Как цены в фаст-фуде раскрывают секреты экономики
Источник: Blog Imena.UA
Какое любимое блюдо экономиста? Бургеры, чипсы и пицца не сразу приходят на ум, но потребление именно этих блюд сигнализирует об изменениях в экономическом поведении жителей. Цена пиццы в Нью-Йорке или стоимость биг-мака в Бейруте может рассказать обозревателям рынка о том, как работает весь этот механизм.
Принцип пиццы
В 1980 году житель Нью-Йорка Эрик Брэм (Eric Bram) заметил, что цена кусочка пиццы соответствовала стоимости проезда в метро, причем сумма совпадала в течение 20 лет. Совсем недавно комментаторы заметили, что по мере роста стоимости пиццы увеличивается и оплата за проезд. В 2014 году специалист по обработке данных Джаред Ландер (Jared Lander) исследовал этот принцип и пришёл к выводу, что он продолжает действовать. Почему так происходит? Никто из обозревателей не берётся точно объяснить, но взаимосвязь может быть даже предсказуема.
Индикаторы BIG MAC и KFC
Во сколько обойдётся бургер в ресторане McDonald’s в Лиме? Или в Абу-Даби? Разница в стоимости этих продуктов обусловлена явлением «паритета покупательной способности» (ППС) — вне зависимости от того, что обменный курс подразумевает одинаковую цену на продукт в разных странах. Инструмент, предназначенный для того, чтобы сделать эту теорию более «легкоусвояемой» был запущен The Economist в 1986 году. Он позволяет сравнивать несколько базовых валют с другими валютами по всему миру. К примеру, в январе текущего года в журнале написали о том, что сейчас биг-мак в Америке стоит $5,06, но всего 10,75 лир в Турции, что равняется $2,75. Такой показатель косвенно указывает на обесценивание лиры. Так как рестораны McDonald’s не очень распространены в Африке, исследовательская компания Sagaci Research разработала дополнительный «KFC индекс» для анализа ППС.
Батончики Mars
В 1932 году на фабрике в Слау (Великобритания) был выпущен первый батончик «Марс». Спустя 50 лет Нико Колчестер (Nico Colchester), автор материалов для Financial Times, отметил, что в Великобритании цены на кондитерские изделия чётко коррелируют с покупательной способностью фунта стерлингов. Проанализировав стоимость батончиков Mars, Колчестер вияснил сразу несколько параметров о доходах и тратах населения: за последние 40 лет зарплата выпускников вузов незначительно выросла; билеты на поезд стали дешевле, а вот цены на ростбифы в пабах увеличились более чем на 60%.
Тушёная фасоль и попкорн
Когда финансовые эксперты пытаются определить, пребывает ли экономика в хорошем здоровом состоянии, они часто ориентируются на пищевые продукты. В 2009 году компания Odeon cinema опубликовала «Индекс попкорна от Odeon», который показал более высокие объёмы продаж и, следовательно, — признаки экономического восстановления Британии после финансового кризиса 2008 года. Аналитики также тщательно исследовали продажи тушёной фасоли (особо популярной среди населения в трудные годы), используя этот товар в качестве индикатора реакции потребителей на периоды экономического упадка. Когда в 2013 году продажи тушёной фасоли упали, некоторые финансовые эксперты восприняли это, как доказательство восстановления Великобритании.
Картошка фри
В аналитической статье Oregonian от 1998 года речь шла о том, что продажи картошки фри могут использоваться как достаточно точный индикатор торговли между Азией и Америкой. Эта еда «выводит промышленность США на иностранные рынки», — утверждал журналист Ричард Рид (Richard Read). Происходит это потому, что США экспортирует её в огромных количествах, что актуально и на сегодняшний день. Также потребление картошки фри можно использовать как показатель того, насколько развилась экономика Азии: когда в конце 1990-х годов экономические проблемы в Азии набирали обороты, от этого сильно пострадали американские фермеры.
Индекс Waffle House
Фаст-фуд Waffle House является своеобразной иконой американского юга. Так как регион подвержен стихийным бедствиям, эксперты по изучению экономики фаст-фудов считают именно эти рестораны показателем того, насколько ужасным был тот или иной ураган для местности. Федеральное агентство по управлению в чрезвычайных ситуациях в Соединённых Штатах контролирует объём меню в точках Waffle House после стихийных бедствий. Длина меню ресторана быстрого питания может быть кратким пособием: если клиентам предлагается скромное меню, запасы продуктов могут быть сильно ограничены. В том случае, если ресторан закрыт, «дела действительно плохи», — поясняет администратор Федерального ведомства Крейг Фугате (Craig Fugate).
По материалам "How fast food reveals secrets of the economy", BBC.
Иллюстрация: Depositphotos.com
|