Новой экономике — новое управление
Автор: Алексей Коваленко
Источник: "&.СТРАТЕГИИ"
Сегодня топ-менеджмент предприятий и государства сформирован людьми, воспитанными на «старой экономике», а управлять им приходится в «новой». В статье Алексея Коваленко — о том, какая модель менеджмента эффективна в «новой экономике» общества будущего.
Алексей Коваленко
|
Почему сейчас, в ХХІ веке, остро встал вопрос о «новой экономике», и что она собой представляет? Сравнив информационную насыщенность и самые значимые для людей события, мы увидим, что за последние десять лет человечество прошло исторический путь, более насыщенный событиями, чем за всю предыдущую историю.
Человек прогрессирует, совершенствует и облегчает свою жизнь, изобретая новые материалы, различные механизмы, лекарства… Человек, живший 100 лет назад, посчитал бы, что наш современник живет в раю: еда, жилье, лекарства, образование — все обеспечено. Нет никаких проблем!
Менеджмент в закрытых системах
С точки зрения современного человека, это совершенно не так. Нас волнуют экономические кризисы, проблема некачественного питания, новые неизвестные заболевания, экологические вопросы. Человек освободился от вековых проблем (холод, голод, некоторые болезни), однако изменился и уровень сложности возникающих проблем.
В обществе 20-30-летней давности все было понятно: что хорошо, а что плохо, где свой, а где чужой, профессия детей зачастую предопределялась профессиями родителей; поступив на работу — работаешь всю жизнь. Период развития описываемого таким образом общества составил 80-100 лет. Для управления в нем выработана иерархическая «традиционная модель менеджмента». Она постулирует так: командуй и контролируй. Эта модель управления отлично подходит для стабильных во времени ситуаций с незначительными изменениями (эпоха закрытых систем). Границы государств и блоков были нерушимы, общества пронизаны системными институтами, призванными оказать максимальное содействие человеку (питание, медицина и здравоохранение, общественные организации — детские, юношеские, взрослые) и не дать сбиться с правильного пути — вся карательная система государства (своеобразные иммобилайзеры общества). Человек управляемо вырастал в системе детсад — школа — профтехучилище/вуз — работа. Экономически или творчески выделяться было некоторым отклонением от нормы. Основной ценностью признавалось принесение пользы обществу, при этом оно декларировало максимальную заботу о человеке.
Подошел к концу ХХ век. Почему-то общественные устои начали разрушаться как в коммунистическом, так и капиталистическом лагере. Социально-экономический прогресс стал нарушать закрытость — фундаментальное условие сохранения подобных сообществ. Обмен информацией, товарами, материалами, создание более совершенных транспортных средств, преодоление искусственных мер изоляции как товарного, так и идеологического (образ врага) характера подорвал искусственные барьеры между странами и людьми. Новые технологии, а также внедрение ПК, мобильных телефонов и Интернета привели к глобализации информации и устранению проблемы расстояния. Экономическая глобализация лишь закрепляет этот феномен. Мир стал глобален и открыт (эпоха открытых систем).
Время открывать двери
Изменилась даже изначально засекреченная самая консервативная военная сфера. Сегодня десятки европейских государств ежегодно обмениваются некогда совершенно секретной информацией — в рамках подписанных соглашений о мерах укрепления доверия и взаимных усилиях по снижению уровня военной угрозы. Это новая норма международных отношений в военной сфере более чем 40 государств. Причиной такого кардинального поворота стало осознание того факта, что всем выгоднее доверие и прозрачность. Выгоднее не только психологически, но также экономически и с точки зрения военной безопасности. Современная военная техника, нацеленная друг на друга, арсеналы ядерного, химического и биологического оружия, многомиллионные армии — все это ложилось тяжелым бременем на бюджеты, сдерживало развитие государств, не позволяло поднять качество и стандарты жизни, провоцировало замкнутость экономик. От ежегодно расходуемых сотен миллиардов на содержание армий не было ощущения безопасности, скорее наоборот, люди жили в ожидании войны. А потом появились лидеры, адекватные времени, с видением перспективы, и ситуация достаточно быстро изменилась. Мгновенно — по масштабам истории, на наших с вами глазах.
На ситуацию в стране, компании, семье стали оказывать выраженное влияние факторы, действие которых какое-то время назад просто было невозможно. Более того, если говорить о тех из них, которые влияют на предприятие, то при скрупулезном анализе окажется, что нам известно менее 25% из их числа. Очевидное тому доказательство — недавний кризис, хорошо иллюстрирующий, что мы в большинстве своем не знаем самих факторов, способных повлиять на экономическое состояние предприятия. Огромное их количество — одно из следствий глобальной открытости и высочайшего уровня сегодняшних технологий. Наверное, даже не имеет смысла пытаться учесть все подобные факторы — их очень много, они меняются слишком быстро. «Новая экономика» — это экономика развития в быстроменяющейся среде с высокой степенью неопределенности. Создаваемые системы менеджмента должны быть направлены на управление не просто предприятием, а предприятием в малопредсказуемой среде (рынок, государство, покупатели, конкуренты…).
Новая песня на старый лад
Сегодня очевиден тот факт, что весь топ-менеджмент предприятий и государств сформирован людьми, воспитанными в «старой» экономике, а управлять им приходится в «новой». Естественно, методология управления осталась старая. Нам необходимо ответить на ряд вопросов: какая модель менеджмента эффективна в «новой» экономике общества будущего; чему где и как следует учиться; как нужно выстраивать процесс управления для достижения максимальной эффективности? Постановка этих вопросов направляет нас в область педагогики, а сама их суть решается на уровне философских концепций отношений человека и общества.
Быстроменяющийся непредсказуемый мир для системы управления предприятием выглядит как множество новых поступающих информационных единиц, которые должны фильтроваться для отбора значимых. Значимые информационные единицы получают некий конструктивный ответ структуры, предстающий либо в виде ее изменения (подстройки), либо в виде ее коммуникации с информацией для выработки компромиссного решения. Вертикально интегрированная структура делает это медленно. Горизонтальная же, плоская, более гибкая, дает быстрый ответ. Такие примеры в сегодняшнем менеджменте представлены проектными структурами, организующимися для решения конкретных задач и возглавляемыми лидером-координатором. Следовательно, одним из возможных вариантов системы управления в быстроменяющейся малопредсказуемой среде является управление группой плоских структур с минимальной общей административной надстройкой. При этом каждое из звеньев должно быть автономным как по дистанции с другими звеньями, так и по продолжительности возможной автономии.
Эффективная для управления в новом обществе гибкая горизонтальная модель доказывает: изменения и ускорение — норма, следовательно, эффективное управление — «адаптация — обучение — контроль».
В горизонтальных структурах по сравнению с вертикально интегрированными системами значительно выше требования к компетенции каждого из участников, тем более лидера-координатора: профессионализм в разных сферах, опыт практической деятельности, умение эффективно взаимодействовать, личностная развитость, гибкость, открытость переменам, крепкое здоровье. Узкий функционально ориентированный профессионализм допустим на уровнях исполнения, а не на уровне управления, особенно в горизонтальных структурах. Для управленцев узость профессиональных навыков и неумение эффективно взаимодействовать — недопустимый личный дефект. Учитывая, что за три дня мир сегодня создает больше информации, чем за всю свою предыдущую историю, и скорость ее обновления нарастает, становится понятно: для того, кто хочет быть на волне, отсутствие постоянного очного и заочного самообразования является серьезной ошибкой. Те же, кто не готов к подобным требованиям, выдвигаемых новым открытым обществом, должны либо к ним адаптироваться, либо принять решение о поиске более комфортных условий (распространенное явление дауншифтинг), возможно, на более низких должностях или в вертикальных структурах с узкофункциональными обязанностями и меньшей степенью личной ответственности за результаты.
Каждый руководитель сегодня озадачен вопросом обязательного собственного развития и направления развития ведущих сотрудников. А общество, желающее подготовить подрастающее поколение в соответствии с реалиями сегодняшнего и будущего мира, в большей степени, чем когда-либо, должно пропагандировать широту кругозора и навыков, умение личного эффективного действия и LLL (Long Life Learning) как фундаментальную основу личного успеха каждого гражданина. Лишь заложив подобные ценности с самого раннего возраста на уровне системного образования, общество обеспечит себе экономический успех, процветание культуры и истинный гуманизм. Будущий мир — это мир лидеров, творческих, ярких и эффективных людей.
Об авторе:
Алексей Коваленко, генеральный директор научно-производственного предприятия «Ариадна».
|