ИНСАЙТЫ | Корпоративная культура 26 декабря 2006 г.

Корпоратизация поведения

Автор: Ирина Бутко, "Экономические известия" (№218, 15 декабря, 2006)

Украинские компании, ориентирующиеся на западные стандарты ведения бизнеса, все чаще начинают внедрять кодексы корпоративного поведения. Регулируется практически все: начиная от формы одежды сотрудников компании и заканчивая положением вещей на их рабочих столах.

Зачастую специалист, желающий работать в солидной корпорации, должен быть готов к определенным обязательствам, которые необходимо принять. В их числе могут быть обязательное ношение униформы, оплата штрафов за опоздание, соблюдение жесткого регламента телефонных разговоров, отсутствие вредных привычек. Все это называется корпоративными стандартами, появлению которых европейские и отечественные компании обязаны японцам. Одним из старейших сводов корпоративных стандартов называют действующий до сих пор кодекс поведения сотрудников Matsushita Electric (бренд Panasonic).

Украинский бизнес не так давно озаботился вопросом корпоративной культуры. Поскольку сегодня в Украине не существует единого кодекса корпоративных стандартов, многие отечественные компании активно внедряют разработанные собственными силами правила и регламенты, которые зачастую отличаются либеральностью и основываются на общепринятых нормах этикета и бизнес-культуры.

По словам руководителя службы предправления компании «Укртатнефть» Сергея Биленького, уровень жесткости кодекса зависит от поставленных компанией целей. В то же время господин Биленький подчеркивает, что наличие стандартов помогает в достижении стратегических целей компании. «Стандарты стимулируют и дисциплинируют все структурные вертикали. У нас в принципе оптимально-либеральные условия и требования к сотрудникам. Лишь в редких случаях коллегам выписывается штраф за опоздание. Учитывая, что компания не ограничивается офисом в центре города, четко прописанного дресс-кода не существует. Однако менеджеры среднего и высшего звена без разного рода правил понимают значимость костюма и галстука»,— уверяет Биленький.

К опозданиям на работу особенно придирчиво относятся в банках, информагентствах и крупных компьютерных компаниях, где существуют повышенные требования к оперативности выполняемых заданий. Например, в банке «Финансы и Кредит» опоздание на работу карается гривней.

Есть много методов, которыми украинские компании пытаются культивировать в сотрудниках чувство корпоративной солидарности. Как сообщила «i» PR-специалист ТМ «Хортица» Олеся Сунгурова, в компании поощряется изучение классической литературы. «Человек, читавший Хемингуэя, Толстого и Булгакова, получает определенные мировоззренческие установки»,— уверена госпожа Сунгурова. В то же время эксперты утверждают, что не каждый человек мирится с установленными в организации правилами и порядками. И хотя ничего плохого в том, что по субботам нужно приходить на работу для саморазвития (чтения литературы, просмотра фильмов) нет, часто сотрудник не готов к тому, что его личным временем распоряжается компания. Особенно сложно приходится людям, у которых есть семья. В результате компании, устанавливающие жесткие нормы корпоративного поведения, вынуждены постоянно увеличивать материальное вознаграждение сотрудникам. В противном случае, по мнению экспертов, в организациях может начаться кадровая текучка.

Полным антиподом всем внедряемым в Украине кодексам выступает конституция студии Артемия Лебедева. В ней четко прописаны права и обязанности сотрудника: «Мужчины, женщины, кошки и менеджеры имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации». Студия создана людьми, которых не устраивают общепринятые правила и нормы. Поэтому все сотрудники, независимо от физиологического возраста, профессионального опыта и прочих отличительных особенностей, ходят по офису как братья и сестры и обращаются друг с другом уважительно, но без пафоса. Поощряются короткие волосы, пирсинг, банданы, майки с вызывающими надписями, тапочки с помпонами, длинные волосы и прочие атрибуты самовыражения.

Игорь Львов
зампредправления банка "Финансы и Кредит"

    — Как и в любой уважающей себя организации, в нашем банке существует документ, регламентирующий его внутреннюю деятельность: график работы, поведение сотрудников, принципы и порядок работы с клиентами. В то же время жесткого дресс-кода у нас нет, поскольку предполагается, что существующие нормы делового этикета должны знать и соблюдать все сотрудники. Скажем, меня никто не заставляет ходить в галстуке, белой отутюжен ной рубашке и быть всегда чисто выбритым, но я придерживаюсь норм и правил этикета.

    С другой стороны, если кто-либо из коллег придет в очень короткой юбке, это не будет приветствоваться, в таком случае могут сделать замечание. Я знаю, что в некоторых банках обязательным правилом является корпоративная форма. У нас правила более либеральны: лишь в операционных подразделениях банка сотрудники обязаны носить форму в корпоративных цветах. Если говорить о штрафах, то у нас они предусмотрены за опоздания на работу. Правда, стоит оговориться, что штраф накладывается только в том случае, если человек, понимая, что опаздывает, не уведомил своего непосредственного руководителя.

    Отдельно стоит поговорить о сотрудниках, работающих с зарубежными партнерами. Например, мы знаем, что Америка начинает работать в 15.30, а заканчивает в 24.00. Европа заканчивает работать намного раньше — в 19.00 по нашему времени. Поэтому сотрудники, работающие с американскими или европейскими банками, работают в режиме, той страны, где расположен банк. Этим сотрудникам просто нет смысла приходить на работу к 10 утра, если реально рабочий день начинается намного позже.




ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
КНИГИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ:
Момент истины. Почему мы ошибаемся, когда все поставлено на карту, и что с этим делать?Момент истины. Почему мы ошибаемся, когда все поставлено на карту, и что с этим делать?
Эссенциализм. Путь к простотеЭссенциализм. Путь к простоте
HBR Guide. Эмоциональный интеллект. Укреплять взаимоотношения. Завоевывать доверие. Гибко руководитьHBR Guide. Эмоциональный интеллект. Укреплять взаимоотношения. Завоевывать доверие. Гибко руководить

МЕТОДОЛОГИЯ: Стратегия, Маркетинг, Изменения, Финансы, Персонал, Качество, ИТ
АКТУАЛЬНО: Новости, События, Тренды, Инсайты, Интервью, Бизнес-обучение, Рецензии, Консалтинг
СЕРВИСЫ: Бизнес-книги, Работа, Форумы, Глоссарий, Цитаты, Рейтинги, Статьи партнеров
ПРОЕКТЫ: Блог, Видео, Визия, Визионеры, Бизнес-проза, Бизнес-юмор

Страница Management.com.ua в Facebook    Менеджмент.Книги: телеграм-канал для управленцев    Management Digest в LinkedIn    Отслеживать нас в Twitter    Подписаться на RSS    Почтовая рассылка


Copyright © 2001-2023, Management.com.ua

Менеджмент.Книги

телеграм-канал Менеджмент.Книги Менеджмент.Книги — новинки, книжные обзоры, авторские тезисы и ценные мысли из бизнес-книг. Подписывайтесь на телеграм-канал @books_management



Спасибо, я уже подписан(-а)