Общий вывод таков: стать вдохновляющим руководителем помогают именно эмоции (причем не всегда позитивные, как логично было бы предположить). Как и любая энергия, эмоции должны находить выход, иначе эта энергия будет разрушать человека изнутри — это очевидно. Менее понятно то, какие же все-таки эмоции уместны на работе? Какие из них могут принести пользу, какую конкретно и как ее извлечь? Не будем говорить о том, как важно быть понимающим, серьезным, здравомыслящим, принципиальным руководителем. Наличие качеств такого рода у тех, кто претендовал на высокие позиции, всегда ставилось во главу угла. Обратим внимание на те чувства и эмоции, которые зачастую остаются за кадром — на то, в чем не всегда хочется признаваться даже себе (не говоря уже о том, чтобы проявить такие эмоции на людях), на то, чего мы стесняемся, боимся или что не принимаем всерьез. Этими эмоциями тоже нужно уметь управлять. И, что самое интересное, оказывается: с их помощью руководить людьми легче и куда эффективнее, нежели без них.
Слаб человек…Итак, в рейтинге эмоций, помогающих руководителю, первое место, несомненно, занимает проявление слабости. Вернее, умелое манипулирование своими слабостями. Джонс и Гоффи советуют не стесняться того, что вы, например, бываете раздражительны по утрам, робеете перед большой аудиторией или боитесь летать самолетом. В общем у каждого лидера должна быть какая-то своя особенная слабость, которая у подчиненных ассоциировалась бы именно с ним, вызывала бы сочувствие и понимание. Если такой слабости нет — ее стоит придумать и активно культивировать. Иначе подчиненные сделают это за вас. Людям настолько неприятны «идеальные» личности, что они скорее склонны приписывать им всевозможные грехи, чем радоваться их позитивным качествам. Политики и звезды испокон веков играют на таком свойстве человеческой натуры. Вот откуда и «жареные факты», и громкие скандалы — это словно вбрасывание «правильной» информации, обсуждая которую публика не увидит серьезных изъянов или подзабудет о них. Конечно, важно не промахнуться и не сообщить подчиненным о себе что-то такое, что вызовет насмешку или неуважение. Лучше всего следовать правилу «слабость понарошку», представляя какое-то из достоинств слабостью — например трудоголизм. Это, конечно, бич современных корпораций. Наш босс трудоголик? Какой ужас — думают подчиненные — бедняга, у него даже на семью времени совсем не остается! Или босс признается, что ему сложно разбираться в многочисленных финансовых отчетах. Что думают подчиненные? Финансовый директор, как всегда, в своем репертуаре: одни цифры в голове, накрутил так, что даже шеф не поймет! «Правильные» слабости делают руководителя как бы «одним из нас». Теперь интересно будет приглядеться к «чудакам» и «слабакам» из мира бизнеса — разве это не тщательно отрепетированный образ?
Нос по ветруЭмоциональная сторона лидерства требует жертв — и порой в жертву эмоциональной гибкости приходится приносить логику и факты. Но руководитель, который боится стать заложником своих эмоций, зачастую действует по принципу «или-или»: либо ты сочувствуешь личной драме подчиненного, либо наказываешь его за прогулы; либо ты доверяешь, либо проверяешь. Если факты говорят одно, то никакие эмоции не заставят его изменить свое решение. Верность принципам, конечно же, каждому делает честь, и, пожалуй, здесь можно позволить себе стоять «на смерть». Чего нельзя сказать о сфере чувств. Если ваши принципы подразумевают упорство (граничащее с упрямством), непоколебимость, прямолинейность, железную логику, то о вдохновляющем «лидерстве» можно забыть.
Упрямства и самоуверенности у руководителя должно быть в меру. Лидеры, которым недостает чувства меры, часто не способны заставить своих подчиненных выполнять порученные задания должным образом — в результате страдает компания. Чрезмерно упертые руководители уничтожают доверие между собой и подчиненными, что приводит к утрате обратной связи и многочисленным ошибкам, а в результате — к финансовым потерям фирмы».
По материалам совместного исследования бизнес-школ Куда более успешными оказываются руководители-«сенсоры», умеющие улавливать малейшие изменения в настроении окружающих (будь-то подчиненные или вышестоящее руководство) и, соответственно, подстраиваться под эту смену настроения. Людей такой породы психологи называют самыми могущественными манипуляторами — ведь ничто так не подкупает, как то, что ты видишь отражение своих чувств в чьих-то глазах. Другое дело, что чрезмерная «чувствительность», присущая излишне либеральным руководителям, подчас приводит к тому, что они, учитывая мнение всех подряд, не могут принять никакого решения. Если прислушиваться к мнению и настроению всех и каждого, можно превратиться в заложника толпы. Поэтому, как ни крамолен этот совет — «эмоционально» вы общаетесь со всеми, но решения принимаете сами.
Нутром чуюВдохновляющие лидеры очень высоко ценят в себе интуицию, правда, многие стесняются признаться, что именно интуиция руководит ими в принятии большинства решений. На «деловой» интуиции основаны поиски выхода из сомнительных и тупиковых ситуаций, выбор приоритетов и т.д. Например, известно, что в биржевой игре 70% решений о покупке или продаже ценных бумаг принимаются под воздействием психологических (личностных) факторов и только в 30% случаев срабатывает «объективный» учет экономических механизмов. И это не препятствует успешному функционированию мировой системы бирж. Так что глупо стесняться и скрывать от окружающих причины, которые подвигли вас на принятие того или иного решения — даже если эти причины звучат как «мне кажется», «чувствую, но не могу объяснить», «подозреваю, что…». Парадоксально, но любой умник, доверяющий фактам и цифрам, планированию, «проигрывает в образе» перед спонтанной и сильной фигурой руководителя-интуита. Но образ образом, а насколько часто и безоговорочно стоит принимать решения на основании одной лишь интуиции — такой совет вы вряд ли где-либо получите.
Плюс ко всему, иногда нарисованная интуицией картинка может противоречить реальной ситуации. И если человек, вместо того чтобы остановиться и проанализировать сигналы, поступающие из внешней среды, продолжает двигать-ся за «никогда (якобы) не подводившей интуицией» — есть риск принять желаемое за действительное. Повышение уровня эмоционального ин-теллекта предполагает множество упражнений, значительная часть которых направлена как раз на развитие своей интуиции. Позволим себе заметить, что в эти курсы не мешало бы включить упражнения на развитие критического мышления.
Чувства — это информация особого рода. Подумайте, сколько важной информации мы оставляем за кадром, исключая эмоции из своего арсенала управления?
2 Роберт Гоффи (Robert Goffee) — профессор Лондонской школы бизнеса, специалист по организационному поведению и Гарет Джонс (Gareth Jones) — директор по персоналу и внутренним коммуникациям British Broadcasting Corporation, — партнеры-учредители консультационной фирмы Creative Management Associates (Лондон) ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
КНИГИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ:
|
МЕТОДОЛОГИЯ: Стратегия, Маркетинг, Изменения, Финансы, Персонал, Качество, ИТ АКТУАЛЬНО: Новости, События, Тренды, Инсайты, Интервью, Бизнес-обучение, Рецензии, Консалтинг СЕРВИСЫ: Бизнес-книги, Работа, Форумы, Глоссарий, Цитаты, Рейтинги, Статьи партнеров ПРОЕКТЫ: Блог, Видео, Визия, Визионеры, Бизнес-проза, Бизнес-юмор Copyright © 2001-2023, Management.com.ua |