ИНСАЙТЫ | Оплата труда 3 мая 2019 г.

Дорогая экономия: 5 побочных эффектов недостаточной зарплаты

Автор: Татьяна Пашкина, HR-эксперт
Источник: ПроHR

Дорогая экономия: 5 побочных эффектов недостаточной зарплаты Заработная плата в любой компании — вопрос скользкий, сложный и ужасно секретный. Поскольку большинство компаний не готовы открывать завесу коммерческой тайны в вопросе «Кто сколько получает и почему?», обратной стороной является то, что многие сотрудники в душе уверены — им недоплачивают или их труд оплачивают несправедливо.

На практике сотрудники, не знающие точно, почему и как кому платят, склонны переоценивать и переосмысливать свое влияние на бизнес-процессы и прибыльность компании. И, как следствие, считать, что их зарплата несправедлива. И тогда, в попытке сохранить «статус-кво», они прибегают к пяти компенсаторным механизмам «недооплаты».

1. Работают меньше

Если можно безнаказанно опоздать, сотрудники непременно так и поступят. И уйдут раньше, если никто не контролирует время ухода. Такие сотрудники мучительно долго пьют чай или кофе, треплются с коллегами у кулера, обедают, как английская аристократия — часами. Или кушают по ЗОЖ — дробно, часто и долго. За документами в другое подразделение ходят, как на Южный полюс — бесконечно. Если у них есть дело вне офиса, они спокойно покурят до и после или насладятся чашечкой кофе на улице. В офисе могут задумчиво смотреть в окно или «зависать» на новостях-соцсетях… В общем, вы понимаете — работать предусмотренные КЗоТом 40 часов в неделю на несправедливую зарплату сотрудники, которым недоплачивают, считают несправедливым, поэтому укорачивают продолжительность рабочего времени на свое усмотрение.

2. Работают хуже

«И так сойдет!» — говорил герой популярного детского мультика. И это — девиз нашей второй категории. «Незачем выкладываться на все 100%, за такие-то копейки», — уверены они. Поэтому документы оформляются в стиле «да отцепитесь», коллегам на запросы отвечают только после двух напоминаний или одного скандала, из дел стараются сделать только срочное или ужасно важное. И на уровне минимального качества, чтобы не было скандалов и претензий. Такие продавцы, например, только отвечают на твои вопросы — причем сурово и односложно или утомленно-капризно. Если ты мышью скользишь по помещению, они просто стоят в своем углу и провожают тебя глазами. Как говорится — «Ни здрасьте, ни спасибо, ни до свидания». В документах есть ошибки? Смиритесь, это просто человеческий фактор.

3. Всегда недовольны

Второй пункт совмещен с третьим — раз ничего светлого в своей работе «несправедливцы» не видят, свой негатив они переносят на коллег или клиентов. Закатывание глаз и тяжкий вздох в ответ на стандартный вопрос — «Как дела?» — вот признак того, что перед вами может быть «несправедливец». Дальше можно услышать до-о-олгий перечень тягот и ужасов нынешнего места работы, примеры придирок и несправедливостей — если вы действительно хотите это слышать. Конечно, если такой токсичный коллега начинает вносить душевный раздрай в свое и смежное подразделения, ничего хорошего в этом нет. Но когда он свое недовольство, словно бадью помоев, как в Средневековье, выплескивает на головы клиентов и партнеров — это совсем нехорошо. Как правило, конкретных фактов ущемления прав и достоинства не так уж и много, но у «несправедливцев» есть привычка — словно раковинка, обволакивающая перламутром песчинку и превращающая ее в жемчужинку, токсичные коллеги любой небольшой факт сопровождают таким количеством домыслов, перекручивания, а потом и жалоб, возмущений, страданий и прочих негативных эмоций, что успешно раздувают из мухи слона.

4. Легки на руку

В смысле — могут легко унести что-то из имущества компании, даже не считая это воровством. Наиболее популярно утаскивание легких небольших предметов — канцелярия, чай-кофе, рекламная продукция, пробники, сувениры, угощение и подарки для или от клиентов, иногда туалетная бумага и прочие хозтовары. При этом не берут у коллег, это принципиально важно, берут только «хозяйское», «господское» — и что плохо лежит и мало поддается счету (например, пакетики чая, бумага для записей и прочие расходники). Некоторые гиперактивные поборники девиза «мне недоплачивают, доберу, чем получится» могут проворачивать мошеннические схемы с откатами, фальшивыми скидками и бонусами за несделанные продажи. При этом такие хитрованы часто даже уверены в своей правоте и не считают себя ворами и мошенниками. Хотя иногда их сложно упрекнуть в непоследовательности — например, если до того их работодатель в одностороннем порядке срезал бонус или вкатил штраф за свое плохое настроение.

5. Легко продаются

И к конкурентам рады сбежать «ні за цапову душу», и секреты, пароли, базы, скидки для «випов», предложения на тендеры и прочие важные бизнесовые новости сдадут легко и без угрызений совести. По поводу ухода к конкурентам есть еще один важный нюанс — ради хорошей работы даже у заклятого врага нынешнего работодателя не побрезгуют сбежать посреди важного проекта, оставив все «как есть». И, если новый работодатель оказался ничем не лучше старого, могут попытаться с честными глазами вернуться, но уже на более выгодных для них условиях. Или трудоустроиться у другого конкурента, принеся уже 2 базы клиентов, например, или наработки последних проектов.

Не все герои нашей статьи — редкостные мерзавцы. Некоторые из них — просто жертвы обстоятельств и недостаточных внутренних коммуникаций в организации. Многие из них прекрасно осведомлены о состоянии рынка труда и прибыльности компании. Они понимают, сколько реально им могут платить, однако всегда сравнивают себя с коллегами и зачастую чувствуют себя обделенными. Если же данных мало, они начинают домысливать, причем, как правило, в сторону негатива. И расхлебывать последствия неосторожного молчания придется иногда болезненно и неожиданно — редко кто из «несправедливцев» играет «с открытым забралом».

Поэтому, если в компании зарплата формируется по принципу «разумно и справедливо», скрывать в общем-то нечего. А если к этим двум факторам добавляются еще и признание, уважение, открытость, возможность роста и развития — тогда работа становится не просто местом зарабатывания денег. Парадокс в том, что справедливость оплаты труда — скорее философский критерий, чем математическая функция. Работать с ним без эмоций — неэффективно. Чем меньше позитивных эмоций в эту коммуникацию вкладывает работодатель, чем больше сухой логики как заместителя значимости процесса привлекает — тем дороже, по факту, платит.

Еще один факт — самые счастливые и увлеченные сотрудники работают не ради денег. Ваша задача состоит в том, чтобы они осознали свою значимость и ценность для компании. А без признания их справедливой ценности (в том числе и в оплате труда) — это просто путь в тупик и пустая трата времени и денег. Согласны?

Иллюстрация: Depositphotos.com




ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
КНИГИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ:
Восемь правил эффективности. Умнее, быстрее, лучшеВосемь правил эффективности. Умнее, быстрее, лучше
Год личной эффективности. Сборник 3. Межличностный интеллект. Продуктивно взаимодействую с другимиГод личной эффективности. Сборник 3. Межличностный интеллект. Продуктивно взаимодействую с другими
50 лучших книг в инфографике. Инструменты личной эффективности50 лучших книг в инфографике. Инструменты личной эффективности

МЕТОДОЛОГИЯ: Стратегия, Маркетинг, Изменения, Финансы, Персонал, Качество, ИТ
АКТУАЛЬНО: Новости, События, Тренды, Инсайты, Интервью, Бизнес-обучение, Рецензии, Консалтинг
СЕРВИСЫ: Бизнес-книги, Работа, Форумы, Глоссарий, Цитаты, Рейтинги, Статьи партнеров
ПРОЕКТЫ: Блог, Видео, Визия, Визионеры, Бизнес-проза, Бизнес-юмор

Страница Management.com.ua в Facebook    Менеджмент.Книги: телеграм-канал для управленцев    Management Digest в LinkedIn    Отслеживать нас в Twitter    Подписаться на RSS    Почтовая рассылка


Copyright © 2001-2023, Management.com.ua

Менеджмент.Книги

телеграм-канал Менеджмент.Книги Менеджмент.Книги — новинки, книжные обзоры, авторские тезисы и ценные мысли из бизнес-книг. Подписывайтесь на телеграм-канал @books_management



Спасибо, я уже подписан(-а)