Бизнес-ангелы — добрые волшебники стартап-проектов
Автор: Анна Горбатова, бизнес-аналитик компании SoftServe
Источник: "&.СТРАТЕГИИ" (№4, 2013)
Инвестиционный рынок во все времена был полон легенд — о громких историях успеха и не менее громких провалах, взлетах и падениях. Однако из миллионов разнообразных идей шанс быть услышанной и оцененной по достоинству выпадает лишь тысячам. На поле инвестиционных баталий правит случай. По его воле некоторым в нужный момент удается найти инвестора, но многим проектам порой бывает не суждено оторваться от земли.
Взглянув на всевозможные модели оценки рисков, несложно заметить, что они, скорее всего, разработаны в помощь инвестору, тогда как в основе его окончательного решения лежит другая, философская категория — вера в успех того или иного проекта. Доверять ли собственной интуиции — вечный вопрос инвестиционного мира. Порой для старта проекту требуется сравнительно небольшая сумма, но заставить инвестора поверить в удачу оказывается сложнее всего.
И тогда среди разных персонажей, которыми полны подобные истории, может появиться образ своеобразного доброго волшебника, другими словами, бизнес-ангела.
Возможно, кого-то такая аналогия заставила недоуменно пожать плечами, а между тем бизнес-ангелы действительно существуют, и это определение вошло в инвестиционный лексикон на полноправных началах.
Бизнес-ангелы материально состоятельны, независимы и действуют чаще всего самостоятельно, стараясь найти возможность для интересного вложения. Они могут предложить не только деньги, но также опыт и связи, а главное — готовы рисковать и действовать быстро, без долгих формальностей. Для них интереснее всего присутствовать в самом начале жизни компании, когда новый продукт или технология только разрабатывается и выводится на рынок. В обмен на свою помощь они получают право на долю капитала в новой компании, действуя по принципу долевого финансирования. Их имена часто остаются за кулисами. К примеру, немногим знакомо имя Энди Бехтольсхайма, хотя этот человек был одним из первых инвесторов современной иконы IT-рынка — Google и в настоящий момент владеет миллиардным состоянием.
Сообщества бизнес-ангелов
Чтобы не полагаться всецело на волю случая, бизнес-ангелы создают сообщества различного масштаба. Зайдя на сайт такого сообщества, автор проекта может связаться с его организаторами и начать поиск своего бизнес-ангела.
|
У читателя может невольно возникнуть ассоциация с венчурными фондами, которые тоже работают в сфере рисковых вложений и стартап-проектов. Однако отождествлять их с бизнес-ангелами было бы ошибкой. Более того, важно прочувствовать различия именно между ними, тогда станет ясно, почему последним приписывается роль ангелов.
Всплеск интереса к венчурному инвестированию пришелся на бурное развитие компаний сферы информационных технологий. Развитие IT-индустрии привело к созданию своего рода лаборатории для экспериментов с форматами и подходами в рисковом инвестировании.
Однако история отрасли уже насчитывает несколько десятилетий, и вместе с ее развитием постоянно меняется инвестиционный «ландшафт» и потребности начинающих компаний. Чтобы начать бизнес в IT-сфере 30 лет назад, требовалось гораздо больше вложений, чем сейчас. Примерно в то время Артур Рок и Кляйнер Перкинс основали компании Digital Equipment Corporation и Tandem. Для старта Tandem, например, пришлось с самого начала открывать свою фабрику, нанимать инженеров и специалистов по продажам. Стартап вынужден был нанимать 50-100 человек, еще не дойдя до стадии подписания своего первого контракта.
Естественным образом стали вырисовываться требования, которые стартапы предъявляли венчурным фондам:
- доступ к большим объемам финансирования, способным покрыть все изначальные потребности стартапа;
- интенсивная квалифицированная помощь в управлении с самого начала жизнедеятельности компании, способствующая избеганию серьезных ошибок.
Чтобы соответствовать этим требованиям и иметь возможность сделать собственный бизнес прибыльным, венчурные инвесторы разработали операционную модель, принципы которой до сих пор широко используются:
- Привлекать большие объемы средств от крупных инвесторов.
- Привлекать опытных экспертов, способных предоставить практический опыт в создании продуктов и организации компаний.
- Тщательно и с большой осмотрительностью оценивать каждую сделку.
- Активно внедряться в процесс управления для защиты весомых средств, вложенных в каждый проект. Этот пункт касается как обязательных мест в совете директоров, так и сложных условий дополнительных соглашений, включающих в себя право контролировать получение компанией дальнейшего финансирования из других источников.
С течением времени стало очевидным, что такая модель утратила свою актуальность.
Представим себе момент создания компаний вроде Twitter и Facebook. Очевидно, что им нужна совсем другая инвестиционная поддержка. Для них гораздо важнее создать продукт, чем выстроить компанию как таковую. К примеру, на создание изначального продукта Facebook потребовалось не более $1 млн. Правда, со временем Facebook привлек на развитие бизнеса уже сотни миллионов долларов.
Прежняя модель финансирования по ряду причин была просто неприемлема для подобных компаний.
- Процесс принятия решения занимает слишком много времени. Венчурные инвесторы долго оценивают риски, используя при этом сложные модели для расчета.
- Венчурные фонды рассчитывают на большие объемы вложений. Часто для создания продукта и выведения его на рынок нужны четыре-пять человек. Вряд ли кто-либо из предпринимателей может быть на сто процентов уверен в успехе своего начинания на самом старте проекта. Однако вложения порядка $3 млн. заставляют компанию придерживаться соглашений даже в том случае, когда правильнее было бы приостановить и переориентировать проект. Возможность получить в партнеры инвестора более мелкого масштаба, бизнес-ангела, дает компании совершенно иную степень свободы.
- Не секрет, что на начальном этапе у компании может попросту не быть совета директоров. Необходимость его создания для того, чтобы дать в нем место венчурному инвестору, отвлекает время и ресурсы компании от реальных задач.
Таким образом, время изменило привычный уклад отношений между инвесторами и стартап-компаниями. Однако оно же и породило новый класс инвесторов, действующих самостоятельно. Сам процесс инвестирования не был их профессиональным полем, они оставили его для венчурных фондов. Бизнес-ангелы, состоятельные люди, обладающие полезными связями, не были заинтересованы в слишком крупных инвестициях, не настаивали на получении кресла в совете директоров. Они осознавали экспериментальную суть предлагаемых им идей и были способны принять решение о вложении после единственной встречи.
Бизнес-ангелы vs венчурные инвесторы
- Большинство венчурных фондов вкладывают не менее $2 млн. в один проект. Им выгоднее получить прибыль в 40% с проекта объемом $2 млн., чем 100% с небольшого проекта в $80 тыс.
- Едва ли не основным является тот факт, что венчурные инвесторы в большинстве случаев являются инвестиционными управляющими, хоть и более склонными к риску. Зачастую те, кто принимает решения в вопросах венчурного инвестирования, — это наемные работники венчурного фонда, занятые поиском инвестпроектов. По существу они управляют средствами пенсионных фондов, корпораций, состоятельных людей и их семей. Поэтому соображения, которыми они руководствуются при выборе достойного проекта, отличаются от модели выбора бизнес-ангела, который желает вложить собственные средства, а потому может действовать менее формально, следуя своим предпочтениям и взглядам на жизнь. Бизнес-ангел чаще всего уже является владельцем бизнеса и профессионалом в какой-либо отрасли и рассматривает различные объекты для альтернативных вложений.
- Венчурный инвестор практически всегда потребует предоставить ему место в совете директоров. Он стремится максимально приблизиться к процессу управления, тогда как бизнес-ангелы (по статистике) не делают для себя самоцелью участие в управлении и вмешиваются в процесс, только когда могут действительно чем-нибудь помочь.
|
Приобретая со временем все новые черты, бизнес-ангелы оказываются у истоков проектов, многие из которых впоследствии становятся хрестоматийными.
Как и венчурные фонды, бизнес-ангелы ищут для себя проекты в самых различных направлениях, не ограничиваясь секторами высоких технологий. Зачастую они заинтересованы в развитии продукта гораздо больше, чем в последующем становлении компании, поэтому на новых этапах ей приходится искать альтернативные источники финансирования. К тому моменту основная задача бизнес-ангела уже выполнена — продукт создан, и перед компанией распахиваются новые горизонты.
Стефан Глайнзер — диджей с докторской степенью
Стефан Глайнзер — немецкий бизнес-ангел, живущий в Лондоне. Участвовал в основании companions.de,companionsTV, ricardo.de and myblog.de, Mendeley.com, RjDj.me, Last.fm.
Вложения Стефана в Last.fm, оцененные в несколько сотен тысяч фунтов стерлингов, принесли ему прибыль в 22 млн., когда Last.fm был продан CBS.
Стефан искренне верит в европейский дух предпринимательства и остается активным бизнес-ангелом. Помимо своих бизнес-интересов, он получил докторскую степень по управлению валютными рисками и 15 лет проработал... диджеем.
«С возрастом во мне поселился страх того же рода, что и у футбольных игроков, переходящих на менеджерские позиции. Я люблю работать с новаторскими идеями, и мне намного ближе мысль о формировании из них некоего портфеля, чем сосредоточение лишь на одном виде бизнеса.
Я готов вкладывать в то, что связано с цифровыми технологиями и способно изменить мир. Мне нравится инвестировать на ранних стадиях развития. Да, я совершал много ошибок, проходил мимо компаний, которые впоследствии выстреливали, мне случалось рисковать с проектами, заканчивавшимися ничем. Иногда инвестировал слишком рано».
|
По материалам iBusinessAngel.com.
|