Фильтр для успешной компании
Автор: Наталья Емченко
Источник: Strategic Business Review
Раньше бизнесу работалось проще. Достаточно было быть большим или придумать одну суперидею, и все. Теперь ни то, ни другое не является залогом успеха. Нужно быть быстрым, гибким и эффективным, а главное — работать с командой правильных людей. Без миссии, видения и ценностей бизнесу к успеху не прийти. Эти понятия — серьезная часть системы взаимоотношения любой компании с внешним миром. Через них компания сообщает клиентам, партнерам и конкурентам о том, как она работает, для чего и зачем существует.
Правила собственника
Рассматривать триумвират «миссия, видение, ценности» лучше всего с конца — с ценностей. Они исходят исключительно от собственника компании, это его бескомпромиссные правила. Если владелец решил, что его компания про инновации, то так и будет, а люди, привыкшие просто хорошо работать, там не приживутся.
Ценности неоспоримы, даже когда один собственник владеет несколькими бизнесами. В этих компаниях могут быть установлены разные рамки или комбинации, но если, к примеру, красть или опаздывать нельзя в одной, то и в другой будет так же.
Ценности бизнеса исходят от человека, основавшего его, и должны быть созвучными с представлениями людей, которые приходят туда работать. Заставить человека принять чужие ценности невозможно. Ему можно помочь их понять, это максимум, а принять под воздействием силы — никогда. Поэтому, одна из главных задач собственника в том, чтобы подчинить своим ценностям процесс набора людей и привлечения их в команду. Тогда корпоративная культура выстроится правильно именно для этой компании и ее владельца.
Крупный бизнес осознал необходимость ценностей около 10 лет тому назад, а малый и средний к этому приходит только сейчас: наращивает операционную деятельность и сталкивается с необходимостью синхронизации процессов. Но как, и для чего? Ответом на вопрос о смысле существования компании должна стать миссия. Это — строчка на клочке бумаги, это — самая большая мечта об успехе.
Зачем это все?
Миссию собственник должен формировать совместно с менеджментом своей компании и другими важными членами команды. Предварительно можно провести опрос широкого круга людей или даже стратегическую сессию, чтобы сформировать варианты миссии. Но ту, единственную, которая ответит бизнесу на вопросы «Для чего я предназначен?» и «Зачем работаю?», выбирать нужно вместе с владельцем. Для самого процесса я рекомендую привлечь опытного модератора, внешнего, не вовлеченного во внутренние процессы компании специалиста.
Миссия говорит о том, какое предназначение у компании, а о том, как к этому предназначению прийти, расскажет видение. Оно о том, каким будет путь в намеченную точку успеха, что нужно для этого преодолеть. Часто видение содержит много цифр и описаний мест на локальном или глобальном рынке, которые займет продукт компании. В нем очень много прикладных понятий и стратегических ориентиров, из которых со временем сформируются цели, а затем и сама стратегия.
Увидеть предназначение
Коммуникацию миссии, видения и ценностей нельзя провести один раз и закрепить результат навсегда. Эту информацию важно доносить всем новым сотрудникам компании, она должна лежать в основе каждого принятого решения.
Миссия — и только она — должна быть фильтром и шкалой измерения для всех стратегических шагов.
Нет принципиальной разницы между тем, как работают миссия, видение или ценности в большой и маленькой компании. Само слово «миссия» звучит очень глобально, и кажется, что применять его можно только к большому бизнесу, способному менять мир. Но миссия ведь не о размере, она о предназначении, которое должно быть у каждой компании. Даже самой маленькой. Размер бизнеса и его амбиции содержит видение, оно и фиксирует масштаб. Если бизнес видит свое предназначение в том, чтобы поить людей кофе, то количество удовлетворенных клиентов определяется только амбициями собственника: будет это одна кофейня или всемирная сеть. Не обязательно даже, чтобы миссия была уникальной. Параллельно в одном направлении могут работать много людей, важно быть эффективнее остальных.
Амбиции глобализируют миссию
Как-то я задала своей давней подруге вопрос: «Зачем ты существуешь?» «Чтобы делать женщин красивее. Я шью для них красивую одежду», — ответила та. Это миссия, она простая и далеко не глобальная, а вот делать красивее женщин во всем мире — это уже про амбиции. Про масштаб задачи. Тогда моя подруга задумалась: когда она работает самостоятельно, она может сделать счастливыми только 40 человек, а если присоединится к крупной компании, — результат ее работы ощутят уже 40 тысяч женщин. Это мотивировало ее двигаться вперед, и теперь она — креативный директор одного из украинских брендов одежды. Миссия осталась прежней, она изменила только амбиции.
Об авторе:
Наталья Емченко, директор по связям с общественностью и коммуникациям СКМ.
|