ИНСАЙТЫ | Оценка эффективности 4 марта 2020 г.

KPI устарели. Да здравствуют KPI! Что еще можно выжать из инструмента

Автор: Екатерина Варга, принципал Korn Ferry
Источник: РБК Pro

Сначала идея KPI увлекла бизнес, а теперь от нее постепенно отказываются. Разбираемся, в каких случаях ключевые показатели эффективности помогают мотивировать персонал, а в каких — нет и что на самом деле показывают KPI, когда рынок стремительно меняется.

KPI устарели. Да здравствуют KPI! Что еще можно выжать из инструмента

Почему KPI критикуют

Сейчас модно ругать KPI (ключевые показатели эффективности) как устаревший подход. Ругающие делятся на две группы. Первая — те, кто не разобрался в том, как и зачем компании управлять эффективностью и какова роль руководителя в этом

Вторая группа — те, у кого есть собственный опыт работы с системой KPI. Такие критики уже извлекли из нее все, что было можно, и уперлись в ограничения этого подхода. В сегодняшнем мире на фоне растущей неопределенности показатели KPI действительно не всегда работают.

KPI и злоупотребления

На протяжении второй половины XX века бизнес шел к тому, чтобы при помощи разных «морковок» и «острых палок» заставить работников бежать в нужном направлении как можно быстрее. Эта идея реализовалась в виде повальной моды на KPI. Казалось бы, идея проста: работодатель заранее говорит работнику: я буду считать, что ты хорошо поработал, если ты достигнешь таких-то результатов, и я пойму, что ты достиг этих результатов при помощи таких критериев (KPI); в случае успеха ты получишь такую-то премию. Это логично, но не всегда работает.

В 2001 году мир потрясла серия корпоративных скандалов, начавшихся с компании Enron. Топ-менеджеры Enron умудрились при помощи манипуляций с отчетностью формально достичь KPI, но нанести чудовищный урон не только своему бизнесу, но и обществу — в результате произошло падение фондового рынка и тысячи людей лишились работы и пенсионных накоплений. В ответ государство ужесточило контроль за отчетностью публичных компаний, но это помогло лишь отчасти. Не так давно случился скандал в банке Wells Fargo, где уже не топ-менеджеры, а линейные руководители манипулировали счетами клиентов, причем с таким размахом, что пришлось уволить 5300 сотрудников и штрафы банка составили $185 млн.

Можно пытаться дать моральную оценку поведения людей, манипулирующих показателями, но есть более продуктивный подход. С точки зрения теории агентских отношений любой участник рабочего взаимодействия старается рациональным путем минимизировать свои издержки. Если можно работать меньше, а получить столько же, сотрудник будет работать меньше. При этом у руководителя или акционера никогда не будет полной информации о том, как работает наемный персонал. Впрочем, и у сотрудников никогда не будет полного представления о задачах начальства и последствиях его решений.

Зачем бизнесу KPI

Если система KPI выстроена грамотно, а процесс постановки целей эффективен, то вместе они служат каналом для передачи информации между руководством и сотрудником. В идеале это работает как комплекс взаимных обязательств: сотрудник берет на себя обязательства приложить усилия для достижения целей. Руководство берет на себя ответственность за то, чтобы поставленные стратегические и операционные цели служили благу бизнеса и были достижимыми, а также, чтобы усилия сотрудников были оценены объективно и по адекватным показателям.

Такой алгоритм максимально эффективен, если бизнес может прогнозировать возможности рынка и планировать свои ресурсы вперед на год или более. При этом компания должна достаточно хорошо знать своих покупателей и понимать, чего они хотят, правильно оценивать возможные объемы продаж и, соответственно, планировать способы и объемы производства и верно предугадывает активности конкурентов.

Когда KPI перестает работать

Что, если мы пока не знаем, что захотят наши клиенты в ближайшие месяцы? Или не знаем, как изменятся технологии и какие у нас появятся конкуренты? Многие ли из старых игроков были по-настоящему готовы к тому, что интернет-магазины захватят огромную долю рынка розничных продаж? Или к тому, что на рынок банковских услуг выйдут компании из совершенно иных секторов, таких как телеком, интернет и почта? А к тому, что давление общества заставит многие страны ужесточить требования к охране окружающей среды?

В быстро меняющихся условиях смысл разработки KPI на год или три вперед разрушается. Мы ставим количественные цели по KPI, а через три месяца выясняем, что они не имеют отношения к изменившейся реальности или отсекают нам открывающиеся возможности развития.

Что делать в условиях неопределенности

Можно признаться, что KPI больше не служат для оценки эффективности сотрудников, а работают только как навигационный инструмент для бизнеса. Удачи и неудачи компании в достижении поставленных KPI необходимо анализировать для извлечения опыта и обучения команды. А эффективность сотрудника стоит оценивать по качественным показателям того, как он помог своей компании стать лучше. Открытым вопросом остается, надо ли привязывать премирование к этой качественной оценке эффективности или она должна быть исключительно инструментом развития.

Иллюстрация: Klipfolio




ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
КНИГИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ:
Бояться, но делать. Руководство по управлению страхом от спецназовцаБояться, но делать. Руководство по управлению страхом от спецназовца
Выбери себя!Выбери себя!
Год личной эффективности. Сборник 3. Межличностный интеллект. Продуктивно взаимодействую с другимиГод личной эффективности. Сборник 3. Межличностный интеллект. Продуктивно взаимодействую с другими

МЕТОДОЛОГИЯ: Стратегия, Маркетинг, Изменения, Финансы, Персонал, Качество, ИТ
АКТУАЛЬНО: Новости, События, Тренды, Инсайты, Интервью, Бизнес-обучение, Рецензии, Консалтинг
СЕРВИСЫ: Бизнес-книги, Работа, Форумы, Глоссарий, Цитаты, Рейтинги, Статьи партнеров
ПРОЕКТЫ: Блог, Видео, Визия, Визионеры, Бизнес-проза, Бизнес-юмор

Страница Management.com.ua в Facebook    Менеджмент.Книги: телеграм-канал для управленцев    Management Digest в LinkedIn    Отслеживать нас в Twitter    Подписаться на RSS    Почтовая рассылка


Copyright © 2001-2023, Management.com.ua

Менеджмент.Книги

телеграм-канал Менеджмент.Книги Менеджмент.Книги — новинки, книжные обзоры, авторские тезисы и ценные мысли из бизнес-книг. Подписывайтесь на телеграм-канал @books_management



Спасибо, я уже подписан(-а)