ИНСАЙТЫ | Корпоративное управление 7 марта 2008 г.

Корпоративное будущее

Автор: Андрей Степанов, журнал "Деловой" (№12, 2007 г.)

Андрей Степанов, руководитель практики по управлению рисками компании Deloitte, уверен, что отечественные деловые круги нуждаются в усовершенствовании корпоративного управления.

Украинская экономика показывает не только позитивную динамику развития, но и характеризуется высокими рисками ведения бизнеса. Одним из эффективных рычагов снижения рисков во всем мире является использование принципов корпоративного управления.

Они применяются уже несколько столетий, но только после азиатского экономического кризиса 1998 года и ряда корпоративных скандалов 2002 года к данному вопросу обратились со всей серьезностью. Аналитики обнаружили, что "слабости" в практиках корпоративного управления и составления финансовой отчетности являлись основополагающими причинами этих скандалов.

Явные преимущества

Это понятие характеризует отношения между главными действующими лицами компаний — акционерами, менеджерами, кредиторами и др. Однако корпоративное управление (corporate governance) очень часто путают с корпоративным менеджментом (corporate management). Второй термин означает оперативное управление компанией, тогда как первый контролирует сам этот процесс, обеспечивает эффективность принятия решений и находится на более высоком уровне руководства.

По данным исследований ведущих экономистов, грамотное корпоративное управление позволяет снизить себестоимость капитала и, таким образом, повысить оценку стоимости компании. Также оно призвано улучшить показатели операционной деятельности путем эффективного размещения ресурсов и более качественного управления. Снижается риск возникновения финансовых кризисов, улучшаются отношения с акционерами, и повышается доступ компании к внешним источникам финансирования.

Механизмы корпоративного управления также призваны обеспечить ответственность совета директоров перед акционерами, менеджмента — перед советом директоров, собственников крупных пакетов акций — перед миноритариями, корпорации — перед работниками, покупателями и обществом. Корпоративное управление сосредоточено на том, чтобы все эти группы качественно выполняли свои функции при сохранении баланса интересов между ними.

Украинский вариант

В мире существуют две наиболее распространенные модели корпоративного управления: англо-американская и германская. Основное различие между ними заключается в степени концентрации акционерного капитала.

Для стран, использующих англо-американскую модель, характерна высокая степень «распыления» акционерной собственности. В этих условиях органом корпоративного управления является совет директоров, который следит за деятельностью менеджмента, а также обладает определенными полномочиями по надзору за финансовой отчетностью, аудитом и внутренним контролем в компании.

Для германской модели характерна более высокая концентрация акционерной собственности и высокая степень влияния банков как ключевых источников финансирования компаний. В этих условиях, органы корпоративного управления делятся на надзорный орган (совет директоров — представителей собственников) и исполнительный орган (правление, состоящее из руководства компании).

Практика ведения бизнеса в нашей стране, а также структура органов управления компаний, установленная Законом Украины «О хозяйственных обществах» больше соответствует германской модели.

Но не все так просто. Национальная банковская система отличается низкой капитализацией и раздробленностью. Большинство крупнейших банков проданы западным стратегическим инвесторам. Основными источниками инвестиций являются как раз страны с англо-американской моделью корпоративного управления, что приводит к давлению с их стороны в пользу внедрения именно их подходов.

Вполне вероятно, что в украинских реалиях будет выработана своя индивидуальная модель, совмещающая элементы двух основных практик корпоративного управления. Сейчас она только формируется, преодолевая болезни «переходного периода» экономики. Но повышение уровня корпоративного управления необходимо, так как налицо большая «открытость» экономики к приему иностранных инвестиций, и все большее количество компаний готовы к выходу на международные рынки капитала.




ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
КНИГИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ:
Личный бренд. Позаботьтесь о вашей репутации прежде, чем это сделают другиеЛичный бренд. Позаботьтесь о вашей репутации прежде, чем это сделают другие
Как узнать все, что нужно, задавая правильные вопросыКак узнать все, что нужно, задавая правильные вопросы
Размышления о личном развитииРазмышления о личном развитии

МЕТОДОЛОГИЯ: Стратегия, Маркетинг, Изменения, Финансы, Персонал, Качество, ИТ
АКТУАЛЬНО: Новости, События, Тренды, Инсайты, Интервью, Бизнес-обучение, Рецензии, Консалтинг
СЕРВИСЫ: Бизнес-книги, Работа, Форумы, Глоссарий, Цитаты, Рейтинги, Статьи партнеров
ПРОЕКТЫ: Блог, Видео, Визия, Визионеры, Бизнес-проза, Бизнес-юмор

Страница Management.com.ua в Facebook    Менеджмент.Книги: телеграм-канал для управленцев    Management Digest в LinkedIn    Отслеживать нас в Twitter    Подписаться на RSS    Почтовая рассылка


Copyright © 2001-2023, Management.com.ua

Менеджмент.Книги

телеграм-канал Менеджмент.Книги Менеджмент.Книги — новинки, книжные обзоры, авторские тезисы и ценные мысли из бизнес-книг. Подписывайтесь на телеграм-канал @books_management



Спасибо, я уже подписан(-а)