Лидерство в веках
Источник: журнал "&.СТРАТЕГИИ" (№10, 2010)
Суть лидерства в веках остается неизменной, а вот роли, которые отводились лидерам, изменялись. Читайте в материале об основных концепциях лидерства последнего столетия.
«Кто повторяет старое и узнает новое,
тот может быть предводителем».
Конфуций
КОНЦЕПЦИЯ
ВЕЛИКОГО ЧЕЛОВЕКА
Т. Карлейль (1840 г.)
Первая теория лидерства, основанная на изучении талантов, навыков и физических характеристиках людей, ставших лидерами. Томас Карлейль исследовал биографии лидеров и пришел к выводу, что лидером рождаются, а не становятся. Кроме того, великие лидеры появляются тогда, когда это необходимо.
КОНЦЕПЦИЯ
ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ
Г. Олпорт (1936 г.)
В 1936 г. психолог Гордон Олпорт установил, что среди всех личностных качеств человека есть те, которые являются доминирующими. Согласно теории личностных качеств лидер обладает определенным набором кардинальных и не меняющихся во времени качеств, отличающих его от остальных людей.
КОНЦЕПЦИЯ
ЛИДЕРСКОГО УЧАСТИЯ
К. Левин, Р. Липит и Р. Уайт (1939 г.)
Концепция основана на взаимоотношении стиля лидерства с результатом производительности. Левин определил три вида участия: автократия (принятие решения без консультации с другими), демократия (участие лидера в принятии решений со всеми) и невмешательство (минимальное участие лидера в процессе принятия решений).
КОНЦЕПЦИЯ
ХАРИЗМАТИЧЕСКОГО ЛИДЕРСТВА
М. Вебер (1947 г.)
Лидерство основывается на харизме, являющейся формой влияния на других посредством личностной привлекательности, вызывающей поддержку и признание лидерства, что обеспечивает обладателю харизмы власть над последователями.
КОНЦЕПЦИЯ
ЛИДЕРСКОГО ПОВЕДЕНИЯ
Р. Блэйк и Д. Моутон (1957 г.)
Основой для концепции стала управленческая сетка Блэйка и Моутона, в которой были определены пять различных стилей лидерства, основанных на заботе о людях и достижении целей. Отличительной ее чертой стало изучение того, что и как лидеры делают. Концепция предполагала возможность разработки специальной программы для подготовки лидеров.
КОНЦЕПЦИЯ
СИТУАТИВНОГО ЛИДЕРСТВА
Ф. Фидлер (1967 г.)
Ситуационная теория лидерства утверждает, что эффективность лидера зависит как от того, насколько он ориентирован на задачу или отношения, так и от того, в какой степени он контролирует группу и реализует свое влияние на нее. Важнейший фактор, определяющий управленческий успех, — гибкость, способность к анализу и адаптивность к меняющимся обстоятельствам, а не поиск мистического оптимального пути для достижения цели.
КОНЦЕПЦИЯ
ТРАНЗАКТНОГО ЛИДЕРСТВА
Ф. Дансеро, Г. Грэйин, Г. Кешмен (1972 г.)
Концепция основывается на изучении стиля и поведения лидера и их взаимодействии с поведением и исполнительностью подчиненного. Лидер формирует уникальные взаимоотношения с каждым подчиненным. Эти отношения могут быть хорошими (с взаимным доверием и поддержкой, высокой продуктивностью работы и удовлетворенностью подчиненных), средними или плохими (с простым выполнением служебных обязанностей).
КОНЦЕПЦИЯ
ТРАНСФОРМАЦИОННОГО ЛИДЕРСТВА
Д. Макгрегор Бернс (1978 г.)
Трансформационное лидерство основывается на влиянии лидера на подчиненных, но эффект влияния позволяет им принять участие в процессе трансформации организации. Основные компоненты данной теории: умение руководителя вести за собой, индивидуальный подход, интеллектуальное стимулирование, «вдохновляющая» мотивация, вовлечение людей во взаимодействие, при котором лидер и члены группы способствуют взаимному социальному росту.
КОНЦЕПЦИЯ
АТРИБУТИВНОГО ЛИДЕРСТВА
Данная концепция опирается на теорию атрибуции, объясняющую причинно-следственную связь между тем, что произошло, и тем, что люди считают причиной произошедшего. Наблюдая за работой подчиненных, лидер получает информацию о том, как она выполняется. В зависимости от этого он делает свои выводы о поведении каждого из работников и выбирает стиль своего поведения таким образом, чтобы адекватно реагировать на подчиненного.
|