Десять CEO — о своих контрольных вопросах для новых сотрудников
Источник: Changellenge
Где вы видите себя через пять лет? Расскажите о ситуации, в которой вы проявили лидерские качества. В чём ваша самая слабая сторона? Эти стандартные вопросы на собеседовании слышал каждый. И у каждого заранее заготовлены стандартные ответы на них. («Моя слабая сторона? Хм… Пожалуй, иногда работаю слишком много и упорно».) Однако чем выше вы поднимаетесь по карьерной лестнице, тем менее банальными становятся запросы работодателей. При подборе кандидатов на руководящие должности важны более тонкие навыки.
Десять ведущих CEO рассказали о своих фирменных вопросах и тактиках для собеседований. Подходы совершенно разные, но все они направлены на выявление склада ума и мировосприятия соискателя.
И даже первоклассное резюме вам больше не поможет. Считайте, что вас предупредили.
«Что бы Вы предпочли: чтоб Вас уважали или боялись?»
CEO компании CA Technologies Майкл Грегуар (Michael Gregoire) признаёт, что его любимый вопрос для собеседований немного отдаёт Макиавелли. Но работает идеально: застаёт кандидата врасплох — и в итоге ответ по-настоящему показывает, что человек сам думает о своём стиле руководства.
Теоретически, никакого правильного ответа тут нет, но на практике сама позиция определяет ожидания от соискателя. Если впереди много совместной работы, важнее будет добиваться уважения, нежели страха со стороны подчинённых и коллег. И напротив, в жёсткой бизнес-среде кнут может оказаться полезнее пряника.
«Почему Вы здесь сегодня?»
На такой открытый вопрос Гордон Уилсон (Gordon Wilson), генеральный директор Travelport, ожидает очень конкретного ответа. Это помогает понять, готов ли кандидат включиться в команду, или же сосредоточен исключительно на собственной выгоде.
«Я удивлён, насколько часто люди говорят о том, чем будет полезна для них эта работа, вместо того чтобы рассказать, какую пользу они смогут принести компании», — отмечает Уилсон.
Вероятно, он ожидает примерно равного разделения интересов компании и сотрудника? «Ну как минимум! Хотя мне бы хотелось видеть 75 к 25: если человек приносит пользу общему делу, то и личное удовлетворение не заставить себя ждать.»
«Ваша заветная мечта?»
Собеседование с CEO и основательницей SOHO China Чжан Синь (Zhang Xin) — тот самый случай, когда основательная подготовка должна дать свои плоды.
Когда Чжан задаёт на собеседовании свой коронный вопрос о мечте, кандидаты могут не бояться показаться слишком амбициозными. В конце концов, эта женщина выстроила многомиллиардную империю с нуля. Она откладывала деньги, работая на мрачной швейной фабрике в Гонконге, чтобы получить образование в Великобритании; и этот опыт привёл её к созданию компании, которая в краткие сроки стала крупнейшим девелопером Китая в сфере офисной недвижимости.
Нужно ли уточнять, что она действительно заинтересована в сотрудниках, свободных от предрассудков и мечтающих о великом?
«Как с Вами обращались?»
Этот вопрос Рик Гоуингс (Rick Goings), руководитель Tupperware, задаёт не соискателю, а другим сотрудникам, которых тот встретил по пути на собеседование.
«Я беседую с водителем, который забирал нашего кандидата из аэропорта, с администратором респшена, который его встречал, с моим ассистентом. Я спрашиваю, как с ними обращались. Именно так я могу узнать, как человек подаёт себя», — уверяет Гоуингс.
Его интересуют поведенческие навыки, необходимые будущему начальнику, чтобы справиться с подчинёнными и уметь их вдохновить. С этой же целью Рик, конечно, проводит личную встречу и задаёт вопросы самим кандидатам на должность. Однако, по его словам, информация от контактировавших с ними людей будет не менее ценной для принятия решения.
«Ваша любимая собственность в Монополии и почему?»
Кен Моэлис (Ken Moelis), основатель и генеральный директор инвестиционного банка Moelis & Co, любит вбросить этот неожиданный вопрос в собеседованиях на позиции руководителей среднего звена. Он считает, что это «отличный способ, чтобы узнать, как человек относится к рискам и наградам».
«Расскажите о своём провале»
Выявление прошлых неудач — это прямо-таки навязчивая идея для многих руководителей. Что в общем понятно: они ищут стабильных и успешных сотрудников.
Человек, который открыто, честно и подробно рассказывает о своих поражениях — привлекательная кандидатура. Но только если он может объяснить, как эти ситуации помогли ему стать «лучшим партнёром, руководителем и менеджером в результате,» — так полагает Роджер Крэнделл (Roger Crandall), CEO американской страховой группы MassMutual.
Похожий подход у Дэвида Серра (Davide Serra), основателя и генерального директора лондонского хедж-фонда Algebris: «Какую самую большую ошибку Вы совершили, и чему она Вас научила?» — спрашивает он соискателей.
Надо понимать, что в финансовой сфере различные опасности таятся за каждым углом. Именно поэтому директора хотят видеть в своих компаниях уверенных менеджеров, которые не будут паниковать, если что-то пойдёт не так, и смогут осознать, что их собственные действия послужили источником проблемы. Так что вряд ли удастся добиться доверия, расплывчато описывая свой главный провал, как какой-то вызванный внешними причинами сбой, где вы были лишь наблюдателем.
«Расскажите о себе в семь-восемь лет. Кем Вы хотели стать?»
Барбара Бирн (Barbara Byrne), вице-председатель инвестиционного банкинга в Barclays, признаёт, что технические детали нас собеседованиях её не интересуют. Если соискатель добился интервью с ней, наверняка он не глуп. Но вот сможет ли он пройти «самолётное испытание»? Сама Барбара формулирует его так: «Смогу ли я просидеть с вами весь перелёт из Нью-Йорка в Лос-Анджелес и не помереть со скуки?»
Детские мечты — отличное начало для длинного разговора. И в такой беседе действительно можно узнать человека как личность.
Винный тест
Неформальные встречи выбирает и Чарльз Филлипс (Charles Phillips), директор нью-йоркской компании Infor, разрабатывающей корпоративное программное обеспечение.
«Да кто угодно может врать в течение 45 минут», — уверен он. Поэтому вместо традиционного собеседования на ведущие позиции в компании, Чарльз приглашает кандидата на ужин с другими руководителями Infor. Ему нравится наблюдать, как люди ведут себя в такой непривычныой обстановке.
Главное испытание проходит в самом начале ужина: соискателю вручают винную карту. Человек должен убедить собравшихся, что он неплохо разбирается в вине. Или хотя бы сделать вид. Или просто заказать самую дорогую бутылку. Или попросить совета у других гостей. Важно, как он делает выбор и наколько убедительно он его обосновывает. На что ещё Чарльз Филлипс обратит внимание? «Всегда смотрю, как соискатель обращается с официантом. Обожаю эту часть».
И ещё один тест ждёт под конец вечера: «Расскажите анекдот!» Это и проверка чувства юмора, конечно, но также и умения действовать уверенно в странных и незнакомых ситуациях.
Следите за языком
У Атула Кунвара (Atul Kunwar), президента и технического директора Tech Mahindra, нет своего фирменного вопроса, но есть один занятный трюк. Приготовьтесь отвечать за свои слова: хобби и интересы теперь не просто дополнительная строка в резюме.
Когда один из соискателей упомянул, что он увлекается пением, Атул попросил спеть для него и других топ-менеджеров компании. У кандидата хватило смелости, чтобы удовлетворить эту просьбу, и он исполнил песню просто великолепно. Атул увидел, как тот был воодушевлён, до каких высот смог самостоятельно развить свой навык, и понял, что делает правильный выбор: "Нам нужны именно такие сотрудники, увлечённые и верящие в свои силы".
По материалам "We got 10 CEOs to tell us their one killer interview question for new hires", Quartz.
Иллюстрация: Depositphotos.com
|