Управление кризисом: пять предположений, которые необходимо сделать
Источник: Baker Tilly
Умение принимать решения в кризисных ситуациях может понадобиться в любой момент, даже если вы не антикризисный менеджер. Лидеру небольшой команды иметь план по предупреждению и управлению кризисом не менее важно, чем главе большой корпорации: в обоих случаях речь идет о выживании бизнеса, — утверждают Джек Велч (Jack Welch), легендарный CEO General Electric, и Сюзи Велч (Suzy Welch), автор многочисленных бизнес-изданий.
Сюзи Велч (Suzy Welch) и
Джек Велч (Jack Welch)
|
Кризисные ситуации — это неотъемлемая часть нашей жизни, особенно в период серьезных политических и социальных изменений. Мы привыкаем жить в режиме постоянного стресса и в целом уже не так остро реагируем на новости, которые видим по телевизору или в Интернете. Но все меняется, когда кризис подбирается вплотную и его жертвой становится, например, ваш бизнес. Это может быть срыв дедлайна важного проекта или обнаруженный дефект продукции, вынуждающий ее отозвать. Когда это происходит, возникает паника, и пробудившиеся древние инстинкты призывают убегать или вступать в бой. Но это как раз полная противоположность того, что вы должны делать.
Шаги антикризисного управления: предполагаем худшее, готовимся к изменениям, верим в себя
1. Допускайте, что проблема хуже, чем кажется. Вместо отрицания проблемы примите тот факт, что она реальна и очень важна. Возможно, в итоге окажется, что вы преувеличивали ее масштаб. Но это гораздо лучше, чем быть застигнутым врасплох, когда еще больше негатива всплывет на поверхность.
2. Допускайте, что вы не сможете утаить эту ситуацию и о ней все равно узнают. Замалчивание проблем ведет к еще большему негативу. Мало того что история все равно всплывет на поверхность (это неизбежно), так вы еще и сделаете себя соучастником попытки ее скрыть.
3. Допускайте, что ваша команда будет выставлена в наихудшем свете. Не только в медиа, но и в пределах вашей компании. Например, представители других отделов могут пытаться взвалить всю ответственность на вас в надежде отвести обвинения подальше от себя.
4. Допускайте, что вам придется прибегнуть к изменениям в коллективе и бизнес-процессах. И неважно, был ли кризис вызван недобросовестностью или мошенничеством конкретного сотрудника или ошибкой системы — порядок вещей должен быть изменен, чтобы избежать подобной проблемы в будущем. Более того, об этих изменениях вы должны проинформировать сотрудников на открытом собрании. Нужно убедить других, что вы определили проблему и предприняли быстрые и решительные действия.
5. И, наконец, допускайте, что вы это переживете и станете сильнее. Да, на данном этапе в такое трудно поверить: кажется, что солнечные дни остались в прошлом. Но это пройдет. И к моменту, когда все наладится, вы будете умнее и сильнее за счет приобретенного опыта.
Прочный фундамент поможет бизнесу выстоять во время потрясений — не забывайте его укреплять
Не существует таких советов, которые могли бы на 100% уберечь вас от сбоев в системе или нерадивых сотрудников. Но есть базовые правила, выполнение которых должно войти у вас в привычку. Чтобы предупредить возникновение кризиса, нужно:
- Создать и поддерживать в коллективе атмосферу открытости и откровенности, чтобы люди могли прямо говорить о проблемных ситуациях.
- Постоянно анализировать систему награждений. В бонусах за новых клиентов или достижение цели по продажам нет ничего плохого, но нужно следить, чтобы действия сотрудников соответствовали миссии и ценностям организации. Благие намерения не всегда приводят к хорошему результату, об этом надо помнить.
- Не создавать предпосылок для возникновения кризиса при увольнении сотрудников. Относитесь к людям, покидающимвашу компанию, с таким же уважением, как при приеме их в свой коллектив. Недовольные сотрудники могут нанести значительный ущерб организации, даже если их претензии не обоснованы.
- Выстраивать хорошую репутацию в обществе. Принимайте участие как можно в большем количестве качественных мероприятий и активностей. Это позволит заработать баллы, которые вам очень понадобятся в период кризиса.
- Создать страницы компании в соцсетях (Facebook, LinkedIn, Twitter) и уделять им внимание. Это очень важно, поскольку к моменту кризиса у вас будет своя наработанная аудитория, которая услышит о ситуации непосредственно от вас, а не со стороны.
Каким бы угрожающим не казался кризис, у вас есть силы взять над ним власть. Действуйте быстро и учитесь у него. Ведь если из этой ситуации вы сможете выйти с новыми знаниями, значит, кризис принес не только проблемы. Вероятно, это не тот способ обучения, который вы предпочитаете, но это шанс для вас и вашей команды приобрести важный опыт и стать сильнее. И научиться избегать подобных ошибок в будущем.
По материалам "Five Assumptions You Have to Make When Managing a Crisis", LinkedIn.
|