Кризис-менеджер — это…
Автор: Инна Тавлуй, управляющий партнер компании Rivena
...прежде всего — хороший управленец. И распознать его можно только по результатам работы — конкретным финансовым показателям компании.
В действительности управление компанией состоит из двух фаз: предотвращение кризиса и выведение компании из кризиса. Сами этапы жизненного цикла компании включают в себя как минимум 2 кризиса, с которыми любому бизнесу рано или поздно предстоит встретиться. Профессиональный менеджер всегда знает на какой стадии развития находится бизнес, что его ожидает впереди и какой набор действий необходимо предпринять для того, чтобы естественный кризис пошел на пользу бизнесу, усилил бы его и стимулировал бы к переходу на следующий уровень развития.
DS 1: С первым кризисом компания сталкивается в фазе роста: обороты растут, контроль в ручном режиме не в состоянии справиться со своей функцией, планирование основывается на «хотелках» и не имеет никакого отношения к анализу информации. Если не предпринимать меры, компанию в скором будущем ожидает развал (время роста прямо пропорционально падению).
Рецепт: изменение системы управления — делегирование полномочий, внутренние коммуникации, управление по показателям эффективности, мотивация ключевых ТОПов.
DS 2: Если компания своевременно приняла меры «в молодости» и, поумнев, пережила стадии «Взросление», «Процветание», «Стабильность», ее будет ждать следующий кризис… На стадии «Старения» компания сталкивается с излишней бюрократизацией, из нее уходят творческие люди, которые и являются инициаторами всех улучшений. И последствия управленческого бездействия на данной фазе развития: старение и смерть для компании.
Рецепт: внедрение механизмов корпоративной культуры, мотивирующих инициативу, новаторство; корпоративные мероприятия, объединяющие сотрудников и позволяющие им ощущать себя «гражданами своей компании».
DS 3: Сегодняшнее положение компаний осложнено внешним фактором — финансовым кризисом, который обесточил систему продавец-покупатель главным ресурсом. Это общая проблема всех участников: поставщиков, потребителей, акционеров, сотрудников. Следовательно, и решать ее нужно с учетом интересов всех заинтересованных сторон.
Рецепт: необходима реструктуризация клиентской базы, изменение критериев оценки, пакетов условий для каждой категории клиентов с учетом существующей платежеспособности. Нужно выстраивать новые доверительные отношения со всеми участниками: с кредиторами и дебиторами для обеспечения финансового баланса; с поставщиками и потребителями — для формирования свободного денежного потока; с акционерами и сотрудниками — для удержания и развития собственно бизнеса. Главное — найти компромисс: или все стороны выиграют вместе или бизнес утонет.
Положение осложнено тем, что внешний кризис застал каждую компанию на той стадии развития на которой она находилась: проблемы наложились друг на дружку. И решать их теперь нужно комплексно, потому что речь идет о внутренней болезни и внешней непогоде. Если не подходить к решению комплексно получим все тот же эффект синергии, только на этот раз во всем своем негативе: пережить бурю и умереть от аппендицита так же не интересно, как умереть от аппендицита в непогоду…
Для решения всех перечисленных задач, конечно же кризис-менеджер должен:
- иметь опыт управления, подтвержденный как, рекомендациями так и репутацией;
- иметь экономическое образование, поскольку разруливать сложившуюся финансовую ситуацию нужно прежде всего по законам экономики;
- разделять ответственность за результат, принимая условия гонорара как % от прибыли компании.
Кризис всегда стимулирует!
- Заглянуть внутрь себя и отыскать причину, потому что решение проблем каждой компании — только в ней самой;
- Посмотреть правде в глаза и увидеть, что из себя реально представляет компания (без бантиков и фантиков);
- Найти в себе силы, открыть внутренние резервы бизнеса для его перерождения.
|