Кризис требует больше инноваций, а не меньше
Автор: Юрий Чернявский, заместитель генерального директора ООО "Янтарь-Черкассы"
Существует распространенное мнение, что во времена экономического роста необходимо создавать новые идеи, а во времена кризиса — переходить в «режим выживания», не занимаясь развитием новых идей. Это «мнение» ошибочное. В действительности в сложные времена требуется больше инноваций. Почему?
Во-первых, продажи стали достигаться сложнее. Ваш торговый персонал должен лучше притягивать клиентов, а ваши продукты должны быть заманчивые, чем когда либо. Таким образом, персонал, который непосредственно работает с продуктом, должен активизироваться в поисках новых идей или смириться с сокращением объема продаж и снижением цен.
Во-вторых, управление поддерживающими видами деятельности (снабжением, персоналом, финансовой службой и другими) нуждается в более креативном способе «затягивания пояса», чем стандартный подход, который предлагают антикризисные консультанты: «давайте урежем бюджет командировочных расходов, приостановим действие трудовых договоров и сократим рабочий персонал на 10 процентов». Вместе с отрезанием необязательного слоя «корпоративного жирка» под нож могут попасть незамеченные идеи, которые могли бы вырасти в работающие инновации и выгодно выделить вас среди конкурентов.
В-третьих, экономический кризис — это лучшее время для того, чтобы усилить вашу конкурентоспособность. Западные исследования показывают, что вероятность изменить свою позицию в отрасли в два раза больше во время рецессии, чем во время экономического роста. Британское исследование, в котором приняло участие 1000 бизнесменов, убедительно засвидетельствовало: за последние 30 лет инвестиции в инновации сгенерировали 24% возврата инвестиций, в то время как сокращение расходов позволило сэкономить лишь 0,6%1. Расклад сил в вашей отрасли, скорее всего, начнет меняться очень быстро и для того, чтобы воспользоваться этими изменениями во благо вашей компании, необходимо укреплять ключевые инновационные проекты, а не сокращать их бюджеты.
Таким образом, в компаниях, которые имеют смелость продолжить инновационную деятельность во время кризиса, появляется важное преимущество по отношению к конкурентам, которые начинают отказываться от инноваций, переходя в так называемый "режим выживания", сокращая расходы, замедляя темпы производства и сужая свои виды деятельности только до основных направлений.
Как реализовать инновационную стратегию в то время, когда большинство менеджеров хотят просто «засунуть свои головы в песок» и как-то пережить это все?
Во-первых, начните процесс прямо сейчас. Если вы будете продолжать ждать, пока не обнаружите катастрофическое снижение объемов в ваших отчетах о продажах, громадное давление может не позволить начать действовать немедленно. В паническом состоянии очень сложно думать ясно и поступать взвешенно. Так что начните сейчас, пока у вас есть время для поиска неочевидных решений.
Во-вторых, вовлеките вашу команду в поиск решений, но делайте это эффективно. Мы все знаем, что неструктурированные сессии брейнсторминга обычно не дают очень хороших идей или обязательств к действию. Вы можете это изменить. В проведении совещаний используйте подход, основанный на узкосфокусированных правильно поставленных вопросах, — это позволит вам найти мощные идеи. Также рекомендую не снижать зарплаты всем сотрудникам, продолжайте хорошо вознаграждать самых креативных членов коллектива, "сканируйте" конкурентов, которые снижают зарплату всему персоналу и постарайтесь переманить их ключевых сотрудников. Привлекайте консультантов, хорошо понимающих стратегические инновации, они помогут вам организовать и структурировать процесс.
* * *
Большинство компаний, которые закрепят за собой значительную долю рынка во время спада, сохранят ее и в будущем. Большинство тех, кто потеряет рынок, не восстановят свои позиции позже. Увеличивайте количество инноваций, а не уменьшайте, — это может определить в какую категорию вы попадете.
|