать нас в Twitter    Подписаться на RSS    Почтовая рассылка


Copyright © 2001-2023, Management.com.ua

Менеджмент.Книги

телеграм-канал Менеджмент.Книги Менеджмент.Книги — новинки, книжные обзоры, авторские тезисы и ценные мысли из бизнес-книг. Подписывайтесь на телеграм-канал @books_management



Спасибо, я уже подписан(-а)