ИНСАЙТЫ | Бизнес-ангелы 5 декабря 2013 г.

Бизнес-ангелы — добрые волшебники стартап-проектов

Автор: Анна Горбатова, бизнес-аналитик компании SoftServe
Источник: "&.СТРАТЕГИИ" (№4, 2013)

Бизнес-ангелы - добрые волшебники стартап-проектов Инвестиционный рынок во все времена был полон легенд — о громких историях успеха и не менее громких провалах, взлетах и падениях. Однако из миллионов разнообразных идей шанс быть услышанной и оцененной по достоинству выпадает лишь тысячам. На поле инвестиционных баталий правит случай. По его воле некоторым в нужный момент удается найти инвестора, но многим проектам порой бывает не суждено оторваться от земли.

Взглянув на всевозможные модели оценки рисков, несложно заметить, что они, скорее всего, разработаны в помощь инвестору, тогда как в основе его окончательного решения лежит другая, философская категория — вера в успех того или иного проекта. Доверять ли собственной интуиции — вечный вопрос инвестиционного мира. Порой для старта проекту требуется сравнительно небольшая сумма, но заставить инвестора поверить в удачу оказывается сложнее всего.

И тогда среди разных персонажей, которыми полны подобные истории, может появиться образ своеобразного доброго волшебника, другими словами, бизнес-ангела.

Возможно, кого-то такая аналогия заставила недоуменно пожать плечами, а между тем бизнес-ангелы действительно существуют, и это определение вошло в инвестиционный лексикон на полноправных началах.

Бизнес-ангелы материально состоятельны, независимы и действуют чаще всего самостоятельно, стараясь найти возможность для интересного вложения. Они могут предложить не только деньги, но также опыт и связи, а главное — готовы рисковать и действовать быстро, без долгих формальностей. Для них интереснее всего присутствовать в самом начале жизни компании, когда новый продукт или технология только разрабатывается и выводится на рынок. В обмен на свою помощь они получают право на долю капитала в новой компании, действуя по принципу долевого финансирования. Их имена часто остаются за кулисами. К примеру, немногим знакомо имя Энди Бехтольсхайма, хотя этот человек был одним из первых инвесторов современной иконы IT-рынка — Google и в настоящий момент владеет миллиардным состоянием.

Сообщества бизнес-ангелов

Чтобы не полагаться всецело на волю случая, бизнес-ангелы создают сообщества различного масштаба. Зайдя на сайт такого сообщества, автор проекта может связаться с его организаторами и начать поиск своего бизнес-ангела.

У читателя может невольно возникнуть ассоциация с венчурными фондами, которые тоже работают в сфере рисковых вложений и стартап-проектов. Однако отождествлять их с бизнес-ангелами было бы ошибкой. Более того, важно прочувствовать различия именно между ними, тогда станет ясно, почему последним приписывается роль ангелов.

Всплеск интереса к венчурному инвестированию пришелся на бурное развитие компаний сферы информационных технологий. Развитие IT-индустрии привело к созданию своего рода лаборатории для экспериментов с форматами и подходами в рисковом инвестировании.

Однако история отрасли уже насчитывает несколько десятилетий, и вместе с ее развитием постоянно меняется инвестиционный «ландшафт» и потребности начинающих компаний. Чтобы начать бизнес в IT-сфере 30 лет назад, требовалось гораздо больше вложений, чем сейчас. Примерно в то время Артур Рок и Кляйнер Перкинс основали компании Digital Equipment Corporation и Tandem. Для старта Tandem, например, пришлось с самого начала открывать свою фабрику, нанимать инженеров и специалистов по продажам. Стартап вынужден был нанимать 50-100 человек, еще не дойдя до стадии подписания своего первого контракта.

Естественным образом стали вырисовываться требования, которые стартапы предъявляли венчурным фондам:

  • доступ к большим объемам финансирования, способным покрыть все изначальные потребности стартапа;
  • интенсивная квалифицированная помощь в управлении с самого начала жизнедеятельности компании, способствующая избеганию серьезных ошибок.

Чтобы соответствовать этим требованиям и иметь возможность сделать собственный бизнес прибыльным, венчурные инвесторы разработали операционную модель, принципы которой до сих пор широко используются:

  1. Привлекать большие объемы средств от крупных инвесторов.
  2. Привлекать опытных экспертов, способных предоставить практический опыт в создании продуктов и организации компаний.
  3. Тщательно и с большой осмотрительностью оценивать каждую сделку.
  4. Активно внедряться в процесс управления для защиты весомых средств, вложенных в каждый проект. Этот пункт касается как обязательных мест в совете директоров, так и сложных условий дополнительных соглашений, включающих в себя право контролировать получение компанией дальнейшего финансирования из других источников.

С течением времени стало очевидным, что такая модель утратила свою актуальность.

Представим себе момент создания компаний вроде Twitter и Facebook. Очевидно, что им нужна совсем другая инвестиционная поддержка. Для них гораздо важнее создать продукт, чем выстроить компанию как таковую. К примеру, на создание изначального продукта Facebook потребовалось не более $1 млн. Правда, со временем Facebook привлек на развитие бизнеса уже сотни миллионов долларов.

Прежняя модель финансирования по ряду причин была просто неприемлема для подобных компаний.

  1. Процесс принятия решения занимает слишком много времени. Венчурные инвесторы долго оценивают риски, используя при этом сложные модели для расчета.

  2. Венчурные фонды рассчитывают на большие объемы вложений. Часто для создания продукта и выведения его на рынок нужны четыре-пять человек. Вряд ли кто-либо из предпринимателей может быть на сто процентов уверен в успехе своего начинания на самом старте проекта. Однако вложения порядка $3 млн. заставляют компанию придерживаться соглашений даже в том случае, когда правильнее было бы приостановить и переориентировать проект. Возможность получить в партнеры инвестора более мелкого масштаба, бизнес-ангела, дает компании совершенно иную степень свободы.

  3. Не секрет, что на начальном этапе у компании может попросту не быть совета директоров. Необходимость его создания для того, чтобы дать в нем место венчурному инвестору, отвлекает время и ресурсы компании от реальных задач.

Таким образом, время изменило привычный уклад отношений между инвесторами и стартап-компаниями. Однако оно же и породило новый класс инвесторов, действующих самостоятельно. Сам процесс инвестирования не был их профессиональным полем, они оставили его для венчурных фондов. Бизнес-ангелы, состоятельные люди, обладающие полезными связями, не были заинтересованы в слишком крупных инвестициях, не настаивали на получении кресла в совете директоров. Они осознавали экспериментальную суть предлагаемых им идей и были способны принять решение о вложении после единственной встречи.

Бизнес-ангелы vs венчурные инвесторы

  • Большинство венчурных фондов вкладывают не менее $2 млн. в один проект. Им выгоднее получить прибыль в 40% с проекта объемом $2 млн., чем 100% с небольшого проекта в $80 тыс.

  • Едва ли не основным является тот факт, что венчурные инвесторы в большинстве случаев являются инвестиционными управляющими, хоть и более склонными к риску. Зачастую те, кто принимает решения в вопросах венчурного инвестирования, — это наемные работники венчурного фонда, занятые поиском инвестпроектов. По существу они управляют средствами пенсионных фондов, корпораций, состоятельных людей и их семей. Поэтому соображения, которыми они руководствуются при выборе достойного проекта, отличаются от модели выбора бизнес-ангела, который желает вложить собственные средства, а потому может действовать менее формально, следуя своим предпочтениям и взглядам на жизнь. Бизнес-ангел чаще всего уже является владельцем бизнеса и профессионалом в какой-либо отрасли и рассматривает различные объекты для альтернативных вложений.

  • Венчурный инвестор практически всегда потребует предоставить ему место в совете директоров. Он стремится максимально приблизиться к процессу управления, тогда как бизнес-ангелы (по статистике) не делают для себя самоцелью участие в управлении и вмешиваются в процесс, только когда могут действительно чем-нибудь помочь.

Приобретая со временем все новые черты, бизнес-ангелы оказываются у истоков проектов, многие из которых впоследствии становятся хрестоматийными.

Как и венчурные фонды, бизнес-ангелы ищут для себя проекты в самых различных направлениях, не ограничиваясь секторами высоких технологий. Зачастую они заинтересованы в развитии продукта гораздо больше, чем в последующем становлении компании, поэтому на новых этапах ей приходится искать альтернативные источники финансирования. К тому моменту основная задача бизнес-ангела уже выполнена — продукт создан, и перед компанией распахиваются новые горизонты.

Стефан Глайнзер — диджей с докторской степенью

Стефан Глайнзер — немецкий бизнес-ангел, живущий в Лондоне. Участвовал в основании companions.de,companionsTV, ricardo.de and myblog.de, Mendeley.com, RjDj.me, Last.fm.

Вложения Стефана в Last.fm, оцененные в несколько сотен тысяч фунтов стерлингов, принесли ему прибыль в 22 млн., когда Last.fm был продан CBS.

Стефан искренне верит в европейский дух предпринимательства и остается активным бизнес-ангелом. Помимо своих бизнес-интересов, он получил докторскую степень по управлению валютными рисками и 15 лет проработал... диджеем.

«С возрастом во мне поселился страх того же рода, что и у футбольных игроков, переходящих на менеджерские позиции. Я люблю работать с новаторскими идеями, и мне намного ближе мысль о формировании из них некоего портфеля, чем сосредоточение лишь на одном виде бизнеса.

Я готов вкладывать в то, что связано с цифровыми технологиями и способно изменить мир. Мне нравится инвестировать на ранних стадиях развития. Да, я совершал много ошибок, проходил мимо компаний, которые впоследствии выстреливали, мне случалось рисковать с проектами, заканчивавшимися ничем. Иногда инвестировал слишком рано».

По материалам iBusinessAngel.com.




ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
КНИГИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ:
Развитие эмоционального интеллекта. Подсказки, советы, техникиРазвитие эмоционального интеллекта. Подсказки, советы, техники
Бояться, но делать. Руководство по управлению страхом от спецназовцаБояться, но делать. Руководство по управлению страхом от спецназовца
Мастер своего дела. 7 практик высокой продуктивностиМастер своего дела. 7 практик высокой продуктивности

МЕТОДОЛОГИЯ: Стратегия, Маркетинг, Изменения, Финансы, Персонал, Качество, ИТ
АКТУАЛЬНО: Новости, События, Тренды, Инсайты, Интервью, Бизнес-обучение, Рецензии, Консалтинг
СЕРВИСЫ: Бизнес-книги, Работа, Форумы, Глоссарий, Цитаты, Рейтинги, Статьи партнеров
ПРОЕКТЫ: Блог, Видео, Визия, Визионеры, Бизнес-проза, Бизнес-юмор

Страница Management.com.ua в Facebook    Менеджмент.Книги: телеграм-канал для управленцев    Management Digest в LinkedIn    Отслеживать нас в Twitter    Подписаться на RSS    Почтовая рассылка


Copyright © 2001-2023, Management.com.ua

Менеджмент.Книги

телеграм-канал Менеджмент.Книги Менеджмент.Книги — новинки, книжные обзоры, авторские тезисы и ценные мысли из бизнес-книг. Подписывайтесь на телеграм-канал @books_management



Спасибо, я уже подписан(-а)