Как работать с негативными отзывами в Интернете
Автор: Владимир Стеценко
Источник: UBR.UA
Рано или поздно компания сталкивается с тем, что в Интернете про нее начинают писать нехорошие вещи. Иногда это дело рук конкурентов, иногда — крик души клиента, которого в очередной раз проигнорировали. В любом случае, с этими отзывами нужно что-то делать.
Ложка дегтя в бочке меда
Забудьте о том, что у вас много довольных клиентов, а несколько негативных комментариев никак не отразятся на вашей репутации. Почему-то так сложилась, что хорошее обслуживание у нас в стране рекламировать боятся. А вот жаловаться на плохое — это пожалуйста.
К сожалению, статистика это только подтверждает:
- 62% пользователей ищут упоминания компании перед сделкой.
- 70% однажды прочитавших отзывы, делятся прочитанным с друзьями и родными.
- 80% прочитавших в дальнейшем ориентируются только на отзывы, оставленные в сети.
- 25% пользователей оставляют отзывы о товарах и услугах.
Почему появляются негативные отзывы?
Негатив в сети по отношению к вам появляется в двух случаях. Это могут быть происки завистливых конкурентов, которые хотят "подмочить" вам репутацию — черный PR никто не отменял. Но может случиться и такое, что ваша компания была не права по отношению к клиенту. Довольно распространенный случай на постсоветском пространстве. Несмотря на то, что мы уже 20 лет живем в капиталистическом обществе, сотрудники многих компаний живут по принципу, что клиент всегда НЕ прав, сделать он ничего не может, поэтому извиняться и идти на компромисс ни при каких случаях не стоит. Не можете доставить заказ вовремя? Зачем звонить, предупреждать? Пусть человек ждет. Будет нужно — сам позвонит и узнает. Или придет и узнает. Какая собственно нам разница?
И ладно бы это были единичные случаи. Но нет — это происходит массово. И зачастую владельцы компаний исповедуют тот же принцип. Хотя закон о распространении отзывов уже все должны были выучить назубок: хорошим опытом общения с компанией человек поделится с тремя-пятью людьми, а о плохом поведает двум десяткам адресатов. Хотя мне кажется, что увеличившийся уровень вовлеченности в социальные сети, форумы, блоги и т.д. сделал последнюю цифру в несколько раз больше. При этом, заметьте, отзыв в интернете практически вечен, и его могут находить снова и снова.
Есть несколько способов узнать, что о вас "думают в Интернете":
- Вбейте в поисковой строке название вашей компании и листайте дальше 5-ой страницы. Уверяю, вы найдете о себе много интересного.
- Вбейте в поисковой строке запрос "company_name отзывы".
- Вбейте название компании и добавьте что-то из ненормативной лексики. Гневные отзывы обычно пишутся не самыми приятными словами.
- Вбейте название компании в кавычках. Вы увидите упоминания о вашей компании.
- Найдите черные списки компаний. Это может быть как отдельный сайт, так и ветка обсуждений на форуме. Найдите черные списки в социальных сетях и ищите себя там. Посмотрите, что пишут о вас в Twitter, для этого нужно ввести хеш-тег и название компании: #company_name.
Важно: Используйте различные вариации написания компании. Если у компании есть официальное лицо, от имени которого ведется деятельность, то повторите действия и использованием имени этого человека.
Что делать с негативными отзывами?
- Если вы нашли негативный отзыв о себе, не стремитесь сразу же наброситься на человека и растерзать его. Прежде всего — успокойтесь. Когда вы раздражены — вы не сможете конструктивно ответить. А значит, это перерастет в бессмысленный обмен мнениями, после которого все останутся при своем. Если положение вообще не усугубится.
- Индивидуально рассматривайте каждый случай.
- Отличайте критику от гнева и раздражения. Не вся критика конструктивна, иногда люди позволяют себе выплеснуть свой гнев или разочарование.
- Если вы не правы, то извинитесь. Никто не совершенен, и все допускают ошибки. Извинитесь и предложите вариант разрешения сложившейся ситуации.
- Используйте негатив, как возможность. Говорите с клиентами, узнавайте, что именно их не удовлетворяет. Показывайте, что вы готовы развиваться и становиться лучше. Говорите "спасибо за отзыв". Задавайте вопросы. Уточняйте, что именно произошло и почему это вызвало недовольство. Если это заказной негатив, то автор стушуется. Если это реальный негатив, то вы покажете свою заинтересованность в изменении сложившейся ситуации.
- Если вы были правы, то объясните причину, почему именно жалоба бессмысленна. Старайтесь придерживаться такой структуры отказа:
- "мы внимательно ознакомились с вашей жалобой";
- если возможно, то отметьте конструктивные достоинства жалобы. Например, "предполагаемая Вами модель доставки значительно лучше";
- укажите причину, почему это невозможно. Например, "к сожалению, это противоречит действующему законодательству Украины".
- Не кидайтесь отвечать на все отзывы. Очень многие из них бессмысленны или даже абсурдны. По многим видно, что они носят заказной характер.
- Если вы видите, что сайт или ветка полностью заполнена негативом по отношению к вам, можно обратиться к администрации. И вежливо и аргументировано попросить их удалить.
- Иногда, оценив "масштаб трагедии", лучше обратиться к специалистам, которые смогут вытеснить из поисковой выдачи ненужные вам комментарии.
Об авторе:
Владимир Стеценко, пиар-менеджер студии интернет-маркетинга Fresh IT.
|