Лидерство нужно только начальникам? Ничего подобного!
Источник: "Идеономика"
Салли Хелгесен (Sally Helgesen), консультант по лидерству, писатель, соавтор книги "Женское видение: реальная власть женщин на работе" (The Female Vision: Women’s Real Power at Work), рассуждает о распределенной роли современного лидерства.
Салли Хелгесен
(Sally Helgesen)
|
Я много рассказываю о лидерстве в университетах, а в последний год много консультировала один из них. Я поражена, как часто студенты рассказывают, что не хотят быть лидерами.
Что они имеют в виду? Чаще всего, что не хотят руководить большой организацией. Они говорят: «Я хочу иметь хорошую работу, но мне не нужно быть боссом». Или они хотят начать собственный бизнес, или работать в некоммерческой организации.
Эти ответы меня поражают, потому что сегодня лидерство гораздо меньше привязано к организационной власти, чем когда-либо в истории. В прошлом люди на высоких постах считались лидерами просто потому, что там принимались решения, а те, у кого не было формальной власти, оказывались в роли последователей, выполняющих решения. Сегодня же, когда потоки информации и сетевые технологии разрушают иерархию и бюрократию, решения приходится принимать на всех уровнях. И поэтому лидерство становится сильно распределенным.
Этой мыслью со мной поделился полковник армии США, который отвечал за учебные программы в военном колледже в Карлайле (Пенсильвания): «Когда-то у нас была четко прописанная задача — готовить лучшие 2% студентов к принятию решений и к работе на стратегическом уровне. Но сегодня солдаты в бою могут пользоваться столь же продвинутыми картографическими технологиями на телефоне, как и их начальство в штабе. Им не нужно ждать, пока им скажут, каким маршрутом следовать. Наши инвестиции в технологии оправданны только тогда, когда у солдат есть свобода принятия многих решений, которые прежде принимали их начальники».
Несколько лет назад армия выложила наставления по боевому применению в онлайн и предложила солдатам поредактировать их в режиме «википедии». Для публикации исправлений не требовалось официального одобрения, что вызвало жаркие дебаты. Однако участие солдат не только добавило новых идей, но дало понять, что инновации, связанные с принятием быстрых решений на поле боя, имеют как стратегическую, так и тактическую ценность.
Правильные частные организации идут по тому же пути — разрешают рядовым сотрудникам принимать решения, которые напрямую влияют на клиентов, и дают сотрудникам самим совершенствовать процессы. Порой степень этой автономии даже тревожит, как в случаях, когда 26-летний сотрудник инвестбанка ставит колоссальные деньги на крах евро.
Но следствие состоит в том, что работодатели все больше ищут людей, которые с самого начала готовы занять лидерские позиции. Недавний опрос Hart Associates показал, что 93% работодателей, нанимающих выпускников университетов, не просто придают особое значение критическому мышлению, навыкам коммуникаций и способности принимать сложные решения, но даже считают, что эти навыки гораздо важнее, чем специализация или оценки студентов. 9 из 10 говорят, что нанимают людей, опираясь на этические суждения и честность, навыки межкультурного общения и способность постоянно учиться.
Все эти навыки — отражение способности к лидерству, то есть работодатели сегодня, по сути, ищут именно лидеров — не лидеров, которые сразу начнут соревноваться за пост CEO, но лидеров, способных направлять свою команду, придумывать новые решения, принимать умные и этичные решения в сложных ситуациях. Вот почему очень расстраивает, когда студент говорит, что не хочет быть лидером. Это все равно что сказать: «Мне не нужна хорошая работа».
Чтобы справиться с этим, всем нам нужно объяснять, что лидерство больше не равняется организационной власти. Недавно колумнист New York Times Том Фридман (Tom Friedman) интервьюировал вице-президента Google по HR Ласло Бока (Lazlo Bock), который объяснял, что компания уделяет особое внимание социальным навыкам. Бок довольно пренебрежительно относится к ценности вузовского диплома — возможно, потому, что университеты слишком слабо готовят своих студентов к лидерству.
Во многих образовательных программах лидерство рассматривается как отдельный и самостоятельный курс. На самом деле нужно интегрировать лидерство во все аспекты обучения в университете. Также стоит сосредоточиться на конкретных навыках, которых ждут от лидеров — умение давать и получать обратную связь, осознавать себя и регулярно обдумывать полученные уроки. Наконец, следует понять, что лидерство — это не просто способ улучшить жизнь для избранных людей с высоким потенциалом, а подход к миру, от которого может быть польза всем.
По материалам "Why “Leadership” Isn’t Just for Leaders Anymore", strategy+business.
|