ИНСАЙТЫ | Управляющие и собственники 12 февраля 2008 г.

Трудно быть Богом

Автор: Екатерина Венжик, журнал "Деловой" (№10, 2007 г.)

"Плох тот солдат, который не мечтает стать генералом", — гласит народная мудрость. Интересно, что можно сказать о генералах, вернувшихся в солдатское звание?

Если бы Чарльз Дарвин написал отдельную теорию эволюционного развития бизнесменов, то она, наверное, выглядела бы так: школьник — студент — младший менеджер — средний менеджер — топ-менеджер — владелец собственного бизнеса. Но каково же было бы удивление ученого, если бы он увидел, что после достижения наивысшей точки эволюции многие делают шаг назад, возвращаясь в статус управляющих. Почему же добившиеся полной финансовой независимости люди идут работать на кого-то?

Рожденный управлять владеть не может?

Хотите верьте, хотите нет, но людей на управляющих и собственников поделил еще Карл Юнг. Именно он сказал, что люди с социотипом «Маршал», «Политик» и само собой «Предприниматель» могут быть успешными бизнесменами. А вот гражданам с социотипами «Мастер», «Хранитель» и «Управитель» лучше строить директорскую, но не предпринимательскую карьеру.

Отец соционики был, конечно, слишком критичен в своих суждениях. Но то, что далеко не каждый хороший специалист, эффективно управляющий компанией, может стать столь же успешным собственником — неоспоримый факт.

По словам Игоря Мишина, основателя и владельца российского медиахолдинга «4 канал», совладельца «Национального телевизионного синдиката», предприниматели отличаются от простых менеджеров хорошо развитой интуицией при принятии тех или иных решений. Большинство достойных проектов, особенно «выстреливших» в 90-е гг., не имели никаких бизнес-планов.

«Находились люди, которые говорили: „Я не могу объяснить, почему это нужно сделать, но делать это нужно”. И у них все получалось. Способности интуитивно улавливать тенденции, которые только начинают формироваться на рынке, конъюнктуру будущего, не научат в университетах и на MBA», — добавляет медиамагнат.

Однако интуиция не единственное качество, которым должен обладать собственник. «Основное качество, необходимое владельцу бизнеса, это способность брать на себя большую ответственность и идти на риск, — уверен Александр Горлов, учредитель агентства Tabasco / JWT. — Ведь если компания обанкротится, управленец потеряет только место работы, владелец — личные сбережения». Правда подобная угроза не сильно пугает последних. Люди, основавшие собственное дело утверждают: риск — это потребность.

Третье ключевое отличие собственников от топ-менеджеров — полная готовность к персональной и нелюбовь к коллегиальной ответственности. «Директор всегда знает, что у него есть совет директоров, учредители, к которым можно прийти с докладом о критической ситуации или о необходимости дополнительных инвестиций. Предприниматель же чувствует себя комфортно, когда ему не к кому обратиться, когда он — последняя инстанция принятия решений. Ведь они по натуре волки-одиночки», — резюмирует Игорь Мишин.

То, что далеко не каждый топ-менеджер, пусть даже лучший специалист в своей сфере, может открыть успешный собственный бизнес в этом же сегменте рынка, подтверждает и российский предприниматель Марина Голованова, владелица компании «Агроимпекс».

«Сделав в компании „Русагро” карьеру от менеджера отдела до гендиректора, я решила основать свой бизнес. Мне тогда казалось, что с моими-то компетенциями я горы сверну, — рассказывает г-жа Голованова. — Я и не предполагала, что собственное дело потребует совсем других способностей».

По ее словам, когда ты наемный менеджер, то оттачиваешь прежде всего административные навыки. Встав на путь предпринимательства, сталкиваешься с тем, что должен быть специалистом во всем и развивать абсолютно все таланты. А самым главным становится не управленческий, а предпринимательский дар.

«Оказалось, что предприниматель из меня средненький, и если бы не муж, вовремя подхвативший мой бизнес (у него эта компетенция оказалась сильной), я бы не справилась», — говорит неудавшийся предприниматель.

Так что преобразование топ-мененджера во владельца, как показывает практика, далеко не всегда может быть успешным, и возвращение горе-предпринимателей под крыло более успешных коллег по цеху в качестве управляющих — вполне закономерный процесс. Но вот зачем делают шаг назад добившиеся успеха бизнесмены?

Иметь или не иметь?

Людей, навсегда избавившихся от собственного дела и ушедших в управляющие, немного. Более распространена другая схема: владелец — менеджер — опять владелец. Подобное поведение Игорь Мишин, будучи в течение семнадцати лет владельцем медиахолдинга «4 канал», но в прошлом году неожиданно появившийся в роли генерального директора компании «Амедиа», поясняет банальным любопытством.

«В моем случае и наверняка во многих аналогичных случаях основным мотивом для такой резкой смены функций является желание попробовать себя в новой сфере. Приобрести новые знания, опыт, умения, связи. Можно было зайти в эту сферу, купив производственную компанию и наняв для ее руководства генерального директора. Но так как я человек пытливого склада, мне интересно было попробовать встать в строй, чтобы посмотреть все изнутри, всю систему служебных взаимоотношений людей новых для меня профессий», — рассказывает уже экс-гендиректор «Амедиа».

Причиной его ухода из «Амедиа» стало то, что любопытство было удовлетворено. «Я зашел на эту должность не с позиции генерального директора какого-либо другого бизнеса, а с позиции собственника. Через год мне стало совершенно понятно, что только теряю время. Поскольку человеку с предпринимательским складом ума достаточно года, для того чтобы понять, как организован тот или иной новый бизнес», — делится медиамагнат.

Впрочем, эксперты отмечают, что человеческое любопытство не единственная причина смены позиции собственника на позицию менеджера. Одной из самых неприятных, но увы, и самых распространенных причин продаж собственного дела является давление со стороны государства. Полная свобода бизнесмена в принятии решений не более чем иллюзия. Конечно, она выше, чем у генерального директора. Но нужно еще хорошо подумать, что неприятнее: чтобы твои решения оценивал учредитель, заинтересованный в развитии предприятия, или же налоговый инспектор, мэр или губернатор, интересы которого в лучшем случае не имеют никакого отношения к твоему бизнесу, а в худшем — противоречат ему.

Существуют и другие мотивы. Первый, по словам Александра Горлова, когда бизнес не очень успешный и человек может заработать больше, если станет работать по найму. Второй, когда владелец продает контрольный пакет своего успешного бизнеса, становясь топ-менеджером и миноритарным акционером в компании, которая ему раньше принадлежала.

Часто предприниматели делают такой шаг перед «выходом на пенсию». Они получают сразу много денег, что дает возможность не думать о них до конца своих дней. Также переход из роли владельца в роль топа-миноритария может произойти в результате альянса с сильным игроком. Собственник жертвует свои статусом, но получает возможность управлять компанией с намного большим объемом бизнеса, в конце концов выигрывая в деньгах.

А вот Татьяна Попова, учредитель агентства MEX, с трудом представляет себе людей, способных бросить свое детище по собственному желанию. «К такому решению их подталкивают обстоятельства: нужны дополнительные ресурсы для экспансии бизнеса (тогда обычно продают часть компании) или же связь со стратегическим партнером настолько жесткая, что локальный собственник вынужден бояться отказать в продаже бизнеса. Но я не понимаю, когда продажу объясняют усталостью от бизнеса. Это явление как раз ближе топ-менеджерам, нежели не вмешивающимся в бизнес собственникам. Я не знаю таких людей, которые бы сильно уставали от получения дополнительной прибыли, если им при этом ничего не нужно было бы делать», — делится г-жа Попова.

Победа эволюции

Получение дополнительной прибыли, ничего не делая, в большинстве случаев все-таки иллюзия. Быть рантье в нашей стране не только непросто, но и небезопасно, но это уже другая тема для разговора. Так что же двигает успешными и зачастую высокооплачиваемыми топами в их стремлении стать самостоятельными бизнес-единицами?

«Быть владельцем бизнеса мне намного интереснее. Думаю, основная причина — это полная свобода в реализации своих идей. Работая топ-менеджером, я такой свободы не имел. И это проблема не моего бывшего агентства, а стандартная ситуация: любой топ, для того чтобы протолкнуть свои идеи, должен получить поддержку учредителей, коллег своего уровня и даже подчиненных. Интересы и амбиции всех этих людей нужно учитывать. И часто идеи топ-менеджера, если и реализуются, то с задержкой или в урезанном виде», — делится управленческим опытом Александр Горлов.

«Если говорить о материальной стороне, доходы топа зависят от его стоимости как профессионала на рынке труда. Для каждого специалиста есть определенный потолок, выше которого ему не прыгнуть. У владельца бизнеса такого потолка нет в принципе», — добавляет эксперт.

Не жалеет о том, что создала собственное дело и Татьяна Попова. «Когда я была топ-менеджером, мне казалось, что лучше уж быть высокооплачиваемым наемным менеджером в агентстве №1, чем собственником непонятно чего. Однако вскоре обстоятельства сложились так, что мне пришлось уйти, во избежание конфликта с одним из учредителей и ради сохранения собственных принципов честного ведения бизнеса», — рассказывает нынешняя владелица MEX.

Первый год, по словам г-жи Поповой, был очень тяжелым. На предыдущем месте работы задержали выплату заслуженного бонуса на 2 года, ей пришлось заложить квартиру, бизнес развивался медленно.

«Сегодня я уже не жалею о том, что тогда я оставила позицию топ-менеджера. Но на осознание правильности выбора у меня ушло целых шесть лет», — рассказывает бизнес-леди.

Как показывают практика, несмотря на все сложности с государством, повышенную ответственность и не всегда подходящий для создания своего бизнеса тип личности, большинство топ-менеджеров стараются открыть собственное дело. И это нормально. Если бы Дарвин написал отдельную теорию эволюционного развития бизнесменов, он был бы прав.




ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
КНИГИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ:
Доведи идею до ума. 100 творческих упражнений для мозгового штурма, проработки и реализации проектовДоведи идею до ума. 100 творческих упражнений для мозгового штурма, проработки и реализации проектов
Год личной эффективности. Сборник 2. Внутриличностный интеллект. Знаю, понимаю, управляю собойГод личной эффективности. Сборник 2. Внутриличностный интеллект. Знаю, понимаю, управляю собой
Личный бренд. Позаботьтесь о вашей репутации прежде, чем это сделают другиеЛичный бренд. Позаботьтесь о вашей репутации прежде, чем это сделают другие

МЕТОДОЛОГИЯ: Стратегия, Маркетинг, Изменения, Финансы, Персонал, Качество, ИТ
АКТУАЛЬНО: Новости, События, Тренды, Инсайты, Интервью, Бизнес-обучение, Рецензии, Консалтинг
СЕРВИСЫ: Бизнес-книги, Работа, Форумы, Глоссарий, Цитаты, Рейтинги, Статьи партнеров
ПРОЕКТЫ: Блог, Видео, Визия, Визионеры, Бизнес-проза, Бизнес-юмор

Страница Management.com.ua в Facebook    Менеджмент.Книги: телеграм-канал для управленцев    Management Digest в LinkedIn    Отслеживать нас в Twitter    Подписаться на RSS    Почтовая рассылка


Copyright © 2001-2023, Management.com.ua

Менеджмент.Книги

телеграм-канал Менеджмент.Книги Менеджмент.Книги — новинки, книжные обзоры, авторские тезисы и ценные мысли из бизнес-книг. Подписывайтесь на телеграм-канал @books_management



Спасибо, я уже подписан(-а)