ИНСАЙТЫ | Управляющие и собственники 12 февраля 2008 г.

Трудно быть Богом

Автор: Екатерина Венжик, журнал "Деловой" (№10, 2007 г.)

"Плох тот солдат, который не мечтает стать генералом", — гласит народная мудрость. Интересно, что можно сказать о генералах, вернувшихся в солдатское звание?

Если бы Чарльз Дарвин написал отдельную теорию эволюционного развития бизнесменов, то она, наверное, выглядела бы так: школьник — студент — младший менеджер — средний менеджер — топ-менеджер — владелец собственного бизнеса. Но каково же было бы удивление ученого, если бы он увидел, что после достижения наивысшей точки эволюции многие делают шаг назад, возвращаясь в статус управляющих. Почему же добившиеся полной финансовой независимости люди идут работать на кого-то?

Рожденный управлять владеть не может?

Хотите верьте, хотите нет, но людей на управляющих и собственников поделил еще Карл Юнг. Именно он сказал, что люди с социотипом «Маршал», «Политик» и само собой «Предприниматель» могут быть успешными бизнесменами. А вот гражданам с социотипами «Мастер», «Хранитель» и «Управитель» лучше строить директорскую, но не предпринимательскую карьеру.

Отец соционики был, конечно, слишком критичен в своих суждениях. Но то, что далеко не каждый хороший специалист, эффективно управляющий компанией, может стать столь же успешным собственником — неоспоримый факт.

По словам Игоря Мишина, основателя и владельца российского медиахолдинга «4 канал», совладельца «Национального телевизионного синдиката», предприниматели отличаются от простых менеджеров хорошо развитой интуицией при принятии тех или иных решений. Большинство достойных проектов, особенно «выстреливших» в 90-е гг., не имели никаких бизнес-планов.

«Находились люди, которые говорили: „Я не могу объяснить, почему это нужно сделать, но делать это нужно”. И у них все получалось. Способности интуитивно улавливать тенденции, которые только начинают формироваться на рынке, конъюнктуру будущего, не научат в университетах и на MBA», — добавляет медиамагнат.

Однако интуиция не единственное качество, которым должен обладать собственник. «Основное качество, необходимое владельцу бизнеса, это способность брать на себя большую ответственность и идти на риск, — уверен Александр Горлов, учредитель агентства Tabasco / JWT. — Ведь если компания обанкротится, управленец потеряет только место работы, владелец — личные сбережения». Правда подобная угроза не сильно пугает последних. Люди, основавшие собственное дело утверждают: риск — это потребность.

Третье ключевое отличие собственников от топ-менеджеров — полная готовность к персональной и нелюбовь к коллегиальной ответственности. «Директор всегда знает, что у него есть совет директоров, учредители, к которым можно прийти с докладом о критической ситуации или о необходимости дополнительных инвестиций. Предприниматель же чувствует себя комфортно, когда ему не к кому обратиться, когда он — последняя инстанция принятия решений. Ведь они по натуре волки-одиночки», — резюмирует Игорь Мишин.

То, что далеко не каждый топ-менеджер, пусть даже лучший специалист в своей сфере, может открыть успешный собственный бизнес в этом же сегменте рынка, подтверждает и российский предприниматель Марина Голованова, владелица компании «Агроимпекс».

«Сделав в компании „Русагро” карьеру от менеджера отдела до гендиректора, я решила основать свой бизнес. Мне тогда казалось, что с моими-то компетенциями я горы сверну, — рассказывает г-жа Голованова. — Я и не предполагала, что собственное дело потребует совсем других способностей».

По ее словам, когда ты наемный менеджер, то оттачиваешь прежде всего административные навыки. Встав на путь предпринимательства, сталкиваешься с тем, что должен быть специалистом во всем и развивать абсолютно все таланты. А самым главным становится не управленческий, а предпринимательский дар.

«Оказалось, что предприниматель из меня средненький, и если бы не муж, вовремя подхвативший мой бизнес (у него эта компетенция оказалась сильной), я бы не справилась», — говорит неудавшийся предприниматель.

Так что преобразование топ-мененджера во владельца, как показывает практика, далеко не всегда может быть успешным, и возвращение горе-предпринимателей под крыло более успешных коллег по цеху в качестве управляющих — вполне закономерный процесс. Но вот зачем делают шаг назад добившиеся успеха бизнесмены?

Иметь или не иметь?

Людей, навсегда избавившихся от собственного дела и ушедших в управляющие, немного. Более распространена другая схема: владелец — менеджер — опять владелец. Подобное поведение Игорь Мишин, будучи в течение семнадцати лет владельцем медиахолдинга «4 канал», но в прошлом году неожиданно появившийся в роли генерального директора компании «Амедиа», поясняет банальным любопытством.

«В моем случае и наверняка во многих аналогичных случаях основным мотивом для такой резкой смены функций является желание попробовать себя в новой сфере. Приобрести новые знания, опыт, умения, связи. Можно было зайти в эту сферу, купив производственную компанию и наняв для ее руководства генерального директора. Но так как я человек пытливого склада, мне интересно было попробовать встать в строй, чтобы посмотреть все изнутри, всю систему служебных взаимоотношений людей новых для меня профессий», — рассказывает уже экс-гендиректор «Амедиа».

Причиной его ухода из «Амедиа» стало то, что любопытство было удовлетворено. «Я зашел на эту должность не с позиции генерального директора какого-либо другого бизнеса, а с позиции собственника. Через год мне стало совершенно понятно, что только теряю время. Поскольку человеку с предпринимательским складом ума достаточно года, для того чтобы понять, как организован тот или иной новый бизнес», — делится медиамагнат.

Впрочем, эксперты отмечают, что человеческое любопытство не единственная причина смены позиции собственника на позицию менеджера. Одной из самых неприятных, но увы, и самых распространенных причин продаж собственного дела является давление со стороны государства. Полная свобода бизнесмена в принятии решений не более чем иллюзия. Конечно, она выше, чем у генерального директора. Но нужно еще хорошо подумать, что неприятнее: чтобы твои решения оценивал учредитель, заинтересованный в развитии предприятия, или же налоговый инспектор, мэр или губернатор, интересы которого в лучшем случае не имеют никакого отношения к твоему бизнесу, а в худшем — противоречат ему.

Существуют и другие мотивы. Первый, по словам Александра Горлова, когда бизнес не очень успешный и человек может заработать больше, если станет работать по найму. Второй, когда владелец продает контрольный пакет своего успешного бизнеса, становясь топ-менеджером и миноритарным акционером в компании, которая ему раньше принадлежала.

Часто предприниматели делают такой шаг перед «выходом на пенсию». Они получают сразу много денег, что дает возможность не думать о них до конца своих дней. Также переход из роли владельца в роль топа-миноритария может произойти в результате альянса с сильным игроком. Собственник жертвует свои статусом, но получает возможность управлять компанией с намного большим объемом бизнеса, в конце концов выигрывая в деньгах.

А вот Татьяна Попова, учредитель агентства MEX, с трудом представляет себе людей, способных бросить свое детище по собственному желанию. «К такому решению их подталкивают обстоятельства: нужны дополнительные ресурсы для экспансии бизнеса (тогда обычно продают часть компании) или же связь со стратегическим партнером настолько жесткая, что локальный собственник вынужден бояться отказать в продаже бизнеса. Но я не понимаю, когда продажу объясняют усталостью от бизнеса. Это явление как раз ближе топ-менеджерам, нежели не вмешивающимся в бизнес собственникам. Я не знаю таких людей, которые бы сильно уставали от получения дополнительной прибыли, если им при этом ничего не нужно было бы делать», — делится г-жа Попова.

Победа эволюции

Получение дополнительной прибыли, ничего не делая, в большинстве случаев все-таки иллюзия. Быть рантье в нашей стране не только непросто, но и небезопасно, но это уже другая тема для разговора. Так что же двигает успешными и зачастую высокооплачиваемыми топами в их стремлении стать самостоятельными бизнес-единицами?

«Быть владельцем бизнеса мне намного интереснее. Думаю, основная причина — это полная свобода в реализации своих идей. Работая топ-менеджером, я такой свободы не имел. И это проблема не моего бывшего агентства, а стандартная ситуация: любой топ, для того чтобы протолкнуть свои идеи, должен получить поддержку учредителей, коллег своего уровня и даже подчиненных. Интересы и амбиции всех этих людей нужно учитывать. И часто идеи топ-менеджера, если и реализуются, то с задержкой или в урезанном виде», — делится управленческим опытом Александр Горлов.

«Если говорить о материальной стороне, доходы топа зависят от его стоимости как профессионала на рынке труда. Для каждого специалиста есть определенный потолок, выше которого ему не прыгнуть. У владельца бизнеса такого потолка нет в принципе», — добавляет эксперт.

Не жалеет о том, что создала собственное дело и Татьяна Попова. «Когда я была топ-менеджером, мне казалось, что лучше уж быть высокооплачиваемым наемным менеджером в агентстве №1, чем собственником непонятно чего. Однако вскоре обстоятельства сложились так, что мне пришлось уйти, во избежание конфликта с одним из учредителей и ради сохранения собственных принципов честного ведения бизнеса», — рассказывает нынешняя владелица MEX.

Первый год, по словам г-жи Поповой, был очень тяжелым. На предыдущем месте работы задержали выплату заслуженного бонуса на 2 года, ей пришлось заложить квартиру, бизнес развивался медленно.

«Сегодня я уже не жалею о том, что тогда я оставила позицию топ-менеджера. Но на осознание правильности выбора у меня ушло целых шесть лет», — рассказывает бизнес-леди.

Как показывают практика, несмотря на все сложности с государством, повышенную ответственность и не всегда подходящий для создания своего бизнеса тип личности, большинство топ-менеджеров стараются открыть собственное дело. И это нормально. Если бы Дарвин написал отдельную теорию эволюционного развития бизнесменов, он был бы прав.




ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
КНИГИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ:
Без усилий. Пусть главное станет прощеБез усилий. Пусть главное станет проще
Однозадачность. Успевайте больше, фокусируясь только на одном делеОднозадачность. Успевайте больше, фокусируясь только на одном деле
Долой среднее! Новый манифест индивидуальностиДолой среднее! Новый манифест индивидуальности

МЕТОДОЛОГИЯ: Стратегия, Маркетинг, Изменения, Финансы, Персонал, Качество, ИТ
АКТУАЛЬНО: Новости, События, Тренды, Инсайты, Интервью, Бизнес-обучение, Рецензии, Консалтинг
СЕРВИСЫ: Бизнес-книги, Работа, Форумы, Глоссарий, Цитаты, Рейтинги, Статьи партнеров
ПРОЕКТЫ: Блог, Видео, Визия, Визионеры, Бизнес-проза, Бизнес-юмор

Страница Management.com.ua в Facebook    Менеджмент.Книги: телеграм-канал для управленцев    Management Digest в LinkedIn    Отслеживать нас в Twitter    Подписаться на RSS    Почтовая рассылка


Copyright © 2001-2025, Management.com.ua

Менеджмент.Книги

телеграм-канал Менеджмент.Книги Менеджмент.Книги — новинки, книжные обзоры, авторские тезисы и ценные мысли из бизнес-книг. Подписывайтесь на телеграм-канал @books_management



Спасибо, я уже подписан(-а)