За каким лидером пойдут люди
Автор: Дэвид Новак (David Novak)
Источник: журнал "Forbes Russia"
Дэвид Новак (David Novak) — председатель совета директоров и генеральный директор Yum! Brands — крупнейшей ресторанной компании в мире (38 000 ресторанов под брендами KFC, Pizza Hut, Taco Bell и др., 1 400 000 сотрудников из 117 стран). Кресло руководителя Дэвид занял в 1997 году, когда PepsiCo из-за низкой рентабельности отделила ресторанную сеть в самостоятельную компанию. Под его руководством прибыль Yum! Brands к 2012 году увеличилась в 8 раз, 70% выручки теперь генерируют рестораны за пределами США.
За 15 лет, проведенных у руля Yum! Brands, Дэвид Новак разработал Программу лидерства и лично обучил по ней тысячи менеджеров. Свой бизнес-тренинг он изложил в книге «Веди людей за собой», ставшей бестселлером по версии New York Times. Дэвид предлагает несколько правил, которых, по его мнению, стоит придерживаться первоклассному руководителю.
Дэвид Новак
(David Novak)
|
Мыслите смело
Ставить правильные цели — вот ключ к успеху, считает Дэвид. Руководители часто терпят неудачу, если их цели недостаточно масштабны. «Сказать по правде, стремление к чему-то посредственному не вдохновит людей, находящихся рядом с вами, — говорит Дэвид. — Допустим, рост продаж составил в прошлом году 3,5%, а в этом году вы ставите цель достичь 4%. Это не смелое, а поступательное мышление. Если же вы поставите себе целью достичь 15% роста, то этим вы бросите себе дерзкий вызов. Достигнете вы этого или нет, но уже сама попытка даст больше, чем нежелание ее предпринимать… Всегда спрашивайте себя: достаточно ли широко я мыслю? Помните, что легче претворить в жизнь сильные идеи, чем придать значимость малым».
Будьте собой
Легче сказать, чем сделать. «Вы должны знать собственный характер. Я никогда в своей жизни не мог сказать заранее подготовленную шутку. Тем не менее, в конце первого года моего президентства на встрече с директорами ресторанов я решил показать видео с моим участием. Единственными взрывами смеха были звуковые треки, вставленные техниками. Я показывал эту запись на семинарах по лидерству, и она всегда вызывала смех (надо мной, конечно). Нетрудно научиться замечать неестественность в поведении других людей. Самое важное, что, показывая этот ролик, я не скрываю ни от кого, насколько мне самому ненавистен мой провал». Мудрый лидер должен продумать, как оставаться самим собой, чтобы это способствовало росту притягательности и влияния, а не отталкивало людей.
Сформируйте правильную команду
Это кажется естественным — окружать себя людьми, похожими на нас, но это не лучший вариант для достижения высоких результатов. Для команды нужны люди, дополняющие друг друга. Дэвид приводит в пример директора по маркетингу P&G Джима Стенгеля, который обожает общаться с людьми и не любит рутину. Джим взял в свою команду людей, которые были не такими, как он, в том числе одну женщину из отдела снабжения, умевшую вникать в мельчайшие детали. Он привлек к разработке стратегии финансового директора — именно из-за типа мышления. Формируя команду, обратите внимание на три момента, говорит Дэвид: «У членов команды отличное взаимопонимание, они обладают необходимыми вам качествами, они дополняют вас». Правильно подобранная команда поможет выйти из ситуации «если вас собьет автобус», описанной Джимом Коллинзом в книге «Построенные навечно». Ответьте себе на вопросы: если вас завтра собьет автобус, сможет ли ваша команда или ваша организация обходиться без вас? Смогут ли они развиваться дальше?
Поощряйте сотрудников
Однажды Дэвид проводил круглый стол с продавцами и задал вопрос о размещении товара. Он хотел выяснить, что, по их мнению, эффективно, а что нет. Ему ответили: «Спросите Боба. Он специалист в этой области». Кто-то еще добавил: «Боб за один день научил меня большему, чем я узнал за два года работы». Дэвид повернулся к Бобу, думая, что тот рад этим похвалам, но тот плакал. Боб, который проработал в компании более сорока лет и выходил на пенсию через пару недель, сказал: «А я и не знал, что ко мне так относятся». Дэвид уезжал с тяжелым чувством: «Как стыдно, что Бобу никогда не давали понять, насколько высоко его ценят. Ведь и для бизнеса это было серьезным упущением. Этот парень был потрясающим специалистом, и кто знает, каких высот он смог бы добиться, если бы был оценен и вознагражден по достоинству». Тот случай убедил Дэвида, что каждый сотрудник должен знать о своей ценности для компании.
Дэвид поощряет сотрудников лично, на словах, а также через специальные корпоративные награды. Например, лучшие работники KFC получают резиновых цыплят, Taco Bell — шляпы в виде головок сыра, сейчас Дэвид награждает людей огромными улыбающимися челюстями на худых ногах. Он вручает подписанную награду, символическую премию в $100, фотографируется с победителем и вешает фотографию у себя в офисе. «На стенах уже места нет, фотографии перешли на потолок, — говорит Дэвид. — Конечно, выглядит мой кабинет нелепо. О нем даже в Wall Street Journal писали». Казавшуюся безумной идею Дэвида поначалу мало кто поддерживал, говорили, что его «западные идеи» не будут работать в Азии и Европе. Но прошло время, инициатива Дэвида заразила других: в Индии директор по персоналу награждает лучших сотрудников копиями Тадж-Махала, директор в Дубае дает в награду фигурку верблюда. «Хороший руководитель должен помнить: люди редко увольняются по финансовым соображениям, — говорит Дэвид. — Вот две основные причины, по которым уходят люди: 1) они считают, что их недооценивают, 2) они не могут найти общего языка с начальником».
Берите пример с других
Исаак Ньютон однажды сказал: «Если я и видел дальше других, то только потому что стоял на плечах у гигантов». Нет ничего плохого в том, что вы перенимаете чужой опыт, считает Дэвид. «Я беру хорошие идеи отовсюду, где только могу их найти, — говорит СЕО Yum! Brands. — Некоторые крупные победы в моей карьере стали возможными благодаря чужим идеям, а некоторые из этих идей пришли непосредственно от моих конкурентов». Так произошло в 1986 году, когда Дэвид был руководителем отдела маркетинга Pizza Hut. Продажи шли вниз, а бренд давно не мог похвастать успешными новыми продуктами. В то время только-только стали появляться фирменные пиццы, и в этом не было равных California Pizza Kitchen. Дэвид со своей командой отправился в Лос-Анджелес и пообедал в CPK. Это вдохновило его на создание линейки Lover’s, имевшей феноменальный успех. Важнее новых знаний Дэвид считает умение признаваться, что у вас не на все вопросы есть ответы. «Это помогает создать атмосферу, в которой люди, которых ведешь за собой, охотнее делятся мыслями и знаниями. И если все члены команды активно изучают все, что касается той или иной проблемы и охотно делятся своими идеями, то скорее всего, вам удастся найти такое решение, которое сделает ваш бизнес намного лучше».
Смотрите на себя со стороны
Проверить свою эффективность лидеру поможет такой инструмент: «Представьте, что завтра ваше место займет суперпрофессионал, — говорит Дэвид. — Подчиненным он укажет на все ваши ошибки и с жаром примется исправлять те дрова, которые вы наломали. Вы уже начинаете видеть, что вы делали неправильно, не так ли? Чтобы этого не произошло, подумайте, что еще вы могли бы добавить в свою работу, что изменить, и приступайте к делу».
|