ИНСАЙТЫ | Лидерство 18 сентября 2012 г.

За каким лидером пойдут люди

Автор: Дэвид Новак (David Novak)
Источник: журнал "Forbes Russia"

Дэвид Новак (David Novak) — председатель совета директоров и генеральный директор Yum! Brands — крупнейшей ресторанной компании в мире (38 000 ресторанов под брендами KFC, Pizza Hut, Taco Bell и др., 1 400 000 сотрудников из 117 стран). Кресло руководителя Дэвид занял в 1997 году, когда PepsiCo из-за низкой рентабельности отделила ресторанную сеть в самостоятельную компанию. Под его руководством прибыль Yum! Brands к 2012 году увеличилась в 8 раз, 70% выручки теперь генерируют рестораны за пределами США.

За 15 лет, проведенных у руля Yum! Brands, Дэвид Новак разработал Программу лидерства и лично обучил по ней тысячи менеджеров. Свой бизнес-тренинг он изложил в книге «Веди людей за собой», ставшей бестселлером по версии New York Times. Дэвид предлагает несколько правил, которых, по его мнению, стоит придерживаться первоклассному руководителю.

Дэвид Новак (David Novak)
Дэвид Новак
(David Novak)

Мыслите смело

Ставить правильные цели — вот ключ к успеху, считает Дэвид. Руководители часто терпят неудачу, если их цели недостаточно масштабны. «Сказать по правде, стремление к чему-то посредственному не вдохновит людей, находящихся рядом с вами, — говорит Дэвид. — Допустим, рост продаж составил в прошлом году 3,5%, а в этом году вы ставите цель достичь 4%. Это не смелое, а поступательное мышление. Если же вы поставите себе целью достичь 15% роста, то этим вы бросите себе дерзкий вызов. Достигнете вы этого или нет, но уже сама попытка даст больше, чем нежелание ее предпринимать… Всегда спрашивайте себя: достаточно ли широко я мыслю? Помните, что легче претворить в жизнь сильные идеи, чем придать значимость малым».

Будьте собой

Легче сказать, чем сделать. «Вы должны знать собственный характер. Я никогда в своей жизни не мог сказать заранее подготовленную шутку. Тем не менее, в конце первого года моего президентства на встрече с директорами ресторанов я решил показать видео с моим участием. Единственными взрывами смеха были звуковые треки, вставленные техниками. Я показывал эту запись на семинарах по лидерству, и она всегда вызывала смех (надо мной, конечно). Нетрудно научиться замечать неестественность в поведении других людей. Самое важное, что, показывая этот ролик, я не скрываю ни от кого, насколько мне самому ненавистен мой провал». Мудрый лидер должен продумать, как оставаться самим собой, чтобы это способствовало росту притягательности и влияния, а не отталкивало людей.

Сформируйте правильную команду

Это кажется естественным — окружать себя людьми, похожими на нас, но это не лучший вариант для достижения высоких результатов. Для команды нужны люди, дополняющие друг друга. Дэвид приводит в пример директора по маркетингу P&G Джима Стенгеля, который обожает общаться с людьми и не любит рутину. Джим взял в свою команду людей, которые были не такими, как он, в том числе одну женщину из отдела снабжения, умевшую вникать в мельчайшие детали. Он привлек к разработке стратегии финансового директора — именно из-за типа мышления. Формируя команду, обратите внимание на три момента, говорит Дэвид: «У членов команды отличное взаимопонимание, они обладают необходимыми вам качествами, они дополняют вас». Правильно подобранная команда поможет выйти из ситуации «если вас собьет автобус», описанной Джимом Коллинзом в книге «Построенные навечно». Ответьте себе на вопросы: если вас завтра собьет автобус, сможет ли ваша команда или ваша организация обходиться без вас? Смогут ли они развиваться дальше?

Поощряйте сотрудников

Однажды Дэвид проводил круглый стол с продавцами и задал вопрос о размещении товара. Он хотел выяснить, что, по их мнению, эффективно, а что нет. Ему ответили: «Спросите Боба. Он специалист в этой области». Кто-то еще добавил: «Боб за один день научил меня большему, чем я узнал за два года работы». Дэвид повернулся к Бобу, думая, что тот рад этим похвалам, но тот плакал. Боб, который проработал в компании более сорока лет и выходил на пенсию через пару недель, сказал: «А я и не знал, что ко мне так относятся». Дэвид уезжал с тяжелым чувством: «Как стыдно, что Бобу никогда не давали понять, насколько высоко его ценят. Ведь и для бизнеса это было серьезным упущением. Этот парень был потрясающим специалистом, и кто знает, каких высот он смог бы добиться, если бы был оценен и вознагражден по достоинству». Тот случай убедил Дэвида, что каждый сотрудник должен знать о своей ценности для компании.

Дэвид поощряет сотрудников лично, на словах, а также через специальные корпоративные награды. Например, лучшие работники KFC получают резиновых цыплят, Taco Bell — шляпы в виде головок сыра, сейчас Дэвид награждает людей огромными улыбающимися челюстями на худых ногах. Он вручает подписанную награду, символическую премию в $100, фотографируется с победителем и вешает фотографию у себя в офисе. «На стенах уже места нет, фотографии перешли на потолок, — говорит Дэвид. — Конечно, выглядит мой кабинет нелепо. О нем даже в Wall Street Journal писали». Казавшуюся безумной идею Дэвида поначалу мало кто поддерживал, говорили, что его «западные идеи» не будут работать в Азии и Европе. Но прошло время, инициатива Дэвида заразила других: в Индии директор по персоналу награждает лучших сотрудников копиями Тадж-Махала, директор в Дубае дает в награду фигурку верблюда. «Хороший руководитель должен помнить: люди редко увольняются по финансовым соображениям, — говорит Дэвид. — Вот две основные причины, по которым уходят люди: 1) они считают, что их недооценивают, 2) они не могут найти общего языка с начальником».

Берите пример с других

Исаак Ньютон однажды сказал: «Если я и видел дальше других, то только потому что стоял на плечах у гигантов». Нет ничего плохого в том, что вы перенимаете чужой опыт, считает Дэвид. «Я беру хорошие идеи отовсюду, где только могу их найти, — говорит СЕО Yum! Brands. — Некоторые крупные победы в моей карьере стали возможными благодаря чужим идеям, а некоторые из этих идей пришли непосредственно от моих конкурентов». Так произошло в 1986 году, когда Дэвид был руководителем отдела маркетинга Pizza Hut. Продажи шли вниз, а бренд давно не мог похвастать успешными новыми продуктами. В то время только-только стали появляться фирменные пиццы, и в этом не было равных California Pizza Kitchen. Дэвид со своей командой отправился в Лос-Анджелес и пообедал в CPK. Это вдохновило его на создание линейки Lover’s, имевшей феноменальный успех. Важнее новых знаний Дэвид считает умение признаваться, что у вас не на все вопросы есть ответы. «Это помогает создать атмосферу, в которой люди, которых ведешь за собой, охотнее делятся мыслями и знаниями. И если все члены команды активно изучают все, что касается той или иной проблемы и охотно делятся своими идеями, то скорее всего, вам удастся найти такое решение, которое сделает ваш бизнес намного лучше».

Смотрите на себя со стороны

Проверить свою эффективность лидеру поможет такой инструмент: «Представьте, что завтра ваше место займет суперпрофессионал, — говорит Дэвид. — Подчиненным он укажет на все ваши ошибки и с жаром примется исправлять те дрова, которые вы наломали. Вы уже начинаете видеть, что вы делали неправильно, не так ли? Чтобы этого не произошло, подумайте, что еще вы могли бы добавить в свою работу, что изменить, и приступайте к делу».




ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
КНИГИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ:
Как лгать при помощи статистикиКак лгать при помощи статистики
Все хреново. Книга о надеждеВсе хреново. Книга о надежде
Долой среднее! Новый манифест индивидуальностиДолой среднее! Новый манифест индивидуальности

МЕТОДОЛОГИЯ: Стратегия, Маркетинг, Изменения, Финансы, Персонал, Качество, ИТ
АКТУАЛЬНО: Новости, События, Тренды, Инсайты, Интервью, Бизнес-обучение, Рецензии, Консалтинг
СЕРВИСЫ: Бизнес-книги, Работа, Форумы, Глоссарий, Цитаты, Рейтинги, Статьи партнеров
ПРОЕКТЫ: Блог, Видео, Визия, Визионеры, Бизнес-проза, Бизнес-юмор

Страница Management.com.ua в Facebook    Менеджмент.Книги: телеграм-канал для управленцев    Management Digest в LinkedIn    Отслеживать нас в Twitter    Подписаться на RSS    Почтовая рассылка


Copyright © 2001-2023, Management.com.ua

Менеджмент.Книги

телеграм-канал Менеджмент.Книги Менеджмент.Книги — новинки, книжные обзоры, авторские тезисы и ценные мысли из бизнес-книг. Подписывайтесь на телеграм-канал @books_management



Спасибо, я уже подписан(-а)