С мозгом заодно
Автор: Наталья Науменко, "Власть денег" (№49, 2009)
Рождение новой идеи — мучительно сложное или беззаботно легкое — всегда непредсказуемо. Но иногда капризную особу по имени Креативная Мысль просто необходимо заставить появиться.
О том, как часто «мозговой штурм» превращается в «вынос мозга», знают и те, кому посчастливилось принимать в нем участие, и те, кто занимался организацией этого мероприятия. «Кажется, все просто: собрались, расслабились, набросали кучу идей и довольные разошлись по домам. Но на деле оказывается, что, даже несмотря на гибкость этого метода, отдельные ошибки в организации «мозгового штурма» на любом из этапов способны попросту уничтожить его результаты», — считает Диана Алавердова, менеджер по персоналу ООО «Софтсити» (разработка и внедрение ПО, штат — 62 чел.).
«Не более 10% идей, которые выдвигаются в ходе «мозгового штурма», могут быть использованы в работе. Однако, учитывая, что ничего лучшего из способов творческой групповой работы не придумано, «мозговой штурм» и его модификации остаются одним из самых популярных инструментов», — утверждает Семен Кродий, HR-консультант.
Впрочем, если избегать распространенных ошибок и использовать парочку проверенных дополнительных приемов, продуктивность «мозгового штурма» можно повысить в несколько раз, уверены эксперты «ВД».
Вдохнови меня!
Метод «мозгового штурма» предельно прост. Он состоит из двух этапов — на первом участники выдвигают идеи, а на втором эксперты выбирают из них наиболее жизнеспособные и качественные, конкретизируют и развивают их. Основными правилами «мозгового штурма» является поддержка творческой мысли и полный запрет критики.
Однако организаторы «мозгового штурма», по мнению психолога Оксаны Матвиенко, обычно склонны недооценивать значимость тщательного подбора людей, которых можно привлечь к участию в нем. «Есть несколько категорий людей, которых противопоказано вводить в творческую группу. Во-первых, это «скептики», которые, сами не выдвигая никаких идей, всем своим видом дают понять, что все, что говорят другие, — глупость. Второй категорией проблемных участников становятся «ораторы», которые без умолку говорят и перебивают других. Их демонстративность и потребность во внимании окружающих превалирует над всеми остальными интенциями, что делает их работу совершенно непродуктивной», — рассказывает Семен Кродий. При этом собеседник «ВД» считает, что лучше изначально не допускать таких людей в группу, чем тратить силы и время для их нейтрализации. Идеальный же участник «мозгового штурма» должен быть не только креативным и инициативным, но и толерантным.
Разумеется, огромное значение имеет и роль ведущего, которую может взять на себя человек, имеющий отменные навыки работы с группой. Он должен быть достаточно авторитетным, чтобы пресекать малейшие попытки критики или манипуляции. И при этом уметь максимально раскрепостить и подбодрить участников, действительно создав творческую атмосферу.
Эффектность без эффективности?
Но самая большая проблема, которая может на корню зарубить все благие намерения, — это формализация данного мероприятия. Чтобы избежать этого, Олег Асмолов, ведущий специалист Центра психологического консультирования «Фактор» (штат — 7 чел.), советует проводить «мозговые штурмы», исключив любую иерархию. «Присутствие начальства допустимо только в одном случае: если стиль управления в компании очень демократичный. Причем так должен считать не только сам руководитель. Показателем «истинной демократии» может служить, к примеру, факт того, что сотрудники в «курилке» не разбегаются при виде руководителя, а спокойно продолжают беседу», — пошутил г-н Асмолов.
Впрочем, иногда гуру brain storming впадают в другую крайность, советуя участникам проводить длительные многочасовые марафоны, организовывать «мозговой штурм» в ночное время или даже выпить рюмку-другую коньяка, чтобы «отпустить воображение». Однако это очень рискованно, так как трезвые идеи никогда не приходят в пьяную голову.
Еще одна распространенная ошибка, которую допускают любители «чистого искусства» в бизнесе, — отсутствие достаточных исходных данных. Так, к примеру, разработка новой концепции рекламной кампании не может не зависеть от выделенного на нее бюджета. «Если вводные данные не были предоставлены участникам, количество идей, которые можно будет применить на практике, сведется к нулю», — уверен г-н Асмолов.
Однако допустим и противоположный подход, когда 20-30-минутная сессия просто разогревает и вдохновляет участников. В этом случае основная работа по продуцированию идей осуществляется каждым сотрудником в отдельности.
Хотя количество идей, выдвинутых участниками «мозгового штурма», действительно больше, чем это мог бы сделать один человек за аналогичный промежуток времени, доказано, что те же четыре или пять человек, обдумывающих свои идеи раздельно, в сумме дают гораздо большее количество интересных решений.
Впрочем, именно возможность экспериментировать и гибко использовать технику «мозгового штурма», в зависимости от специфики задач и особенностей участников, делают этот метод весьма результативным.
|