Почему «бережливый стартап» подходит не всем?
Источник: Rusbase
Книга Lean Startup приобрела невероятную популярность в среде бизнесменов. Однако приведенные в ней стратегии не так идеальны, как кажутся. Директор Media & Entertainment Practice в Highnote Foundry Илья Рябчин (Iliya Rybchin) о том, почему модель экономного бизнеса подходит не каждому стартапу.
Илья Рябчин
(Iliya Rybchin)
|
Когда книга «Бережливый стартап» (The Lean Startup) появилась на полках книжных магазинов в 2011 году, то сразу стала бестселлером и породила целое течение. Основные принципы книги были идейно простыми и быстро нашли отклик среди предпринимателей и тех, кто хотел бы ими стать. Концепт пришёлся как раз кстати — рынок акций был в упадке, рынок труда — конкурентоспособным, бесчисленное количество людей испытывало предпринимательский зуд. Базовый совет книги строился на следующем: можно раскрутить стартап относительно легко, довольно просто и в кратчайшие сроки. Больше не нужны бесконечные анализы, бизнес-планы, ПО по каскадной модели, тяжеловесная инфраструктура и бесполезные бизнес-метрики.
Если упростить до минимума, то подход «бережливого стартапа» можно описать так: создавайте, тестируйте, измеряйте, корректируйте стратегию и масштабируйтесь.
Люди читали книгу, участвовали в воркшопах и начали с религиозным благоговением читать проницательные посты в блоге и твиты Эрика Риза (Eric Ries) — автора книги. «Бережливый стартап» внёс свою лепту в создание большого числа стартапов на основе венчурных фондов и даже нескольких единорогов. Так и образовался культ. Люди из разных сфер начали верить в то, что «бережливый стартап» — это единственный способ создания бизнеса. Для большинства стартапов такое мнение имело свои основания (и даже было справедливо). Однако в последние месяцы я начал осознавать опасные стороны столь слепой веры в «бережливый стартап».
Если вы занимаетесь бизнесом в сфере видеоигр, социальных приложений, Uber XYZ и прочее, то, конечно, применяйте «бережливый» подход. Однако, в некоторых индустриях (здравоохоранении и финансовых услугах, в частности), такой подход не только неуместен, но и опасен. Ставки слишком высоки.
Недавно я познакомился с главными исполнительными директорами крупных фармацевтических компаний. Эти умные, крайне мотивированные и креативные люди поделились со мной интересным видением нового современного медицинского бизнеса. Предприятие будет пользоваться уникальными активами фармацевтической компании (брендом, распространением, масштабом, доступу к медицинскому сообществу) для того, чтобы предоставить особый вид медицинских услуг в новом виде. Незадолго до нашей первой встречи с этими личностями, мы знали, что все они читали эту книгу — и полностью на неё повелись. Они повторяли одно и то же о том, что нужно создать продукт с минимальными затратми (MVP), а затем выходить с ним на рынок за несколько недель, протестировать сервис на выбранной группе населения, если необходимо, изменить стратегию и постоянно применять новые медуслуги и фичи.
Проблема этого подхода в том, что нельзя сэкономить при оказании медицинских услуг. Нет никакого минимума в жизнеспособном продукте в сфере здравоохранения. Медицинские товары бинарны. Либо предоставляешь качественный медицинский продукт, либо нет. Оказать качественные медицинские услуги одному пациенту так же сложно, как и оказывать их миллионам пациентов. В здравоохранении нет пощады посредственности. Пациенты — не пользователи, которые в любое время готовы предоставить вам обратную связь. Они живые люди с болезнями, которые нужно эффективно и качественно вылечить.
Я не утверждаю, что нельзя применять НИКАКИЕ техники бережливого подхода при построении медбизнеса. Тем не менее, в этой индустрии нельзя идти лёгкими путями. Аккредитация, риски, безопасность и соответствия требованиям Закона о преемственности и подотчетности медицинского страхования (HIPPA) не потерпят минимальных затрат. Лечебный протокол нельзя составить экономно. Ни один пациент не согласится на «минимальные затраты» при лечении рака, не согласятся пациенты и на любое лечение с минимальными затратами.
Те же принципы применяются и к другим индустриями. За последние месяцы мы также виделись с одним из крупнейших американских брокеров, который рассуждал о том, почему принципы «бережливого стартапа» нельзя применить к новому бизнесу с применением роботов-советчиков, который они сейчас изучают. Кажется, что они думают, что создание бизнеса по методу бережливого стартапа могло бы снять с них ответственность за риски менеджмента, безопасность, соблюдение требований и лицензионных стандартов, с которыми их компания-учредитель борется каждый день.
Мне нравятся те принципы, которые продвигает Райз. Однако, несмотря на весь свой опыт и искусность, он никогда не пробовал запустить стартап в крупной многомиллиардной, досконально регулируемой «традиционной корпорации». У него есть прекрасные перспективы благодаря полученному опыту сотрудничества с техфирмами Кремниевой долины. В хорошо знакомом ему мире «бережливый подход» имеет смысл. Однако если ты генеральный директор в крупной фармацевтической или финансовой компании, прекрасная теория и стремления бережливого стартапа далеки от реальности, где всё гораздо сложнее.
Создать бизнес по доставке еды вроде HelloFresh и Plated может оказаться не так просто. Если блюдо доставят не вовремя, или оно уже чуть-чуть остынет, то предприниматель получит ценное мнение клиента, уладит проблему и протестирует снова. Клиенты могут оставаться вполне лояльными в процессе и ещё более терпимыми и в дальнейшем, потому что они видят, что компания учитывает их замечания. Однако когда предприниматель выводит на рынок бизнес медицинских услуг, а врач опаздывает или просто не в духе, то последствия могут оказаться куда масштабнее, чем потеря потенциального клиента. Медицинский бизнес может навредить здоровью пациента и скорее увеличить затраты на общее лечение. Аналогичное происходит и в сфере оказания финансовых услуг, где молодая компания рискует потерять сбережения, накопленные клиентом за всю жизнь, из-за плохо протестированных строчек кода.
Разумеется, никто не предлагает фармацевтическим или финансовым компаниям обращаться к старым избитым методам, которые они применяли десятилетиями. В конце концов, если эти традиционные методы работали, то не было бы такой необходимости в инновациях, а директора не цеплялись бы за метод «бережливого стартапа» как за лекарство от всех недугов компании. В отсутствие альтернатив, он лучше чем традиционные методы. Однако эффективное использование техник «бережливого стартапа» заключается не в том, чтобы просто прочитать книгу, но в том, чтобы дать эти принципы в руки опытным предпринимателям-директорам. Потому что они способны соблюсти тонкую грань между «опрометчивыми действиями» бережливого метода и умением «уделить внимание мелочам и расставить все точки над и».
По материалам "When Lean startups can be dangerous", VentureBeat.
|