ИНСАЙТЫ | Слагаемые успеха бизнеса 24 сентября 2018 г.

Фильтр для успешной компании

Автор: Наталья Емченко
Источник: Strategic Business Review

Фильтр для успешной компании Раньше бизнесу работалось проще. Достаточно было быть большим или придумать одну суперидею, и все. Теперь ни то, ни другое не является залогом успеха. Нужно быть быстрым, гибким и эффективным, а главное — работать с командой правильных людей. Без миссии, видения и ценностей бизнесу к успеху не прийти. Эти понятия — серьезная часть системы взаимоотношения любой компании с внешним миром. Через них компания сообщает клиентам, партнерам и конкурентам о том, как она работает, для чего и зачем существует.

Правила собственника

Рассматривать триумвират «миссия, видение, ценности» лучше всего с конца — с ценностей. Они исходят исключительно от собственника компании, это его бескомпромиссные правила. Если владелец решил, что его компания про инновации, то так и будет, а люди, привыкшие просто хорошо работать, там не приживутся.

Ценности неоспоримы, даже когда один собственник владеет несколькими бизнесами. В этих компаниях могут быть установлены разные рамки или комбинации, но если, к примеру, красть или опаздывать нельзя в одной, то и в другой будет так же.

Ценности бизнеса исходят от человека, основавшего его, и должны быть созвучными с представлениями людей, которые приходят туда работать. Заставить человека принять чужие ценности невозможно. Ему можно помочь их понять, это максимум, а принять под воздействием силы — никогда. Поэтому, одна из главных задач собственника в том, чтобы подчинить своим ценностям процесс набора людей и привлечения их в команду. Тогда корпоративная культура выстроится правильно именно для этой компании и ее владельца.

Крупный бизнес осознал необходимость ценностей около 10 лет тому назад, а малый и средний к этому приходит только сейчас: наращивает операционную деятельность и сталкивается с необходимостью синхронизации процессов. Но как, и для чего? Ответом на вопрос о смысле существования компании должна стать миссия. Это — строчка на клочке бумаги, это — самая большая мечта об успехе.

Зачем это все?

Миссию собственник должен формировать совместно с менеджментом своей компании и другими важными членами команды. Предварительно можно провести опрос широкого круга людей или даже стратегическую сессию, чтобы сформировать варианты миссии. Но ту, единственную, которая ответит бизнесу на вопросы «Для чего я предназначен?» и «Зачем работаю?», выбирать нужно вместе с владельцем. Для самого процесса я рекомендую привлечь опытного модератора, внешнего, не вовлеченного во внутренние процессы компании специалиста.

Миссия говорит о том, какое предназначение у компании, а о том, как к этому предназначению прийти, расскажет видение. Оно о том, каким будет путь в намеченную точку успеха, что нужно для этого преодолеть. Часто видение содержит много цифр и описаний мест на локальном или глобальном рынке, которые займет продукт компании. В нем очень много прикладных понятий и стратегических ориентиров, из которых со временем сформируются цели, а затем и сама стратегия.

Увидеть предназначение

Коммуникацию миссии, видения и ценностей нельзя провести один раз и закрепить результат навсегда. Эту информацию важно доносить всем новым сотрудникам компании, она должна лежать в основе каждого принятого решения.

Миссия — и только она — должна быть фильтром и шкалой измерения для всех стратегических шагов.

Нет принципиальной разницы между тем, как работают миссия, видение или ценности в большой и маленькой компании. Само слово «миссия» звучит очень глобально, и кажется, что применять его можно только к большому бизнесу, способному менять мир. Но миссия ведь не о размере, она о предназначении, которое должно быть у каждой компании. Даже самой маленькой. Размер бизнеса и его амбиции содержит видение, оно и фиксирует масштаб. Если бизнес видит свое предназначение в том, чтобы поить людей кофе, то количество удовлетворенных клиентов определяется только амбициями собственника: будет это одна кофейня или всемирная сеть. Не обязательно даже, чтобы миссия была уникальной. Параллельно в одном направлении могут работать много людей, важно быть эффективнее остальных.

Амбиции глобализируют миссию

Как-то я задала своей давней подруге вопрос: «Зачем ты существуешь?» «Чтобы делать женщин красивее. Я шью для них красивую одежду», — ответила та. Это миссия, она простая и далеко не глобальная, а вот делать красивее женщин во всем мире — это уже про амбиции. Про масштаб задачи. Тогда моя подруга задумалась: когда она работает самостоятельно, она может сделать счастливыми только 40 человек, а если присоединится к крупной компании, — результат ее работы ощутят уже 40 тысяч женщин. Это мотивировало ее двигаться вперед, и теперь она — креативный директор одного из украинских брендов одежды. Миссия осталась прежней, она изменила только амбиции.

Об авторе:

    Наталья Емченко, директор по связям с общественностью и коммуникациям СКМ.



ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
КНИГИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ:
Мой компас в бурные времена. В профессиональной и личной жизниМой компас в бурные времена. В профессиональной и личной жизни
Бояться, но делать. Руководство по управлению страхом от спецназовцаБояться, но делать. Руководство по управлению страхом от спецназовца
HBR Guide. Эмоциональный интеллект. Укреплять взаимоотношения. Завоевывать доверие. Гибко руководитьHBR Guide. Эмоциональный интеллект. Укреплять взаимоотношения. Завоевывать доверие. Гибко руководить

МЕТОДОЛОГИЯ: Стратегия, Маркетинг, Изменения, Финансы, Персонал, Качество, ИТ
АКТУАЛЬНО: Новости, События, Тренды, Инсайты, Интервью, Бизнес-обучение, Рецензии, Консалтинг
СЕРВИСЫ: Бизнес-книги, Работа, Форумы, Глоссарий, Цитаты, Рейтинги, Статьи партнеров
ПРОЕКТЫ: Блог, Видео, Визия, Визионеры, Бизнес-проза, Бизнес-юмор

Страница Management.com.ua в Facebook    Менеджмент.Книги: телеграм-канал для управленцев    Management Digest в LinkedIn    Отслеживать нас в Twitter    Подписаться на RSS    Почтовая рассылка


Copyright © 2001-2023, Management.com.ua

Менеджмент.Книги

телеграм-канал Менеджмент.Книги Менеджмент.Книги — новинки, книжные обзоры, авторские тезисы и ценные мысли из бизнес-книг. Подписывайтесь на телеграм-канал @books_management



Спасибо, я уже подписан(-а)