Великое пробуждение менеджмента
Источник: bush10.org
Стив Деннинг (Steve Denning), консультант по вопросам лидерства, инноваций и управления организациями, автор нескольких бизнес-книг, среди которых The Leader's Guide to Radical Management: Reinventing the Workplace for the 21st Century, в своей статье в Forbes делится своим видением роли и значения менеджмента в XXI-ом веке.
Стив Деннинг
(Steve Denning)
|
Менеджмент имеет значение. Хорошо это или нет, но менеджмент определяет качество жизни большинства людей на протяжении большей части их жизни. Без менеджмента люди не одеваются, не питаются и не обеспечиваются жильем; дети не образованы, не предоставляются медицинские услуги, нет коммуникаций, нет возможности путешествовать, нет развлечений, музеи не работают, книги не публикуются, развитие науки невозможно, фирмы не зарабатывают деньги, и ни одно правительство не может функционировать.
В любом обществе, менеджмент — важнейший фактор, определяющий качество жизни людей в этом обществе.
В любом обществе, если менеджмент не соответствует своему времени, большинство людей чувствуют себя несчастными большую часть времени. Это включает в себя людей, которые работают, людей для которых эта работа ведется, и остальную часть общества, затронутую тем, как эта работа ведется. Если же менеджмент соответствует своему времени, большинство людей живут жизнью, полной вдохновения и энергии, наполненной смыслом и свершениями.
В наши дни мы страдаем от менеджмента, который не соответствует своему времени. Тип менеджмента, широко распространенный в наших крупнейших институтах, перестал функционировать. Это связано не только с тем, что большинство исполнителей не в полной мере вовлечено в суть процесса. Менеджмент сам по себе деградирует, это вызвало повсеместное распространение «плохой прибыли», расшатывание устойчивости предприятий, уничтожение целых отраслей, подрыв способности целых отраслей конкурировать на международном уровне, и даже помешало восстановлению экономики с 2008-го года. Это серьезные недостатки.
Слишком долго люди предполагали, что эта ситуация является нормальной — так всегда было есть и будет, что бы ни случилось.
Считалось само собой разумеющимся, что не существует никакого другого способа управления крупными учреждениями. Подход к менеджменту XX-го века — иерархическая бюрократия, направленная на получение денег — рассматривается как единственный жизнеспособный образ действий в сфере труда, как неизбежное и неизменное, как погода. Это считается правдой, так как люди видят, что усилия направленные на улучшение качества менеджмента никогда не приводят к каким-либо положительным результатам: после эпизодических реформ и инициатив, реорганизаций и изменений в структуре персонала, предприятия всегда берутся за старое.
Переделать, не чинить
В действительности, попытки улучшить менеджмент проваливаются потому, что менеджмент страдает от хронической дисфункции, а не от временного нарушения функций. Починить неисправность можно: после восстановления организация может продолжить работу. Но когда организации страдают от дисфункции, простое «лечение» не поможет. Сегодняшние структуры работают именно так, как и задумывалось при их создании. Ошибка наших организаций кроется в самом их замысле. Чтобы справиться с этой дисфункцией, наш менеджмент и наши организации придется строить иначе.
Как сказал мне Роджер Мартин (Roger Martin): «Нарушение функций означает делать правильные вещи неправильно, что Питер Друкер (Peter Drucker) считает вполне поправимым. Жалко тратить силы на то, чтобы делать неправильные вещи правильно». Нам нужен не улучшенный менеджмент того же типа, а определенно менеджмент совсем другого рода. К счастью, теперь мы знаем, что этот, другой, вид управления включает в себя. Он имеет цели, способы организации и координации работы, ценности и способы общения, отличные от пути управления организациями в XX-м веке. Это влечет за собой другой способ мышления, общения и поведения на рабочем месте. Это лучше не только для исполнителей, и потребителей: это гораздо лучше для самой компании и ее акционеров. Фирмы, работающие таким «иным» образом чрезвычайно прибыльны.
Это переход от простого, механического, линейного мышления («поместите шнур A в разъем Б») к осознанию всей сложности истинной задачи менеджмента: как прибыльно вдохновлять и радовать клиента. Учитывая изменения на рынке, фирмы, которые остаются в прежнем состоянии, не выживут. Экономика продолжит распыляться, спотыкаться и периодически рушиться, в то время как политические вопросы будут по-прежнему неразрешимы. Организации, которые смогут освоить новый способ управления, будут развиваться и процветать, если достаточно фирм будет вовлечено в новый способ управления, общество ждет Креативная Экономика с выгодой для многих.
Менеджмент в Креативной Экономике отличен. Его трансформация так же фундаментальна, как учение Коперника в астрономии — переход от точки зрения, что солнце вращается вокруг земли к мнению, что земля вращается вокруг солнца. Революция Коперника верна и для менеджмента: как написал Джозеф Брэгдон (Joseph Bragdon) в своей книге Profit for Life (2006): «Мы окончательно пришли к факту, что корпорации — это не центр нашей экономической вселенной с людьми и природой вращающимися вокруг них. В действительности верно обратное».
Как только мы делаем переход Коперника в менеджменте, все выглядит и ощущается иначе. Это влечет за собой изменение восприятия устройства нашего мира. Это не постепенный переход от одной точки зрения к другой, этот сдвиг фундаментальный, резкий и прерывистый. Подобно тому, как рептилии и динозавры стали птицами — не совершенствуясь в ползании или ходьбе, а приобретая перья и крылья и учась летать; так что управление в новом режиме включает в себя не просто совершенствование старого стиля управления, но рождение нового типа мышления, отношений и ценностей, а также приобретение новых возможностей.
Великое пробуждение
Осуществление перехода в управлении влечет за собой великое освобождение от иллюзий. Готовы ли сегодняшние менеджеры и лидеры к трансформации? Готовы ли они освободиться от своего психологического состояния и провести смену парадигмы в управлении? Могут ли они избежать гравитационного притяжения, оказываемого силами десятилетий опыта в менеджменте, диктующего как думать и действовать? Смогут ли они увидеть, что их истинное будущее и процветание заключается в переосмыслении своих взглядов и действий?
Это не первый случай, когда некоторые из этих вопросов были представлены на рассмотрение. В те времена преобразование так и не произошло. Причины различны: примеров нового способа управления не существовало; идея была еще в зачаточном состоянии; необходимая технология не была готова. Все провидцы, кроме крошечного меньшинства, продолжали придерживаться упрощенного, технократического линейного мышления, которое убило творчество в экономике и подавило большинство из тех, кто участвует в ней.
Теперь ситуация изменилась. Существует множество масштабных, весьма успешных примеров использования нового метода управления. Концепции, принципы и правила нового способа управления в настоящий момент хорошо известны, понятны и полностью сформулированы по всем канонам экономической литературы, растущей с каждым днем.
Во всем мире миллионы людей начинают настаивать не на более эффективном менеджменте, но на другом менеджменте. Миллионы людей начинают понимать, то, как было всегда и то, как должно быть, по словам власть имущих — это не единственный путь. Существует альтернативный способ, тщательно протестированный, полностью сформулированный и повсеместно доступный. Эти люди увидели проблеск возможности освобождения от концептуальной тюрьмы, в которой они живут так долго. Растет признание того, что традиционный менеджмент наносит вред самому себе, поэтому мы можем просто освободить себя и действовать по-другому. Мы находимся на грани чего-то необыкновенного.
Как я писал в своей последней книге: «Я провел первые четыре десятилетия своей жизни, глядя на всеобъемлющую мрачную доктрину Советского Союза. Беспощадная, несокрушимая, и деспотичная, казалось, ей суждено было длиться вечно. Тем не менее, экономически она гнила изнутри. Когда пала Берлинская стена, доктрина внезапно потерпела крах».
Обширные и мрачные доктрины наших институтов еще существуют. Деспотичные и неприступные, кажется, они обречены длиться вечно. Однако, несмотря на эти внешние признаки и рекордные прибыли, которые подпитываются дешевыми деньгами правительства, эти фирмы гниют изнутри. Деспотичные методы управления, приводящие к упадку, являются пережитками старины. Это только вопрос времени, прежде чем они станут рассматриваться как нерентабельные и невыносимые, как деспотизм в политической сфере.
Сдвиг в управлении, таким образом, лишь часть большей истории, начавшегося процесса социальных изменений, где структуры, которые мы строим, приспособлены улучшить, а не задушить живую частью нашего существования.
«Менеджмент — это не просто элементарный набор технических инструментов. В своих наилучших проявлениях, он раскрывает и умножает человеческий потенциал. Открывая пути, с помощью которых человек стал продуктивным, он улучшает существование тех, кто делает работу, и тех, для кого работа выполняется. Путем создания пространства, где мы можем жить осознанно и искренне, он расширяет границы того, что можно знать, что можно чувствовать, что можно осуществить».
По материалам "The Meaning Of Management: The Great Awakening", Forbes.
|